Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО 5 (250), 2025 .
« »
неслучайно Кто такие наши дети?
Лекции Татьяны Владимиров-
ны Черниговской, российского
учёного в области нейронауки и
психолингвистики,
популярны. О тайнах мозга и во-
просах воспитания детей она го-
ворит не голословно, а опираясь Татьяна Черниговская о генах и способностях
на науку.
«Мы почему-то не задумыва-
емся о вещах, которые на самом
деле очень важны. Мы сами себя Нужно те потенции, которые наковых нет и что очень большой
знаем, мы знаем, кто мы такие? И Создатель вам через эти гены дал, спектр, это не чёрное и белое, это
второй вопрос, который я в этой использовать — дать возмож- спектр, очень сложный спектр.
же связи обсудила бы: а мы знаем, ность им развиться, и для этого Если вы соблюдаете то, о чём
кто такие наши дети, мы знакомы нужны усилия. Они не сами разви- мы договорились — а именно
с нашими детьми? ваются. всё-таки на ребёнка посмотрите,
Мы почему-то уверены в том, Если бы Моцарт оказался не постарайтесь понять, кто он, и вам
что если мы их родили, то уж пра- там, где он оказался, а в какой- кажется, что, пожалуй, у него есть
во собственности точно наше, а то совершенно другой среде, мы музыкальные данные или, пожа-
это очень далеко от истины. не имели бы Моцарта. Никто бы, луй, он хорош будет в спорте, — то
Дети — это инопланетяне, ко- включая его самого, не узнал о следующий шаг, который я бы сде-
торые в этот мир попали опреде- том, что он абсолютный солнеч- лала — найти профессионалов.
лённым, всем понятным образом, ный гений. Это всё-таки профессиональ-
но кто они такие, не знают ни они Поэтому нужно познакомиться ные вещи.
сами, ни мы. с этими детьми, которых вы роди- Но для того, чтобы вы могли
А меж тем это чрезвычай- ли, посмотреть на них: что будем сделать хотя бы первичный ана-
но важно, потому что от этого за- делать с этим, а с этим, что это- лиз, ребёнок должен получить
висит, как мы будем относиться к му нужно, или обязательно через всю палитру возможностей. Всю,
ним, чему мы будем их учить, от- коленку всех? Вот того, который никогда не бывает, но какую-то
даём ли мы себе отчёт в том, какой боко сконцентрироваться, рань- следующему: одинаковых людей застенчивый, его куда: на джиу- палитру.
баланс между генетикой и тем, ку- ше десяти вечера мне безполез- нет на белом свете, это знают все. джитсу отправить, что с ним надо Понимаете, если вас спраши-
да они попали с этой генетикой. но начинать этим заниматься, это Одинаковых мозгов нет на бе- делать? А какая цель, вы что — хо- вают, любите ли вы фрукт фейхоа,
Начну с взрослых. Своим сту- просто потраченное время. лом свете — это знает очень нем- тите его сломать? а вы не знаете, что такое фейхоа,
дентам, особенно студенткам, я Если бы узнала об этом рань- ного людей на земле. Может быть и другой вопрос: то как вы ответите? Для этого ре-
говорю следующее: вы должны ше, я бы этого времени потратила Я недавно, кстати, читала па- нет, я не хочу его сломать, но хочу бёнка нужно учить всему.
пойти в ванную комнату, закрыть впустую гораздо меньше. ру статей, научных, не научно-по- его сделать жизнеспособным. Поэ- Учить не для того, чтобы отчи-
её на ключ, смыть всю косметику, Я это говорю к тому, что от это- пулярных, и там все данные были тому некоторая доля насилия при- таться, а учить в смысле дать воз-
никому не рассказывать про то, го зависит, какую жизнь вы себе выложены. Двух одинаковых моз- сутствует в любом образователь- можность ему танцевать и петь, и
что вы сейчас увидите и услыши- выберете, какая у вас будет про- гов нет. ном процессе, как всем понятно. бегать, и прыгать, и лепить, и ри-
те, это ваша личная информация, фессия, где вы будете жить. Структура нейронной сети, Насколько я помню, даже та- совать, и считать.
