Page 27 - Газета "Родовая Земля"
P. 27

«Родовая Земля»                                                                                                          ИСТОКИ        •  27
           № 3 (236), март 2024 г.


           ным. Но нашлись люди, которые о
           них «позаботились»... Одним из ак­
           тивных членов пресловутого об­
           щества был, кстати, внук А. В. Суво­
           рова — А. А. Суворов, выпускник
           российского, а затем и европей­
           ских иезуитских колледжей.
              Его издевательскому стилю
           общения с представителями на­
           рода, доходившего, по разным
           свидетельствам, до физического                                                                                             В некоторых деревнях скаты­
           воздействия, посвящён рассказ                                                                                           вались на шкурах животного. На­
           Н. Лескова «Иродова работа». По­                                                                                        пример, в селе Кимжа Мезенского
           зволю себе небольшую выдержку:                                                                                          района рассказывали так: «Мужа
              «...Князь  Александр  Аркадье­                                                                                       приведут к горке, посадят на шку­
           вич Суворов, в бытность его ост­                                                                                        ру. Он шапкой трясёт. Жену его вы­
           зейским (эстонским) генерал­гу­                                                                                         кликают. Она кланяется по сторо­
           бернатором, был для тамошних                                                                                            нам; потом мужа поцелует, и он её
           русских людей (в основном, ста­                                                                                         катит с горки».
           роверов) тяжелее всех правите­                                                                                             Вот  ещё  обычаи  с  молодожё­
           лей из коренных немцев, но он де­                                                                                       нами в селе Койнас Лешуконско­
           лал это не как немецкий гелертер,                                                                                       го района. Здесь в день излома
           а как русский барчук...».                                                                                               Солнца жители деревни рядились
              Другим последователем не­                                                                                            охотниками и ловили молодок се­
           мецкой этнографической школы                                                                                            тями, потом их отдавали молодым
           является А. Афанасьев — собира­                                                                                         мужьям за выкуп. Наряжались не
           тель сказок и сказаний. Работая в                                                                                       только охотниками, но и медве­
           Московском архиве МВД, он так                                                                                           дем, рыбаком, лешим («оденутся в
           же, как братья Гримм, совершен­                                                                                         чёрное, рожки сделают»).
           но не выезжал «в поля», накапли­                                                                                           В деревнях Северной Двины
           вая материал, полученный от зна­                                                                                        также существовал обычай для
           комых. Много текстов, в  частно­                                                                                        молодожёнов скатываться с гор­
           сти, ему передавали Даль и Кеп­                                                                                         ки, но несколько в иной форме и
           пен, а издавал его Генрих Амон,                                                                                         под  другим названием.  В Холмо­
           француз по происхождению и его                                                                                          горском районе обычай с молодо­
           родственник. Что из имеющего­                                                                                           жёнами называли «горку мазать»:
           ся материала правда, а что преу­                                                                                        «первогодние молодые «горку ма­
           величение и вымыслы, мы теперь                                                                                          зали». Подманят молодых, ножку
           никогда не узнаем. Хотя стоит от­                                                                                       им подставят, они падают».
           метить громкие обвинения пред­                                                                                             Среди весенних забав были и
           ставителей РПЦ и других этногра­                                                                                        шуточные женитьбы. Жители из
           фов (А. Н. Пыпин) В. И. Даля в вы­                                                                                      села Кулой так сказывают:
           думках и фантазиях.                                                                                                        — Рядились, бывало, мужи­
              То же можно сказать о матери­                                                                                        ки — бабой, бабы — мужиками.
           алах П.И. Мельникова­Печорско­                                                                                          Лошадь сделают, приведут — она
           го, писавшего о староверах, рас­                                                                                        всё равно как лошадь... Вот как
           кольниках, народных культах. Сов­                                                                                       зайдут с лошадью, так все молод­
           ременный нижегородский этно­                                                                                            цы в сторону. Просто боялись.
