Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26
26 • ИСТОКИ 3 (236), 2024 .
« »
Кто и когда собрал сведения добавить, что сей учёный муж счи
тается ближайшим сподвижником
братьев Гримм и больше того —
второй том их сказок во многом
о народах России записан с его слов. В общем, лич
ность, заслуживающая доверия.
В надёжных руках
Пример передовых немцев
воспроизводился буквально во
Откуда мы получаем знания всём. К середине XIX века власть
о том или ином предмете? Из по Екатерина II в Чебоксарах, 1767 год решилатаки скоординировать
пулярных книг, написанных учё действия разрозненных ино
ными (это в лучшем случае), или странцев. И такой центр был со
СМИ. А откуда черпают знания здан (по прусскому примеру) при
они сами? Из научных трудов ма министерстве внутренних дел. И
ститых, признанных в академи то верно: кому ещё собирать ин
ческой среде авторитетов. Так уж формацию о различных (подозри
вышло в естественных науках, что тельных, по мнению власти) на
чем дальше от нас отстоит по вре родных проявлениях, как не поли
менной шкале учёный, тем он счи ции?! В период с 1842 по 1852 гг.
тается компетентнее. Порой на графом Перовским, на тот момент
безальтернативной основе. Сей министром МВД, был сформиро
час всем известно, что историю ван вокруг себя костяк специали
для нас писали приглашённые стов, по сути, написавших россий
немецкие специалисты Миллер, скую этнографию в известном нам
Шлёцер (не знал русского языка), сегодня виде.
Байер (не знал русского языка) и Вот несколько фамилий: В. И.
более ранний Гизель. Даль (тот самый!) был правой ру
Хорошо, если история — это кой Перовского и возглавлял кан
изложение событий на некото целярию министерства, а также
ром временном интервале. Тогда Аксаков, Надеждин, Артемьев, Са
что такое этнография? Упрощён харов, Терещенко и другие. От
но — наука о народах, их культур дельно стоит упомянуть Д. А. Тол
ных обычаях, обрядах, нравах, ми стого — будущего министра МВД
ровоззрении. Сведения, безуслов (при Александре III), уделявшего
но, важные как для государства, ра материальных средств и служ родности: «православие, само вие по маршруту Москва–Н. Нов пристальное внимание изучению
так и для нации, в состав которой бы в армии, но мощное общест державие, народность». город–Казань–Пермь–Тобольск– раскола и староверов.
эти самые народы входят. Наря венное явление, способное на са Алтай считается важнейшей ве Справедливо рассудив, что из
ду с историческим повествовани моорганизацию и даже сверже Никто, кроме них хой в сборе информации для на удобных кабинетов необходимо
ем, этнографическая информация ние элиты. Интересоваться наро уки. Следует добавить, что из переместиться ближе к источни
формирует подрастающие поко дом стало не просто модно, но и Передовые идеи французских вестного специалиста во всех его ку исследования, были организо
ления, даёт им основу для самои необходимо по соображениям мыслителей и философов были странствиях по империи сопро ваны экспедиции в Ярославскую,
дентификации в окружающем ми безопасности. подхвачены немцами. Они, как вождала довольно многочислен Костромскую, Нижегородскую гу
ре, ориентиры в отношении со Совсем не удивительно, что всегда, взялись за дело основа ная охрана. Географией России за бернии. Одной из целей было за
седних народов. толчок к развитию этнографии в тельно и серьёзно. Наиболее из нимался ещё один немец — Пётр дание разобраться с реальным
Задавались ли вы вопросом, Российской империи дала Екате вестны своей деятельностью бра Кеппен, создавший в 1738 г. этно положением дел в церковной ста
откуда у нас сведения о названии рина II. Она состояла в активной тья Гумбельдты и братья Гримм, графическую карту страны (прав тистике по верующим. Результаты
малых народов России, их богах, переписке со многими француз практически с нуля сформиро да, без Кавказа и Сибири). просто ошеломили чиновников!
обрядах, эпосе и героях? Для нас, скими мыслителями, философа вавшие немецкую этнографию. В Он же стал одним из инициато Выяснилось, что количест
само собой разумеется, эта ин ми, во многом разделяя и поддер этой связи интересны несколько ров основания Русского географи во народных культов нужно сна
формация была, сколько мы се живая их прогрессивные взгляды. моментов. Гримм собирали мате ческого общества, учреждённо чала умножить на 10–11, а потом
бя помним. Но так было не всег Кроме всего прочего, она была риал для своих знаменитых ска го в 1845 г. Существенный вклад в уже детально разбираться, ко
да. Удивитесь ли вы, узнав, что все иностранкой и нуждалась в све зок, не выезжая из города! Упро формирование новой науки внёс го и сколько есть. Была открыта
эти сведения появились лишь в дениях о своих подданных, кото щая, можно так описать этот про барон Август фон Гакстгаузен, так для высшего света «секта» бегу
XIX веке? А до того у государства рые никто не мог ей дать. Был ещё цесс: ходили по гостям именитых же путешествовавший по россий новстранников и некоторые дру
не было решительно никакого по один важный мотив — политиче немецких фамилий и записывали ской глубинке (1842–1843) и со гие. Чиновникам МВД активно по
нятия о народах, населяющих ог ский. Она была решительно на их рассказы, воспоминания о об биравший сведения о народных могали в изучении язычества на
ромнейшую территорию? Тем не строена встроить Россию в евро рядах, традициях и так далее. обычаях, крестьянской общине, а селения их коллеги из министер
менее, это так. пейский тренд, как тогда казалось, В итоге родились всем извест особенно он интересовался рели ства имущества, так же выезжав
Ещё один важный вопрос: кто просвещённых народов. ные сказки братьев Гримм. А све гиозным расколом. Учёный (тра шие для изучения «на землю», по
собирал, систематизировал, опи За дело взялась активно и не дения, ими собранные, вошли в диционно) не знал русского язы ближе к народу. Ну некому боль
сывал, толковал и издавал такие стандартно, поскольку и не бы основу знаний о немецких наро ка, но, по результатам непростых ше было этим заняться!