и постараться честно на себя по- Хотите ли вы жить, условно го- мозг другой, и даже если это аб- ких абсолютных музыкантов, как Ребёнка, извините за баналь-
смотреть. воря, в Нью-Йорке или в Москве, солютные близнецы, у них два Бах и Бетховен, по пальцам коло- ность, его любить надо, потому
Посмотреть на себя в зеркало где всё бурлит круглые сутки и разных мозга. Это как отпечатки тили, чтобы они всё-таки играли, что если ты его любишь, то тебе
— как в прямом смысле, так и в все несутся, как чумовые, и очень пальцев или роговица. Это науч- уже таких. интересно на него смотреть, ин-
переносном. большое количество связей, ко- ные данные: нет двух одинаковых Но на самом деле история-то тересно с ним общаться, а значит,
Посмотреть, я красива или нет; торые ты должен поддерживать, мозгов. сложная, потому что как вы долж- ты понимаешь, куда дело идёт. А
я умная или нет; я стерва или нет; успевать это и то. Теперь тот факт, что у этих де- ны узнать: он Бетховен или просто дальше должен вступить профес-
я люблю быть на сцене и получать Или ваша жизнь совсем дру- тей одни и те же родители, про ко- средне способный человек? А вам сионал.
аплодисменты каждую минуту и гая: вы хотите жить в деревне и торых мы говорим, свидетельст- для удовлетворения собственного Потому что, если вы вдруг ви-
комплименты или я на самом де- чтобы от вас все отстали. Это не вует только об одном: что у них тщеславия хочется научить его на дите, что он подошёл к роялю и иг-
ле хочу сидеть под зелёной лам- значит, что вы обязательно будете одинаковые родители. Потому что клавесине играть. рать начал — ну, конечно, его на-
пой в комнате, вокруг чтобы бы- козу доить, хотя и ничего плохого это не значит, что у них одинако- То есть это не простые исто- до тащить в музыкальную школу,
ли книги и чтобы меня все остави- в этом нет, потому что потом мож- вые гены, это же сочетание генов. рии, они на два не делятся, это не пусть они посмотрят. Может быть,
ли в покое, и никогда не выходить но делать прекрасный сыр, это У одного так собрался этот кок- то, что способный и неспособный вам кажется, что он сверхспособ-
ни на какую сцену, я не люблю пу- значит, что вы не хотите носить- тейль, а у другого иначе собрался или быстрый и медленный, это не ный, а они скажут, что у нас каж-
бличную жизнь. ся в этом многомиллионном мире этот коктейль, это первое. так сочетается. Здесь очень много дый день по сто человек таких
Вы должны также решить — среди также спешащих неизвест- Второе. Гены — это только на- градаций. приходят, ничего особенного.
не решить, а узнать: вы жаворо- но куда людей. чало, гены — это потенция. Конеч- Чем лучше мы узнаем как са- Это не значит, что его не на-
нок или сова. Вот я, например, Теперь вернемся к детям. но, если уж совсем не повезло и ми себя, так и наших детей, тем до учить, но это уже значит, что не
очень поздно узнала, что я сова. Те семьи, в которых больше, гены плохие — ну, ужасно жалко. больше у нас шансов самим как-то нужно все силы кидать на то, что-
Потому что, как девушка из хоро- чем один ребёнок, а желательно Но если они очень хорошие, этого с жизнью разобраться терпимым бы его моцартовские, так сказать,
шей семьи и воспитанная в стро- много детей, знают, что хотя у этих недостаточно. образом и помочь ребёнку. таланты проявились.