           граф Н. В. Морохин уличил Печор­                                                                                        Когда лошадь выйдет, маскиро­
           ского в буйстве безудержной фан­                                                                                        ванные  женятся... Им песни по­
           тазии и откровенной чуши о мор­                                                                                         ют; они не открываются — лица
           две и марийцах. Доходило до то­                                                                                         не открывают. И ты не знаешь, за
           го, что  выражение «молись  боль­    динаково Солнце светит,  шкуры танцоры изображают по­  Югом. Уважаем мы здесь Богиню  кого ты замуж вышла... Иная раз
           ше» было озвучено как имя некой      да не всех греет, отвыкли  явления Хозяина Лесов на общем  Зимы и побаиваемся её! Не стоит  пять за праздник женится. Её опе­
           богини. Можно себе представить,      многие весну встречать по  празднике. Не всегда одевались в  нам дразнить эту властную краса­  вают. Бывало, на Кулой­горе я ви­
           что понаписали многочисленные   солнышку, смот рят в календари,  медвежью шкуру — можно было  вицу!                     дела, так очередь выстраивалась
           исследователи­активисты, руко­  неведомо кем писанные. А весна­  малицу выворотить мехом нару­                          тех, кого женят. Поженят — они
           водимые немецкими маститыми   то с весенним изломом приходит,  жу. Маску у нас не надевали, по­                         уедут, следующих... Потом разна­
           учёными, в большинстве своём не   20  марта, когда  день становится  тому как надеть маску — значит,   Старинные обряды   рядятся — люди ведь. Михеевы
           знавшими даже русского языка!  равен ночи и пробуждается При­  натянуть личину навьи. Чтобы   встречи Весны             сыновья хорошо лошадью наря­
              Претензии к самодеятельно­  рода!                        сделать лицо неузнаваемым, по­                              жались...
           сти, выраженной в описании быта,   Расскажу, не тая, какие старин­  другому поступали. В Лешукон­  Встреча  Весны­Лёли,  следо­  В гнезде деревень под назва­
           традиций и устного наследия на­  ные обряды были у нас на Весен­  ском районе для этого закрыва­  вавшей за  Комоедицей  и прихо­  нием Ракула Холмогорского рай­
           родов российских, совсем не ред­  нее равноденствие. Помнят ещё  ли лицо белым платком. Есть сви­  дившейся на излом Солнца, вклю­  она главное значение в подоб­
           кость.                        это наши старожилы — хотят, что­  детельство, что в деревне Русома   чала в себя новые весенние за­
              В заключение хочется вспом­                                                            бавы. У нас на Севере вот как ве­  ных старинных обрядах придава­
           нить высказывание одного из   бы не ушли старинные обряды  на Вашке ряженые медведями хо­  селились: катались на лошадях   лось выкупам: «Если денежки за­
                                                                       дили по домам и танцевали «мед­
           честных русских историков В. Н.   в небытие, видят за  незамысло­  вежью пляску». При этом приго­  вдоль деревни или вокруг неё, ка­  платишь, хорошо скатишься, а то
                                                                                                                                   санки из­под тебя вытащат. Сход­
           Татищева, отмечавшего, что наро­  ватыми весенними забавами де­  варивали:                тались с гор, угощались блинами.
           ды, которых мы сегодня именуем   ревенской молодёжи то, что сое­  — Медвежья пляска не пора­  В отличие от южных славян, гово­  ные обычаи с молодожёнами на­
           татарами, сами себя так никогда   диняет нас с Природой и богами.   то баска.             рят, никогда не проводили кулач­  зывались «солить рыжики на зи­
           ранее не звали, пользуясь древни­  Тех, кто держался старых обычаев,   Баска, не баска, а трясёмся.  ные бои и конные ристалища, ста­  му». Как мы теперь понимаем,
           ми родоплеменными названиями.  у нас на Севере всегда много бы­  В Лешуконском и Каргополь­  ринные обряды на другое наце­  этот весенний праздник — чест­
              То же самое можно сказать и о   ло, до середины XIX века ещё ски­  ском краях пекли  обрядовое  пе­  ливались.       вование молодожёнов, в проти­
           многих других названиях племён и   ты и капища по лесам стояли. Про­  ченье «козульки» в виде фигурок   Много было старинных обря­  вовес Коляде, который больше яв­
           народов. Кто им дал такие имена,   водили солнечные обряды по ста­  животных и, по некоторым рас­  дов для молодожёнов. А как же!   лялся праздником неженатой мо­
           и что ещё напридумывали немец­  рым правилам повсеместно до на­  сказам, на праздник наряжались   Ведь Ярило и Лёля спускались в то   лодёжи.