важные данные, мгновенно став ло в этом направлении проторен
шие этнографической матрицей, ных дорог. Было решено «пойти в Фундамент знаний
которую используют теперь по народ», а вернее, поплыть. «Волж Изыскания производились
любому поводу в отношении на ский вояж» (1767 г.) императри
родов России? И к этим основопо цы и многочисленных сопрово под бдительным присмотром не
мецких мужей, имевших успеш
лагающим сведениям приложили ждающих её лиц, включая ино
свою руку вездесущие немецкие странных послов, длился целых 32 ный опыт создания фундамента
знаний о немецких народах с ну
специалисты! Практически всё, дня. Между собой участники путе ля. Российские энтузиасты, понят
что мы сегодня знаем по дисци шествия называли его «поездка в ное дело, во всём слушали ино
плине «Этнография», подготовили Азию», и по странному стечению странных экспертов, руководст
пресловутые немцы. обстоятельств маршрут его про вовались и вдохновлялись их при
ходил по тем самым местам, в ко мером. Особо нужно отметить, что
Волжский вояж торых буквально через пять лет «семена», посеянные в иезуитских
императрицы будет полыхать пожар войны под образовательных учреждениях,
предводительством Е. Пугачёва. Странники-богомольцы обильно взошли и добились к то
Во второй половине XVII в. в Знакомство с малыми наро му времени внушительных карь
российском государстве начали дами не вполне удалось, хрома ерных высот.
писать такую нужную новой дина ла организация, сказывалось от дах. Старший Гумбельдт работал в изысканий, издал книгу о класси Следуя моде на различные об
стии историю. В XVIII в. основная сутствие информации и общее не госструктурах, в том числе дирек фикации народных верований. щества (как сегодня НКО), было
конструкция историографии бы понимание крестьянского боль тором департамента исповеданий Безусловно, полезная книга образовано общество покрови
ла свёрстана, а в начале XIX в. при шинства. Надо всё же признать, и просвещения, некоторое время вышла, естественно, на немецком тельства животных, по инициати
дворный писатель Карамзин при что поездка дала свои результа министром внутренних дел. Его языке и на нём же изучалась рос ве которого, руководствуясь бла
вёл скучные труды немецких ака ты: в период с 1770 по 1780 гг. са младший брат Александр фон Гум сийскими чиновниками, а переве гой целью освобождения от раб
демиков в приемлемый для ши мым активным образом прово бельдт занимался геологией, гео дена на русский была лишь к 1870 ства и «невыносимых» условий со
рокого читателя вид. Естествен дились исследования этнографии графией, много времени провёл в г., что ярко характеризует нацио держания, к 1870 г., только по офи
ным образом при описании собы российских народов. А в Россий экспедициях, в том числе по Юж нальную принадлежность высше циальным (учтённым) данным,
тий то и дело упоминались племе ской империи нашли приют гони ной Америке и России. У нас этого го света Российской империи. было расстреляно более 4500 руч
на и народы, но их названия ниче мые по всей Европе иезуиты, по специалиста по географии и этно Сказать, что сведения, собран ных медведей! Это ярмарочные,
го под собой не имели, никто ни лучившие задание сваять нацио графии очень сильно заинтересо ные Гакстгаузеном удивили элиту водимые, цирковые и другие об
чего толком о них не знал. нальную идею, призванную объе вали пещеры, гроты, подземные государства, значит здорово пре ученные ручные животные.
Грянувшая во Франции рево динить элиту и народ. города и древние мегалиты. уменьшить эффект. Он утверждал, Даже сегодня мы с трепетом
люция показала дворянам, что Их изощрённому уму принад Несколько осложняло дело что крестьянская масса попреж относимся к зверю, являющемуся
кроме них, любимых, во всякой лежат также движение славяно незнание Гумбельдтом русско нему в основном верует в старых символом России, а в те времена
стране есть ещё и народ. Выясни фильства (ставшее причиной мно го языка, но ведь на то и сущест богов, живёт по обычаям пред он просто олицетворял народную
лось, что это не просто биологиче гочисленных ненужных войн) и вуют переводчики. Так или ина ков, а христианство плотно встро веру и связь с миром богов. Прак
ская масса, необходимая для сбо основы теории официальной на че, но его полугодовое путешест ено в древние традиции. Остаётся тически был священным живот