Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
Детей ранит, когда взрослые 8
«Родовая Земля» ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО • 23
№ 3 (224), март 2023 г.
1. Родители не должны пос- на диване с телефоном и всё —
тоянно чувствовать себя вино- это нормально. Так проявляется
ватыми. правил его отказ жить по вашим прави-
Чем больше сознательные ро- лам, когда вы — активное нача-
дители думают о том, как надо, тем ло, источник всех мотиваций, же-
больше они начинают нервничать ланий, решений. Чем больше вы
и переживать, что сделали что-то вокруг него прыгаете, тем боль-
не то — наорали, шлёпнули, не ше он закрывается. Оставьте его,
поддержали или, наоборот, пере- дайте ему понять, что вы не буде-
хвалили. Ребёнку не очень спо- те его оттуда выковыривать. Знае-
койно, когда родитель постоянно счастливых те, меня часто спрашивают, как пе-
чувствует себя неуверенным, ви- режить подростковый возраст ре-
новатым, боится совершить ошиб- бёнка. Так вот займитесь собой,
ку или отойти от канона. Особенно взаимоотношений своими делами.
это тяжело для маленьких детей. 8. Используйте позитивную
2. Врать детям — нехорошо. коммуникацию.
Семейная жизнь состоит из
начинают им врать. Их дезориен- с детьми коммуникаций — это слова, улыб-
тирует, когда взрослые говорят ки, просьбы, претензии, подарки
одно, а делают другое. Например, и так далее. Представьте себе этот
ребёнку всё время твердят: «Мы обмен коммуникациями так, буд-
же всё для тебя делаем», а на са- любимым, друг умер, личный кри- мама, оберегающая их от малей- бёнком 24 часа в сутки — нор- то вы бросаете друг другу шарики,
мом деле ничего из того, что хочет зис, да мало ли что! ших неприятностей. В результате мально. светлые или тёмные. Светлые —
ребёнок, не делается, и его даже 4. Живите своей жизнью, не люди там превратились в жиро- Никогда в жизни молодую мать это улыбнуться, обнять, накрыть
не спрашивают. В таком случае де- пытаясь постоянно помогать вые пузыри, не способные само- с ребёнком или двумя не оставля- одеялом, похвалить, сказать «я
ти не понимают, чего от нас ждать ребёнку и опекать его. стоятельно даже ходить и жевать ли одну. У богатых была прислу- тебя люблю», утешить. А тёмные
и на что рассчитывать. Всё, что требуется от родите- пищу. Вряд ли это то, чего бы мы га, у бедных — большая семья. А — закатывать глаза, хлопать две-
3. На ставьте своей целью ля, это жить своей жизнью и быть хотели. Вообще главное — всег- сейчас мы ребёнка на улицу одно- рью, кричать, бить, швырять ве-
сделать детей счастливыми. внимательным к своему ребёнку. да нужно помнить о том, что дети го не выпускаем. Семьи стали ма- щи, критиковать, ругать, предъяв-
Это ловушка современного Это не значит, что нужно делать нам даны не в каторгу, а для радо- ленькие: мама одна, папа на рабо- лять претензии.