           кие наёмные специалисты, чудес­  чала XX века, потом уж сами знае­  козой.                время к людям!
           ным образом воспылавшие зудом   те, какие времена настали.     В некоторых деревнях Лешу­    Так  при  катании  на  лошадях  Надо ли возрождать сей-
           познания и просвещения по отно­                             конского (Ценогоры, Селище) и   парни усаживали понравивших­  час старинные обряды?
           шению к российским народам? Во   Старинные обряды           Холмогорского (Ракула, Курья,   ся им девушек на колени. В де­
           всяком случае, лубочный и книж­  Комоедицы                  Мякурье) районов на Комоедицу   ревнях на Вашке парни украша­  Вот об этом надо подумать. Во
           ный образ русского (в широком                               в середине деревни жгли костёр,   ли коней, на которых катались,   всяком старинном обряде есть
           этническом смысле) крестьяни­    Вот Комоедица — неделя     в который бросали бочки, туеса со   лентами, взятыми из повязок де­  внешняя сторона, а есть и глубин­
           на, известного всем по учебникам   празднования, весенних забав   смолой и солому. В деревне Ильи­  вушек. Повсюду рассказывают,   ная суть. За что держаться, на что
           и книгам, скорее всего, весьма да­  до мартовского излома Солнца.   но Холмогорского района ребята,   как делали ледяные горы и с них   смотреть? Уже и не погоняешь на
           лёк от действительности.      Вглубь веков уходит особое чест­  когда костёр (по­местному — ма­  катались все, от мала до велика.   лошади вокруг села, не везде ра­
              Это в частности подтвержда­  вование в это время могучего Ве­                          В мезенских деревнях при этом   зожжёшь костёр до небес.
           ется архивной работой доктора   леса. Помимо всего прочего, это   як) разгорится, кричали:  особое значение придавалось    А вот Велеса уважить, с Море­
                                                                          — Прощай, Мара­Марушка,
           исторических наук, профессора   звериный Бог — Хозяин. Вопло­  На весну редьки хвост,     катанию молодожёнов — мо­     ной проститься, посмеяться и по­
           А. В. Пыжикова, познакомившего   щается Велес в это время в мед­  Побежала на погост!     лодых пар, живущих вместе не   веселиться, молодожёнов разза­
           нас с реальным миром и воззре­  ведя. Как говорят, медведя чти­  Весенние забавы, сожжение  больше года. При катании с гор   дорить и Ярило с Лёлей позвать
           ниями наших предков.          ли у нас ещё до того, как охотни­  соломы на костре сопровожда­  с молодожёнов снимали шапки   —  так  просто!  Блинов  поесть  да
              Материал подготовлен по ви­  ки научились земледелию, ста­  лось присловьями, похожими на  и трясли ими в воздухе (отсюда   на Солнышко полюбоваться. Мо­
           део доктора исторических наук   ли пахать землю­матушку и ра­  то, в которых Масленица (она же  и само название обычая — «тря­  жет, и вы исполните старинные
           А. В. Пыжикова.               стить зёрна, что принёс нам Яри­  Мара, Морена, Марушка) с приба­  сти шапки») до тех пор, пока мо­  обряды на новый лад? Хорошей
                               Святослав  ло­Солнце.                   утками отправлялась на тот свет.  лодуха не  поцелует мужа. По­  всем Весны!
                                 г. Пенза   Важно на этом праздничном  Но, признаюсь, сожжение Масле­  том молодые кланялись окружа­             Ирина ИВАНОВА,
                         Великая Евразия    старинном обряде чтить Веле­  ницы не так часто проводилось у  ющим  и скатывались вместе  на   главный редактор издательства
                  https://velikayaevraziya.ru  са  танцами. Одетые в  медвежьи  нас на Севере, если сравнивать с  санках.                      «Северная сказка»
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32