Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22

22  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                                     5 (250),     2025  .
                                                                                                                                                    «             »

                              неслучайно Кто такие наши дети?
              Лекции Татьяны Владимиров-
           ны Черниговской, российского
           учёного в области нейронауки и
           психолингвистики,
           популярны. О тайнах мозга и во-
           просах воспитания детей она го-
           ворит не голословно, а опираясь   Татьяна Черниговская о генах и способностях
           на науку.
              «Мы почему-то не задумыва-
           емся о вещах, которые на самом
           деле очень важны. Мы сами себя                                                               Нужно те потенции, которые  наковых нет и что очень большой
           знаем, мы знаем, кто мы такие? И                                                          Создатель вам через эти гены дал,  спектр, это не чёрное и белое, это
           второй вопрос, который я в этой                                                           использовать — дать возмож-   спектр, очень сложный спектр.
           же связи обсудила бы: а мы знаем,                                                         ность им развиться, и для этого   Если вы соблюдаете то, о чём
           кто такие наши дети, мы знакомы                                                           нужны усилия. Они не сами разви-  мы договорились — а именно
           с нашими детьми?                                                                          ваются.                       всё-таки на ребёнка посмотрите,
              Мы почему-то уверены в том,                                                               Если бы Моцарт оказался не  постарайтесь понять, кто он, и вам
           что если мы их родили, то уж пра-                                                         там, где он оказался, а в какой-  кажется, что, пожалуй, у него есть
           во собственности точно наше, а                                                            то совершенно другой среде, мы  музыкальные данные или, пожа-
           это очень далеко от истины.                                                               не имели бы Моцарта. Никто бы,  луй, он хорош будет в спорте, — то
              Дети — это инопланетяне, ко-                                                           включая его самого, не узнал о  следующий шаг, который я бы сде-
           торые в этот мир попали опреде-                                                           том, что он абсолютный солнеч-  лала — найти профессионалов.
           лённым, всем понятным образом,                                                            ный гений.                       Это всё-таки профессиональ-
           но кто они такие, не знают ни они                                                            Поэтому нужно познакомиться  ные вещи.
           сами, ни мы.                                                                              с этими детьми, которых вы роди-  Но для того, чтобы вы могли
              А меж тем это чрезвычай-                                                               ли, посмотреть на них: что будем  сделать хотя бы первичный ана-
           но важно, потому что от этого за-                                                         делать  с этим,  а с этим, что это-  лиз, ребёнок должен получить
           висит, как мы будем относиться к                                                          му нужно, или обязательно через  всю палитру возможностей. Всю,
           ним, чему мы будем их учить, от-                                                          коленку всех? Вот того, который  никогда не бывает, но какую-то
           даём ли мы себе отчёт в том, какой   боко сконцентрироваться, рань-  следующему: одинаковых людей  застенчивый, его куда: на джиу-  палитру.
           баланс между генетикой и тем, ку-  ше десяти вечера мне безполез-  нет на белом свете, это знают все.  джитсу отправить, что с ним надо   Понимаете, если вас спраши-
           да они попали с этой генетикой.  но начинать этим заниматься, это   Одинаковых мозгов нет на бе-  делать? А какая цель, вы что — хо-  вают, любите ли вы фрукт фейхоа,
              Начну с взрослых. Своим сту-  просто потраченное время.  лом свете — это знает очень нем-  тите его сломать?         а вы не знаете, что такое фейхоа,
           дентам, особенно студенткам, я   Если бы узнала об этом рань-  ного людей на земле.          Может быть и другой вопрос:  то как вы ответите? Для этого ре-
           говорю следующее: вы должны   ше, я бы этого времени потратила   Я недавно, кстати, читала па-  нет, я не хочу его сломать, но хочу  бёнка нужно учить всему.
           пойти в ванную комнату, закрыть   впустую гораздо меньше.   ру статей, научных, не научно-по-  его сделать жизнеспособным. Поэ-  Учить не для того, чтобы отчи-
           её на ключ, смыть всю косметику,   Я это говорю к тому, что от это-  пулярных, и там все данные были  тому некоторая доля насилия при-  таться, а учить в смысле дать воз-
           никому не рассказывать про то,  го зависит, какую жизнь вы себе  выложены. Двух одинаковых моз-  сутствует в любом образователь-  можность ему танцевать и петь, и
           что вы сейчас увидите и услыши-  выберете, какая у вас будет про-  гов нет.               ном процессе, как всем понятно.  бегать, и прыгать, и лепить, и ри-
           те, это ваша личная информация,  фессия, где вы будете жить.   Структура нейронной сети,     Насколько я помню, даже та-  совать, и считать.
