Page 27 - Газета "Родовая Земля"
P. 27
«Родовая Земля» ИСТОКИ • 27
№ 3 (236), март 2024 г.
ным. Но нашлись люди, которые о
них «позаботились»... Одним из ак
тивных членов пресловутого об
щества был, кстати, внук А. В. Суво
рова — А. А. Суворов, выпускник
российского, а затем и европей
ских иезуитских колледжей.
Его издевательскому стилю
общения с представителями на
рода, доходившего, по разным
свидетельствам, до физического В некоторых деревнях скаты
воздействия, посвящён рассказ вались на шкурах животного. На
Н. Лескова «Иродова работа». По пример, в селе Кимжа Мезенского
зволю себе небольшую выдержку: района рассказывали так: «Мужа
«...Князь Александр Аркадье приведут к горке, посадят на шку
вич Суворов, в бытность его ост ру. Он шапкой трясёт. Жену его вы
зейским (эстонским) генералгу кликают. Она кланяется по сторо
бернатором, был для тамошних нам; потом мужа поцелует, и он её
русских людей (в основном, ста катит с горки».
роверов) тяжелее всех правите Вот ещё обычаи с молодожё
лей из коренных немцев, но он де нами в селе Койнас Лешуконско
лал это не как немецкий гелертер, го района. Здесь в день излома
а как русский барчук...». Солнца жители деревни рядились
Другим последователем не охотниками и ловили молодок се
мецкой этнографической школы тями, потом их отдавали молодым
является А. Афанасьев — собира мужьям за выкуп. Наряжались не
тель сказок и сказаний. Работая в только охотниками, но и медве
Московском архиве МВД, он так дем, рыбаком, лешим («оденутся в
же, как братья Гримм, совершен чёрное, рожки сделают»).
но не выезжал «в поля», накапли В деревнях Северной Двины
вая материал, полученный от зна также существовал обычай для
комых. Много текстов, в частно молодожёнов скатываться с гор
сти, ему передавали Даль и Кеп ки, но несколько в иной форме и
пен, а издавал его Генрих Амон, под другим названием. В Холмо
француз по происхождению и его горском районе обычай с молодо
родственник. Что из имеющего жёнами называли «горку мазать»:
ся материала правда, а что преу «первогодние молодые «горку ма
величение и вымыслы, мы теперь зали». Подманят молодых, ножку
никогда не узнаем. Хотя стоит от им подставят, они падают».
метить громкие обвинения пред Среди весенних забав были и
ставителей РПЦ и других этногра шуточные женитьбы. Жители из
фов (А. Н. Пыпин) В. И. Даля в вы села Кулой так сказывают:
думках и фантазиях. — Рядились, бывало, мужи
То же можно сказать о матери ки — бабой, бабы — мужиками.
алах П.И. МельниковаПечорско Лошадь сделают, приведут — она
го, писавшего о староверах, рас всё равно как лошадь... Вот как
кольниках, народных культах. Сов зайдут с лошадью, так все молод
ременный нижегородский этно цы в сторону. Просто боялись.
граф Н. В. Морохин уличил Печор Когда лошадь выйдет, маскиро
ского в буйстве безудержной фан ванные женятся... Им песни по
тазии и откровенной чуши о мор ют; они не открываются — лица
две и марийцах. Доходило до то не открывают. И ты не знаешь, за
го, что выражение «молись боль динаково Солнце светит, шкуры танцоры изображают по Югом. Уважаем мы здесь Богиню кого ты замуж вышла... Иная раз
ше» было озвучено как имя некой да не всех греет, отвыкли явления Хозяина Лесов на общем Зимы и побаиваемся её! Не стоит пять за праздник женится. Её опе
богини. Можно себе представить, многие весну встречать по празднике. Не всегда одевались в нам дразнить эту властную краса вают. Бывало, на Кулойгоре я ви
что понаписали многочисленные солнышку, смот рят в календари, медвежью шкуру — можно было вицу! дела, так очередь выстраивалась
исследователиактивисты, руко неведомо кем писанные. А весна малицу выворотить мехом нару тех, кого женят. Поженят — они
водимые немецкими маститыми то с весенним изломом приходит, жу. Маску у нас не надевали, по уедут, следующих... Потом разна
учёными, в большинстве своём не 20 марта, когда день становится тому как надеть маску — значит, Старинные обряды рядятся — люди ведь. Михеевы
знавшими даже русского языка! равен ночи и пробуждается При натянуть личину навьи. Чтобы встречи Весны сыновья хорошо лошадью наря
Претензии к самодеятельно рода! сделать лицо неузнаваемым, по жались...
