Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

Детей ранит, когда взрослые 8
           «Родовая Земля»                                                                          ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                       •  23
           № 3 (224), март 2023 г.


              1. Родители не должны пос-                                                                                           на диване с телефоном и всё —
           тоянно чувствовать себя вино-                                                                                           это нормально. Так проявляется
           ватыми.                                           правил                                                                его отказ жить по вашим прави-
              Чем больше сознательные ро-                                                                                          лам, когда вы — активное нача-
           дители думают о том, как надо, тем                                                                                      ло, источник всех мотиваций, же-
           больше они начинают нервничать                                                                                          ланий, решений. Чем больше вы
           и переживать, что сделали что-то                                                                                        вокруг  него прыгаете, тем  боль-
           не то — наорали, шлёпнули, не                                                                                           ше он закрывается. Оставьте его,
           поддержали или, наоборот, пере-                                                                                         дайте ему понять, что вы не буде-
           хвалили.  Ребёнку  не очень  спо-                                                                                       те его оттуда выковыривать. Знае-
           койно, когда родитель постоянно                   счастливых                                                            те, меня часто спрашивают, как пе-
           чувствует себя неуверенным, ви-                                                                                         режить подростковый возраст ре-
           новатым, боится совершить ошиб-                                                                                         бёнка. Так вот займитесь собой,
           ку или отойти от канона. Особенно                 взаимоотношений                                                       своими делами.
           это тяжело для маленьких детей.                                                                                            8. Используйте позитивную
              2. Врать детям — нехорошо.                                                                                           коммуникацию.
                                                                                                                                      Семейная жизнь состоит из
           начинают им врать. Их дезориен-                   с детьми                                                              коммуникаций — это слова, улыб-
           тирует, когда взрослые говорят                                                                                          ки, просьбы, претензии, подарки
           одно, а делают другое. Например,                                                                                        и так далее. Представьте себе этот
           ребёнку всё время твердят: «Мы                                                                                          обмен коммуникациями так, буд-
           же всё для тебя делаем», а на са-  любимым, друг умер, личный кри-  мама,  оберегающая их от  малей-  бёнком 24 часа в сутки — нор-  то вы бросаете друг другу шарики,
           мом деле ничего из того, что хочет  зис, да мало ли что!    ших неприятностей. В результате  мально.                    светлые или тёмные. Светлые —
           ребёнок, не делается, и его даже   4. Живите своей жизнью, не  люди там превратились в жиро-  Никогда в жизни молодую мать  это улыбнуться, обнять, накрыть
           не спрашивают. В таком случае де-  пытаясь постоянно помогать  вые пузыри, не способные само-  с ребёнком или двумя не оставля-  одеялом, похвалить, сказать «я
           ти не понимают, чего от нас ждать  ребёнку и опекать его.   стоятельно даже ходить и жевать  ли одну. У богатых была прислу-  тебя люблю», утешить. А тёмные
           и на что рассчитывать.           Всё, что требуется от родите-  пищу. Вряд ли это то, чего бы мы  га, у бедных — большая семья. А  — закатывать глаза, хлопать две-
              3.  На  ставьте  своей  целью  ля, это жить своей жизнью и быть  хотели. Вообще главное — всег-  сейчас мы ребёнка на улицу одно-  рью, кричать, бить, швырять ве-
           сделать детей счастливыми.    внимательным к своему ребёнку.  да нужно помнить о том, что дети  го не выпускаем. Семьи стали ма-  щи, критиковать, ругать, предъяв-
              Это  ловушка  современного  Это не значит, что нужно делать  нам даны не в каторгу, а для радо-  ленькие: мама одна, папа на рабо-  лять претензии.