           и постараться честно на себя по-  Хотите ли вы жить, условно го-  мозг другой, и даже если это аб-  ких абсолютных музыкантов, как   Ребёнка, извините за баналь-
           смотреть.                     воря, в Нью-Йорке или в Москве,  солютные близнецы, у них два  Бах и Бетховен, по пальцам коло-  ность,  его  любить надо, потому
              Посмотреть на себя в зеркало  где  всё  бурлит  круглые  сутки  и  разных мозга. Это как отпечатки  тили,  чтобы они  всё-таки  играли,  что если ты его любишь, то тебе
           — как в прямом смысле, так и в  все несутся, как чумовые, и очень  пальцев  или роговица. Это науч-  уже таких.         интересно на него смотреть, ин-
           переносном.                   большое количество связей, ко-  ные данные: нет двух одинаковых   Но на самом деле история-то  тересно с ним общаться, а значит,
              Посмотреть, я красива или нет;  торые ты должен поддерживать,  мозгов.                 сложная, потому что как вы долж-  ты понимаешь, куда дело идёт. А
           я умная или нет; я стерва или нет;  успевать это и то.         Теперь тот факт, что у этих де-  ны узнать: он Бетховен или просто  дальше должен вступить профес-
           я люблю быть на сцене и получать   Или  ваша  жизнь  совсем  дру-  тей одни и те же родители, про ко-  средне способный человек? А вам  сионал.
           аплодисменты каждую минуту и  гая: вы хотите жить в деревне и  торых мы говорим, свидетельст-  для удовлетворения собственного   Потому что, если вы вдруг ви-
           комплименты или я на самом де-  чтобы от вас все отстали. Это не  вует только об одном: что у них  тщеславия хочется научить его на  дите, что он подошёл к роялю и иг-
           ле хочу сидеть под зелёной лам-  значит, что вы обязательно будете  одинаковые родители. Потому что  клавесине играть.  рать начал — ну, конечно, его на-
           пой в комнате, вокруг чтобы бы-  козу доить, хотя и ничего плохого  это не значит, что у них одинако-  То есть это не простые исто-  до тащить в музыкальную школу,
           ли книги и чтобы меня все остави-  в этом нет, потому что потом мож-  вые гены, это же сочетание генов.  рии, они на два не делятся, это не  пусть они посмотрят. Может быть,
           ли в покое, и никогда не выходить  но делать прекрасный сыр, это   У одного так собрался этот кок-  то, что способный и неспособный  вам кажется, что он сверхспособ-
           ни на какую сцену, я не люблю пу-  значит, что вы не хотите носить-  тейль, а у другого иначе собрался  или быстрый и медленный, это не  ный, а они скажут, что у нас каж-
           бличную жизнь.                ся в этом многомиллионном мире  этот коктейль, это первое.  так сочетается. Здесь очень много  дый день по сто человек таких
              Вы должны также решить —  среди также спешащих неизвест-    Второе. Гены — это только на-  градаций.                 приходят, ничего особенного.
           не решить, а узнать: вы жаворо-  но куда людей.             чало, гены — это потенция. Конеч-  Чем лучше мы узнаем как са-  Это не значит, что его не на-
           нок или сова. Вот я, например,   Теперь вернемся к детям.   но, если уж совсем не повезло и  ми себя, так и наших детей, тем  до учить, но это уже значит, что не
           очень  поздно  узнала,  что  я  сова.   Те семьи, в которых больше,  гены плохие — ну, ужасно жалко.  больше у нас шансов самим как-то  нужно все силы кидать на то, что-
           Потому что, как девушка из хоро-  чем один ребёнок,  а желательно  Но если они очень хорошие, этого  с жизнью разобраться терпимым  бы его моцартовские, так сказать,
           шей семьи и воспитанная в стро-  много детей, знают, что хотя у этих  недостаточно.       образом и помочь ребёнку.     таланты проявились.