родителя: надо сделать так, что- всё, что он хочет и всегда быть ря- сти, в этом весь смысл. те. И получается адская ситуация: Проводилось масштабное ис-
бы ребёнок вырос счастливым. Да дом с ним. Нужно просто всегда 5. Не нужно постоянно ду- ребёнку дико скучно, он хочет с следование на тему того, от че-
как на это можно вообще закла- сохранять канал связи открытым. мать о том, что вы нанесёте ре- мамой играть, потому что больше го зависит удовлетворённость се-
дываться? Представьте, что кто-то Если вы видите, что ребёнку бёнку травму. не с кем. А мама не может себе по- мейной жизнью. Оказалось, се-
потратил все свои ресурсы ради нужна ваша помощь, нужно быть Мы травмируем детей каждый зволить играть, ей некогда. Кроме мейное счастье не зависит ни от
того, чтобы вы были счастливы, а готовым всё бросить и быть с ним. день: тем, что ходим на работу, что того, ей это тоже дико скучно. возраста супругов, ни от образо-
у вас осенняя хандра или несчаст- Но включать этот режим нужно не разрешаем мультики и так да- Для взрослой женщины не- вания, ни от денег, ни от наличия
ная любовь. И вы чувствуете себя в действительно серьёзные мо- лее. Мы вообще все постоянно естественно играть в игры трёх- детей, а только от того, какой вид
виноватым из-за того, что в дан- менты. Представьте, что было бы, травмируемся, это не конец све- летки. Родителям надо подумать, коммуникации в семье главный
ный момент вы несчастливы. если бы мы удовлетворяли абсо- та. И дети, пока растут, всё время как найти ребёнку общество дру- — «тёмный» или «светлый». Если
То есть мало того, что вам пло- лютно все потребности своего ре- травмируются. Весь вопрос в том, гих детей. Ну, например, догово- конкретнее, счастлива та семья,
хо сейчас, вы ещё и сволочь полу- бёнка, делая так, чтобы он никогда чтобы это были микротравмы. риться с подругами, что дети бу- где на «тёмную» коммуникацию
чаетесь, подвели близких людей. не страдал? Если вы не теряете контакт с ре- дут по очереди приходить играть отвечают «светлой» чаще, чем на
Как вообще можно закладывать- Помните, в мультфильме бёнком, то ничего страшного. Он то в одну семью, то в другую. «светлую» — «тёмной».
ся на то, чтобы ребёнок был счаст- «Валл-И»: космический корабль- может это пережить и постепенно 7. Оставьте подростков в по-
лив? У него может быть подрост- санаторий, на котором посели- адаптироваться. кое. Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ,
ковая депрессия, расставание с ли людей, — это такая идеальная 6. Не хотеть играть с ре- Если подросток хочет лежать психолог, педагог и публицист
Какие возможности даёт ребёнку домашнее обучение
ет выстраивать образователь- го сейчас или нет, да ещё и угро- веем миф, что ребёнок вне шко-
ный процесс с учётом индивиду- жать, что заставят переделывать лы не может социализироваться.
альных потребностей ребёнка: или отберут телефон? Скорее Социализация — это не про
можно начать позже, чтобы бы- всего, интерес быстро пропадёт. общение с одной и той же груп-
ла возможность выспаться, или Всё это внешняя, к тому же не- пой людей в течение многих лет.
хоть целый день заниматься од- гативная мотивация. Домашнее Это про знакомство и взаимо-
ним предметом, если интересно, обучение в большей степени спо- действие с разными людьми раз-
можно двигаться, когда тело про- собствует развитию внутренней ных возрастов: близкими и даль-
сит движения, и отдыхать, когда мотивации, когда человек сам, ними родственниками, друзья-
чувствуешь усталость. из своего собственного желания ми семьи, детьми во дворе, в
Такая постоянная сверка с со- учится, а в будущем — легко идёт спортивных и творческих кол-
бой в будущем помогает легко от- к поставленным целям. лективах, даже в игровых чатах,
делять свои желания от чужих, • Возможность фокусиро- общение в путешествиях и так
ставить свои потребности на пер- ваться на собственном про- далее. И здесь ребёнок тоже мо-
вое место и идти к своим, а не на- грессе. жет выбирать, с кем и как часто
вязанным целям. Глобально — Система отметок, принятая в ему общаться.