           родителя: надо сделать так, что-  всё, что он хочет и всегда быть ря-  сти, в этом весь смысл.  те. И получается адская ситуация:   Проводилось  масштабное  ис-
           бы ребёнок вырос счастливым. Да  дом с ним. Нужно просто всегда   5. Не нужно постоянно ду-  ребёнку дико скучно, он хочет с  следование на тему того, от че-
           как на это можно вообще закла-  сохранять канал связи открытым.  мать о том, что вы нанесёте ре-  мамой играть, потому что больше  го зависит удовлетворённость се-
           дываться? Представьте, что кто-то   Если вы видите, что ребёнку  бёнку травму.            не с кем. А мама не может себе по-  мейной жизнью. Оказалось, се-
           потратил все свои ресурсы ради  нужна ваша помощь, нужно быть   Мы травмируем детей каждый  зволить играть, ей некогда. Кроме  мейное счастье не зависит ни от
           того, чтобы вы были счастливы, а  готовым всё бросить и быть с ним.  день: тем, что ходим на работу, что  того, ей это тоже дико скучно.  возраста супругов,  ни  от образо-
           у вас осенняя хандра или несчаст-  Но включать этот режим нужно  не разрешаем мультики и так да-  Для взрослой женщины не-  вания, ни от денег, ни от наличия
           ная любовь. И вы чувствуете себя  в действительно серьёзные мо-  лее.  Мы вообще все  постоянно  естественно играть в игры трёх-  детей, а только от того, какой вид
           виноватым из-за того, что в дан-  менты. Представьте, что было бы,  травмируемся, это не  конец  све-  летки. Родителям надо подумать,  коммуникации в семье главный
           ный момент вы несчастливы.    если  бы мы удовлетворяли  абсо-  та. И дети, пока растут, всё время  как найти ребёнку общество дру-  — «тёмный» или «светлый». Если
              То есть мало того, что вам пло-  лютно все потребности своего ре-  травмируются. Весь вопрос в том,  гих детей. Ну, например, догово-  конкретнее, счастлива та семья,
           хо сейчас, вы ещё и сволочь полу-  бёнка, делая так, чтобы он никогда  чтобы это были микротравмы.  риться с подругами, что дети бу-  где на «тёмную» коммуникацию
           чаетесь, подвели близких людей.  не страдал?                Если вы не теряете контакт с ре-  дут по очереди приходить играть  отвечают «светлой» чаще, чем на
           Как вообще можно закладывать-    Помните,   в  мультфильме  бёнком, то ничего страшного. Он  то в одну семью, то в другую.  «светлую» — «тёмной».
           ся на то, чтобы ребёнок был счаст-  «Валл-И»: космический корабль-  может это пережить и постепенно   7. Оставьте подростков в по-
           лив? У него может быть подрост-  санаторий, на котором посели-  адаптироваться.           кое.                                Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ,
           ковая депрессия, расставание с  ли людей, — это такая идеальная   6. Не хотеть играть с ре-  Если подросток хочет лежать     психолог, педагог и публицист




                         Какие возможности даёт ребёнку домашнее обучение




                                                                       ет выстраивать образователь-  го сейчас или нет, да ещё и угро-  веем миф, что ребёнок вне шко-
                                                                       ный процесс с учётом индивиду-  жать, что заставят переделывать  лы не может социализироваться.
                                                                       альных потребностей ребёнка:  или отберут телефон? Скорее      Социализация — это не про
                                                                       можно начать позже, чтобы бы-  всего, интерес быстро пропадёт.  общение с одной и той же груп-
                                                                       ла возможность выспаться, или    Всё это внешняя, к тому же не-  пой людей в течение многих лет.
                                                                       хоть целый  день заниматься од-  гативная мотивация. Домашнее  Это  про  знакомство и взаимо-
                                                                       ним предметом, если интересно,  обучение в большей степени спо-  действие с разными людьми раз-
                                                                       можно двигаться, когда тело про-  собствует развитию внутренней  ных возрастов: близкими и даль-
                                                                       сит движения, и отдыхать, когда  мотивации, когда человек сам,  ними родственниками, друзья-
                                                                       чувствуешь усталость.         из своего собственного желания  ми семьи, детьми во дворе, в
                                                                          Такая постоянная сверка с со-  учится, а в будущем — легко идёт  спортивных и творческих кол-
                                                                       бой в будущем помогает легко от-  к поставленным целям.     лективах, даже в игровых чатах,
                                                                       делять свои желания от чужих,    •  Возможность  фокусиро-  общение в путешествиях и так
                                                                       ставить свои потребности на пер-  ваться на собственном про-  далее. И здесь ребёнок тоже мо-
                                                                       вое место и идти к своим, а не на-  грессе.                 жет выбирать, с кем и как часто
                                                                       вязанным целям. Глобально —      Система отметок, принятая в   ему общаться.