           гих правилах, я знала, что нужно  детей одни и те же родители и эти   Пример, который я студентам   Наша задача — ему помочь   Я бы в финале сказала такое:
           рано вставать и сразу начинать за-  родители — вы, но дети каким-то  своим привожу, таков. Вам от ба-  правильно, в конце концов, уз-  если ты любишь этого ребёнка, то
           ниматься делом.               невероятным способом оказыва-  бушки с дедушкой может достать-  нать, кто он, найти ему подходя-  значит, ты к нему внимателен.
              По отношению ко мне это не-  ются совершенно разными.    ся рояль «Стейнвей» или скрип-  щую школу.                     Значит, тебе интересно с ним
           правильно, потому что я сова. Это   Один застенчивый, тихий, спо-  ка  Страдивари.  К сожалению,  на-  Поместить его в подходящую   разговаривать, общаться, смо-
           не значит, что я не могу работать  койный, тонкий, чувствительный  до учиться играть как на «Стей-  среду, чтобы его окружали люди,   треть, как он двигается, что он де-
           утром, в том числе очень рано  и ранимый, а другой — как танк  нвее», так и на Страдивари. А это  которые ему не войну устраивают   лает, что он любит, что он не лю-
           утром. Но если речь идёт о рабо-  несётся, разбивая всё вокруг, и к  воспитание и образование уже в  каждую секунду, а помогают ему.   бит, а это уже очень значительный
           те, где должна быть максимальная  нему нужно совершенно иначе от-  буквальном, а не метафорическом  Это очень трудная работа.  шаг. А следующий шаг — профес-
           отдача,  где я  должна  придумать,  носиться.               смысле, нужно научиться жить с   Ну и, конечно, мы должны от-  сиональный».
           очень сильно подумать, очень глу-  Пафос моей речи сводится к  этими генами.              давать себе отчёт в том, что оди-           https://azbyka.ru


                                         Любовь к корням и благодарность                                                           Он шапку снимал, он ему кланял-

                                                                                                                                   ся,  он его благодарил  за то,  что,
                                                                                                                                   отнимая у дерева жизнь, продле-
                                                                                                                                   вает свою. Кстати, многие народы
                                         к окружающему миру                                                                        так делают.
                                                                                                                                      Это очень важно — чело-
                                                                                                                                   век испытывает благодарность к
                                                                                                                                   окружающему его миру. Цельная
                                                                                                                                   личность умеет быть благодар-
                                                                                                                                   ной. Каждый человек может сам
                                            Наш рост — во всех смыслах  соответственно, что бы вам ни го-  им детям будет передавать эту
                                         этого слова — связан с инсти-  ворили  по поводу вашей  личной  любовь. Он не поливает корни   себе сказать: «Я — Человек, и я с
                                                                                                                                   благодарностью взаимодействую
                                         тутом семьи. Ребёнок усваивает  свободы, — это намеренная про-  бензином, он их не рубит, не уби-
                                         язык и всю культуру социума, в ко-  паганда. Человека пытаются за-  вает, он ими дорожит. Он пережи-  с окружающим миром».
                                         тором он живёт, если он общает-  манить повышением его индиви-  вает за свой родной город или де-  Цельная личность способна
                                         ся со сверстниками и детьми по-  дуальной свободы, при этом раз-  ревню.                  любой вал информации освоить,
                                         старше, мамой и папой, бабушка-  рушая мир, в котором он живёт,   У цельного человека разви-  систематизировать и сделать для
                                         ми и дедушками — три поколе-  и социум, в котором он живёт, па-  та любовь к корням, способность   себя выводы, которые направле-
                                         ния нужно. А если есть ещё и пра-  раллельно навязывая различные  стыдиться своих плохих поступ-  ны  на  утверждение  жизни  —  на
                                         бабушки с прадедушками, то во-  мортальные типы поведения на-  ков, способность сочувствовать   продление жизни, на радость жиз-
                                         обще шикарно. Но три поколения  подобие смены пола.         даже своему городу, понимаете?   ни, на всё то, что можно назвать
                                         обязательно!                     Нормальный человек — это  Даже нежилой среде, а уж, тем   Жизнью.
                                            Вот этот институт семьи умыш-  человек, который прежде всего  более, природе. Что делал рус-
                                         ленно разрушается на наших гла-  любит свои корни. Он их полива-  ский человек перед тем, как сру-  Каринэ Александровна ГЕВОРГЯН
                                         зах, и мы все это видим и знаем. А,  ет водичкой колодезной, он сво-  бить дерево, которое он сожжёт?   https://vk.com/rvs_group
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27