выстраивать свою жизнь в соот- классической школе, предпола- Многие родители тревожат-
• Возможность выбирать. про одну возможность, которую ветствии с тем, как хочется, а не гает сравнение детей друг с дру- ся, насколько глубокими будут
Проснуться пораньше или по- даёт домашнее обучение: как принято, надо или лучше ко- гом. Причём происходит пере- знания их детей, если отказать-
позже, заняться русским или ма- • возможность прислуши- му-то. нос: «хорошие» и «плохие» оцен- ся от традиционной школы, про-
тематикой, изучить материал на ваться к своим ощущениям, • Возможность получать ки автоматически делят учеников сто страшно выбрать непопуляр-
два дня вперёд или отдохнуть, желаниям и потребностям. удовольствие от обучения. на «успешных» и «неуспешных» ный путь. Но давайте призна-
сесть за стол или устроиться на Далеко не каждый маленький Есть дети, которые с удо- детей. Рождается мысль «я недо- емся: многие ли школьные зна-
полу, писать синей ручкой или зе- человек ровно в 8:00 хочет счи- вольствием учатся в классиче- статочно хорош» — плодородная ния до сих пор с нами и пригоди-
лёной с блёстками. тать столбиком, в 8:50 — страст- ской школе, и это замечательно. почва для неуверенности в себе, лись нам в жизни? Знания — это
Нередко родители боятся «из- но желает рисовать, а в 9:40 — Но есть другие, которые не лю- прокрастинации и синдрома са- самое простое, при желании по-
лишней» свободы для своих де- проверять безударные гласные. бят учиться, для которых уроки и мозванца. полнить их можно в любое вре-
тей, но надо помнить, что когда И всё это, скажем так, не в самом домашки — настоящее мучение. На домашнем обучении ре- мя, в любом возрасте. Важнее
эти дети вырастают, многим из естественном для ребёнка поло- Что тогда? бёнку гораздо проще фокусиро- фундаментальные вещи, кото-
них так не хватает навыка (или жении — неподвижно сидя. Осо- Дети от природы очень лю- ваться не на «абсолюте» в виде рые мы в силах дать ребёнку сей-
разрешения себе) делать свой бенно, если в это время ужасно бознательны, они действительно отметки «отлично», а замечать час, чтобы в будущем он сам вы-
выбор. хочется спать или прыгать и ку- постоянно хотят узнавать и про- свой собственный прогресс и бирал и реализовывал свою луч-
Согласись, мы, взрослые, ра- выркаться. Но детям дают понять: бовать новое. Нам важно увидеть быть постоянно в «ситуации успе- шую жизнь.
но или поздно, открыто или в глу- то, что ты чувствуешь, не имеет эту потребность и помочь удов- ха» — достигать чуть лучших ре- И даже если родители не гото-
бине души приходим к тому, что значения, то, что ты хочешь — не летворить в интересной для ре- зультатов, чем вчера. Так креп- вы принять решение о переходе
хотим выбирать: работу, которая важно. бёнка форме, подходящем тем- нет уверенность в своих силах и на домашнее обучение для своих
по-настоящему нравится, график, Поэтому так часто клиенты пе, поддерживающей атмосфере мысль «я могу», которая будет с детей, то хотя бы дома, в семье, в
свободное от школы время, они
в котором комфортно, людей, с психологов и тренеров на вопрос и комфортных условиях. ребёнком на всю жизнь.
которыми хорошо. А главное — о том, что они чувствуют, затруд- Задумайтесь: если нам, взро- Задумываясь о домашнем могут создать те возможности, о
которых мы поговорили.
действительно можем выбирать. няются дать ответ. Сбит, пожалуй, слым, изначально понравилось обучении, нередко родители ис-
Но в условиях, когда так много самый важный ориентир для че- какое-то занятие, полюбим ли пытывают тревогу по разным по-
решали за нас, забыли об этом, ловека — опора на собственные мы его, если нас будут постоянно водам. Например, в дискуссиях Анастасия ВАУЛИНА,
потому что не углублялась и даже чувства и ощущения. оценивать, торопить, указывать об этой форме получения обра- тренер, психолог, мама ребёнка
подавлялась наша способность Домашнее обучение гора- на ошибки и скажут делать не- зования часто звучит слово «со- на семейном обучении
прислушиваться к себе. И это ещё здо более гибкое. Оно позволя- зависимо от того, хотим мы это- циализация». Давайте сразу раз- www.wday.ru