                                                                       выстраивать свою жизнь в  соот-  классической школе, предпола-  Многие родители тревожат-
              • Возможность выбирать.    про одну возможность, которую  ветствии с тем, как хочется, а не  гает сравнение детей друг с дру-  ся, насколько глубокими будут
              Проснуться пораньше или по-  даёт домашнее обучение:     как принято, надо или лучше ко-  гом. Причём происходит пере-  знания их детей, если отказать-
           позже, заняться русским или ма-  • возможность прислуши-    му-то.                        нос: «хорошие» и «плохие» оцен-  ся от традиционной школы, про-
           тематикой, изучить материал на  ваться к своим ощущениям,      • Возможность получать  ки автоматически делят учеников   сто страшно выбрать непопуляр-
           два дня вперёд или отдохнуть,  желаниям и потребностям.     удовольствие от обучения.     на «успешных» и «неуспешных»   ный путь. Но давайте призна-
           сесть  за  стол  или  устроиться  на   Далеко не каждый маленький   Есть дети, которые с удо-  детей. Рождается мысль «я недо-  емся: многие ли школьные зна-
           полу, писать синей ручкой или зе-  человек ровно в 8:00 хочет счи-  вольствием учатся в классиче-  статочно хорош» — плодородная   ния до сих пор с нами и пригоди-
           лёной с блёстками.            тать столбиком, в 8:50 — страст-  ской школе, и это замечательно.  почва для неуверенности в себе,   лись нам в жизни? Знания — это
              Нередко родители боятся «из-  но желает рисовать, а в 9:40 —  Но есть другие, которые не лю-  прокрастинации и синдрома са-  самое простое, при желании по-
           лишней» свободы для своих де-  проверять безударные гласные.  бят учиться, для которых уроки и  мозванца.               полнить их можно в любое вре-
           тей, но надо помнить, что когда  И всё это, скажем так, не в самом  домашки — настоящее мучение.   На домашнем обучении ре-  мя, в любом возрасте. Важнее
           эти дети вырастают, многим  из  естественном для ребёнка поло-  Что тогда?                бёнку гораздо проще фокусиро-  фундаментальные вещи, кото-
           них так не хватает навыка (или  жении — неподвижно сидя. Осо-  Дети от природы очень лю-  ваться не на «абсолюте» в виде   рые мы в силах дать ребёнку сей-
           разрешения себе) делать свой  бенно, если в это время ужасно  бознательны, они действительно  отметки «отлично», а замечать   час, чтобы в будущем он сам вы-
           выбор.                        хочется спать или прыгать и ку-  постоянно хотят узнавать и про-  свой собственный прогресс и   бирал и реализовывал свою луч-
              Согласись, мы, взрослые, ра-  выркаться. Но детям дают понять:  бовать новое. Нам важно увидеть  быть постоянно в «ситуации успе-  шую жизнь.
           но или поздно, открыто или в глу-  то, что ты чувствуешь, не имеет  эту потребность и помочь удов-  ха» — достигать чуть лучших ре-  И даже если родители не гото-
           бине души приходим к тому, что  значения, то, что ты хочешь — не  летворить в интересной для ре-  зультатов, чем вчера. Так креп-  вы принять решение о переходе
           хотим выбирать: работу, которая  важно.                     бёнка форме, подходящем тем-  нет уверенность в своих силах и   на домашнее обучение для своих
           по-настоящему нравится, график,   Поэтому так часто клиенты  пе, поддерживающей атмосфере  мысль «я могу», которая будет с   детей, то хотя бы дома, в семье, в
                                                                                                                                   свободное от школы время, они
           в котором комфортно, людей, с  психологов и тренеров на вопрос  и комфортных условиях.    ребёнком на всю жизнь.
           которыми хорошо.  А главное  —  о том, что они чувствуют, затруд-  Задумайтесь: если нам, взро-  Задумываясь о домашнем   могут создать те возможности, о
                                                                                                                                   которых мы поговорили.
           действительно можем выбирать.  няются дать ответ. Сбит, пожалуй,  слым, изначально понравилось   обучении, нередко родители ис-
           Но  в  условиях,  когда  так  много  самый важный ориентир для че-  какое-то занятие, полюбим ли  пытывают тревогу по разным по-
           решали за нас, забыли об этом,  ловека — опора на собственные  мы его, если нас будут постоянно  водам. Например, в дискуссиях    Анастасия ВАУЛИНА,
           потому что не углублялась и даже  чувства и ощущения.       оценивать, торопить, указывать  об этой форме получения обра-  тренер, психолог, мама ребёнка
           подавлялась наша способность     Домашнее обучение гора-    на ошибки и скажут делать не-  зования часто звучит слово «со-        на семейном обучении
           прислушиваться к себе. И это ещё  здо более гибкое. Оно позволя-  зависимо от того, хотим мы это-  циализация». Давайте сразу раз-      www.wday.ru
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28