сти, выраженной в описании быта, Расскажу, не тая, какие старин другому поступали. В Лешукон Встреча ВесныЛёли, следо В гнезде деревень под назва
традиций и устного наследия на ные обряды были у нас на Весен ском районе для этого закрыва вавшей за Комоедицей и прихо нием Ракула Холмогорского рай
родов российских, совсем не ред нее равноденствие. Помнят ещё ли лицо белым платком. Есть сви дившейся на излом Солнца, вклю она главное значение в подоб
кость. это наши старожилы — хотят, что детельство, что в деревне Русома чала в себя новые весенние за
В заключение хочется вспом бавы. У нас на Севере вот как ве ных старинных обрядах придава
нить высказывание одного из бы не ушли старинные обряды на Вашке ряженые медведями хо селились: катались на лошадях лось выкупам: «Если денежки за
дили по домам и танцевали «мед
честных русских историков В. Н. в небытие, видят за незамысло вежью пляску». При этом приго вдоль деревни или вокруг неё, ка платишь, хорошо скатишься, а то
санки изпод тебя вытащат. Сход
Татищева, отмечавшего, что наро ватыми весенними забавами де варивали: тались с гор, угощались блинами.
ды, которых мы сегодня именуем ревенской молодёжи то, что сое — Медвежья пляска не пора В отличие от южных славян, гово ные обычаи с молодожёнами на
татарами, сами себя так никогда диняет нас с Природой и богами. то баска. рят, никогда не проводили кулач зывались «солить рыжики на зи
ранее не звали, пользуясь древни Тех, кто держался старых обычаев, Баска, не баска, а трясёмся. ные бои и конные ристалища, ста му». Как мы теперь понимаем,
ми родоплеменными названиями. у нас на Севере всегда много бы В Лешуконском и Каргополь ринные обряды на другое наце этот весенний праздник — чест
То же самое можно сказать и о ло, до середины XIX века ещё ски ском краях пекли обрядовое пе ливались. вование молодожёнов, в проти
многих других названиях племён и ты и капища по лесам стояли. Про ченье «козульки» в виде фигурок Много было старинных обря вовес Коляде, который больше яв
народов. Кто им дал такие имена, водили солнечные обряды по ста животных и, по некоторым рас дов для молодожёнов. А как же! лялся праздником неженатой мо
и что ещё напридумывали немец рым правилам повсеместно до на сказам, на праздник наряжались Ведь Ярило и Лёля спускались в то лодёжи.
кие наёмные специалисты, чудес чала XX века, потом уж сами знае козой. время к людям!
ным образом воспылавшие зудом те, какие времена настали. В некоторых деревнях Лешу Так при катании на лошадях Надо ли возрождать сей-
познания и просвещения по отно конского (Ценогоры, Селище) и парни усаживали понравивших час старинные обряды?
шению к российским народам? Во Старинные обряды Холмогорского (Ракула, Курья, ся им девушек на колени. В де
всяком случае, лубочный и книж Комоедицы Мякурье) районов на Комоедицу ревнях на Вашке парни украша Вот об этом надо подумать. Во
ный образ русского (в широком в середине деревни жгли костёр, ли коней, на которых катались, всяком старинном обряде есть
этническом смысле) крестьяни Вот Комоедица — неделя в который бросали бочки, туеса со лентами, взятыми из повязок де внешняя сторона, а есть и глубин
на, известного всем по учебникам празднования, весенних забав смолой и солому. В деревне Ильи вушек. Повсюду рассказывают, ная суть. За что держаться, на что
и книгам, скорее всего, весьма да до мартовского излома Солнца. но Холмогорского района ребята, как делали ледяные горы и с них смотреть? Уже и не погоняешь на
лёк от действительности. Вглубь веков уходит особое чест когда костёр (поместному — ма катались все, от мала до велика. лошади вокруг села, не везде ра
Это в частности подтвержда вование в это время могучего Ве В мезенских деревнях при этом зожжёшь костёр до небес.
ется архивной работой доктора леса. Помимо всего прочего, это як) разгорится, кричали: особое значение придавалось А вот Велеса уважить, с Море
— Прощай, МараМарушка,
исторических наук, профессора звериный Бог — Хозяин. Вопло На весну редьки хвост, катанию молодожёнов — мо ной проститься, посмеяться и по
А. В. Пыжикова, познакомившего щается Велес в это время в мед Побежала на погост! лодых пар, живущих вместе не веселиться, молодожёнов разза
нас с реальным миром и воззре ведя. Как говорят, медведя чти Весенние забавы, сожжение больше года. При катании с гор дорить и Ярило с Лёлей позвать
ниями наших предков. ли у нас ещё до того, как охотни соломы на костре сопровожда с молодожёнов снимали шапки — так просто! Блинов поесть да
Материал подготовлен по ви ки научились земледелию, ста лось присловьями, похожими на и трясли ими в воздухе (отсюда на Солнышко полюбоваться. Мо
део доктора исторических наук ли пахать землюматушку и ра то, в которых Масленица (она же и само название обычая — «тря жет, и вы исполните старинные
А. В. Пыжикова. стить зёрна, что принёс нам Яри Мара, Морена, Марушка) с приба сти шапки») до тех пор, пока мо обряды на новый лад? Хорошей
Святослав лоСолнце. утками отправлялась на тот свет. лодуха не поцелует мужа. По всем Весны!
г. Пенза Важно на этом праздничном Но, признаюсь, сожжение Масле том молодые кланялись окружа Ирина ИВАНОВА,
Великая Евразия старинном обряде чтить Веле ницы не так часто проводилось у ющим и скатывались вместе на главный редактор издательства
https://velikayaevraziya.ru са танцами. Одетые в медвежьи нас на Севере, если сравнивать с санках. «Северная сказка»