гих правилах, я знала, что нужно детей одни и те же родители и эти Пример, который я студентам Наша задача — ему помочь Я бы в финале сказала такое:
рано вставать и сразу начинать за- родители — вы, но дети каким-то своим привожу, таков. Вам от ба- правильно, в конце концов, уз- если ты любишь этого ребёнка, то
ниматься делом. невероятным способом оказыва- бушки с дедушкой может достать- нать, кто он, найти ему подходя- значит, ты к нему внимателен.
По отношению ко мне это не- ются совершенно разными. ся рояль «Стейнвей» или скрип- щую школу. Значит, тебе интересно с ним
правильно, потому что я сова. Это Один застенчивый, тихий, спо- ка Страдивари. К сожалению, на- Поместить его в подходящую разговаривать, общаться, смо-
не значит, что я не могу работать койный, тонкий, чувствительный до учиться играть как на «Стей- среду, чтобы его окружали люди, треть, как он двигается, что он де-
утром, в том числе очень рано и ранимый, а другой — как танк нвее», так и на Страдивари. А это которые ему не войну устраивают лает, что он любит, что он не лю-
утром. Но если речь идёт о рабо- несётся, разбивая всё вокруг, и к воспитание и образование уже в каждую секунду, а помогают ему. бит, а это уже очень значительный
те, где должна быть максимальная нему нужно совершенно иначе от- буквальном, а не метафорическом Это очень трудная работа. шаг. А следующий шаг — профес-
отдача, где я должна придумать, носиться. смысле, нужно научиться жить с Ну и, конечно, мы должны от- сиональный».
очень сильно подумать, очень глу- Пафос моей речи сводится к этими генами. давать себе отчёт в том, что оди- https://azbyka.ru
Любовь к корням и благодарность Он шапку снимал, он ему кланял-
ся, он его благодарил за то, что,
отнимая у дерева жизнь, продле-
вает свою. Кстати, многие народы
к окружающему миру так делают.
Это очень важно — чело-
век испытывает благодарность к
окружающему его миру. Цельная
личность умеет быть благодар-
ной. Каждый человек может сам
Наш рост — во всех смыслах соответственно, что бы вам ни го- им детям будет передавать эту
этого слова — связан с инсти- ворили по поводу вашей личной любовь. Он не поливает корни себе сказать: «Я — Человек, и я с
благодарностью взаимодействую
тутом семьи. Ребёнок усваивает свободы, — это намеренная про- бензином, он их не рубит, не уби-
язык и всю культуру социума, в ко- паганда. Человека пытаются за- вает, он ими дорожит. Он пережи- с окружающим миром».
тором он живёт, если он общает- манить повышением его индиви- вает за свой родной город или де- Цельная личность способна
ся со сверстниками и детьми по- дуальной свободы, при этом раз- ревню. любой вал информации освоить,
старше, мамой и папой, бабушка- рушая мир, в котором он живёт, У цельного человека разви- систематизировать и сделать для
ми и дедушками — три поколе- и социум, в котором он живёт, па- та любовь к корням, способность себя выводы, которые направле-
ния нужно. А если есть ещё и пра- раллельно навязывая различные стыдиться своих плохих поступ- ны на утверждение жизни — на
бабушки с прадедушками, то во- мортальные типы поведения на- ков, способность сочувствовать продление жизни, на радость жиз-
обще шикарно. Но три поколения подобие смены пола. даже своему городу, понимаете? ни, на всё то, что можно назвать
обязательно! Нормальный человек — это Даже нежилой среде, а уж, тем Жизнью.
Вот этот институт семьи умыш- человек, который прежде всего более, природе. Что делал рус-
ленно разрушается на наших гла- любит свои корни. Он их полива- ский человек перед тем, как сру- Каринэ Александровна ГЕВОРГЯН
зах, и мы все это видим и знаем. А, ет водичкой колодезной, он сво- бить дерево, которое он сожжёт? https://vk.com/rvs_group

