Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
« » ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО • 23
5 (250), 2025 .
Дезорганизованное Результаты показали, что у де- водит Центром по изучению чте-
белое вещество тей, проводящих перед экраном ния и грамотности в Цинциннати.
более одного часа в день без вза-
В новом исследовании исполь- имодействия с родителями, более Что могут сделать
зовался специальный тип МРТ, на- дезорганизованное и слаборазви- родители
зываемый диффузионно-тензор- тое белое вещество по всему мозгу.
ной томографией. В нём приня- Кроме того, участки белого ве- Младенцы
ли участие 47 здоровых детей (27 щества, отвечающие за функции Дети до полутора лет не долж-
девочек и 20 мальчиков), кото- регуляции, также были дезорга- ны подвергаться воздействию
рыё еще не начали ходить в дет- низованы и недоразвиты. экранов, кроме общения по виде-
ский сад. «Эти нервные пучки связаны освязи с друзьями и членами се-
Метод диффузионно-тензор- с освоением языка и грамотно- мьи. Младенцы должны взаимо-
ной томографии позволяет хоро- стью, — рассказывает Хаттон, — действовать с заботливыми взро-
езультаты МРТ у дошколь- ние и ясно мыслить, одновремен- шо рассмотреть белое вещество и именно они были недоразвиты у
ников показали зависи- но усугубляя существующие про- головного мозга, которое отвеча- детей, проводящих много време- слыми и окружающей средой, а не
мость между временем, блемы с питанием и поведением. ни перед экраном. Таким образом, сидеть перед экраном, который
Рпроводимым у экранов, и Кроме того, была подтверждена ет за организацию связи между результаты визуализации практи- используется вместо няни.
более низким уровнем развития зависимость между избыточным различными частями серого ве- чески полностью совпали с ре- Исследование показало, что
мозга. Предлагаем ознакомиться временем у мониторов и задер- щества мозга. зультатами поведенческого ког- работающий телевизор в одной
Серое вещество содержит
с результатами исследования до- жкой речи, нарушением сна, функ- большинство клеток мозга, кото- нитивного тестирования». комнате с младенцем или ребён-
ком до трёх лет отрицательно вли-
ктора Джона Хаттона, педиатра и ций регуляции и ухудшением свя- Первые годы жизни долж-
клинического исследователя Дет- зи детей с родителями. рые отдают команды телу. Белое ны быть заполнены взаимодейст- яет на способность ребёнка иг-
ской больницы Цинциннати. «Известно, что дети, прово- вещество состоит из распреде- вием с заботливыми взрослыми, рать и взаимодействовать.
лённых в пучки волокон, образу-
За последнее десятилетие вре- дящие много времени у экранов, ведь именно в рамках таких отно-
мя, проводимое младенцами и до- как правило, растут в семьях с ющих связи между клетками моз- шений развивается речь, форми- Дети от 1,5 до 3
К двум годам малыш может
школьниками перед цифровыми культурой чрезмерного исполь- га и остальной нервной системой. руются навыки социального вза- учить слова, общаясь по видеос-
«Представьте, что белое веще-
устройствами, увеличилось в ра- зования цифровых устройств, — ство — это кабели, телефонные имодействия и укрепляется спо- вязи, или при помощи некоторых
зы, что заставляет экспертов заду- говорит Хаттон. — У детей, кото- линии, которые соединяют раз- собность играть. Это в свою оче- интерактивных приложений. Ис-
маться о том, какое влияние ока- рые проводят перед экраном по личные части мозга, чтобы они редь развивает мышление, уме- следования говорят, что главным
зывают телевизоры, планшеты и пять часов в день, могут быть ро- могли сообщаться друг с другом», ние решать проблемы и другие фактором, который влияет на об-
смартфоны в столь важный пери- дители, сидящие перед экраном — говорит Хаттон. важные навыки. учение посредством детских ви-
од быстрого развития мозга. по 10 часов. Если суммировать Отсутствие развития этих «ка- «В науке о мозге есть замеча- део- и интерактивных приложе-
В ходе недавнего исследова- это время, то становится очевид- белей» может замедлить скорость тельное выражение: «Нейроны, ний, является совместный прос-
ния были проанализированы ре- но: в таких семьях почти нет ме- обработки сигналов; с другой сто- работающие вместе, связывают- мотр данного контента и повторе-
зультаты сканирования мозга де- ста взаимодействию друг с дру- роны, исследования показывают, ся между собой», — говорит Хат- ние изученного с родителями.
тей от 3 до 5 лет, которые пока- гом. Кроме того, современные что чтение, жонглирование или тон. — Это означает, что чем боль-
зали, что использование цифро- цифровые устройства портатив- обучение и игра на музыкальном ше вы практикуете что-либо, тем Дети от 3 до 5
вых устройств детьми без участия ны и могут сопровождать детей инструменте улучшают организа- больше это укрепляет и организу- В этом возрасте детям могут
родителей больше одного часа повсюду. Дети могут укладывать- цию и структуру белого вещества ет связи в вашем мозге». пойти на пользу качественные те-
в день приводит к более низким ся с планшетом в постель, при- мозга. лепередачи. Хорошо продуманное
уровням развития белого вещест- нимать пищу перед экраном, ис- Перед МРТ дети проходи- Когнитивное тестирова- шоу может улучшить познаватель-
ва мозга — области, являющейся пользовать гаджеты по дороге ные способности ребёнка, помочь
в машине и брать их на игровую ли когнитивное тестирование, а
ключевой для развития языка, гра- площадку». их родители заполняли систему ние выявило более в изучении новых слов и повлиять
мотности и когнитивных навыков. По мнению экспертов, ещё оценки экранного времени, раз- слабые навыки на его социальное развитие.
«Это действительно важно, по- большее безпокойство вызыва- работанную американской акаде- Помимо МРТ, в исследуемой При этом академия педиатрии
скольку в первые пять лет жизни ет всё более юный возраст, в кото- мией педиатрии. группе детей было проведено ког- предупреждает, что многие ныне
мозг развивается стремительны- ром дети подвергаются воздейст- Тест измеряет следующие па- нитивное тестирование, результа- представленные образовательные
ми темпами, — утверждает Хат- вию экранов. раметры: доступ ребёнка к циф- ты которого показали, что чрез- приложения разрабатываются без
тон. — Именно в этот период мозг «К своему первому дню ро- ровым устройствам (во время мерное время перед экранами в участия специалистов по разви-
очень пластичен и впитывает аб- ждения около 90% детей явля- еды, в машине, в очереди в ма- значительной степени связано с тию и могут принести больше вре-
солютно всё, формируя прочные ются пользователями цифровых газин), частота воздействия (воз- более слабыми навыками овладе- да, чем пользы, особенно когда
связи, которые сохраняются в те- устройств», — констатирует Хат- раст начала использования, ко- ния грамотой и умением исполь- ими замещают игру с заботливы-
чение всей жизни». тон, опубликовавший ряд иссле- личество часов в день, исполь- зовать выразительную речь, а так- ми взрослыми и другими детьми.
дований на основе МРТ-диагно- зование перед засыпанием), кон- же с более низкой способностью Так же, как и в возрасте по-
Экраны сопровождают стики, где сравнивается, как чте- тент (выбирает ли ребёнок сам, быстро назвать предметы. младше, польза от изучения лю-
детей повсюду ние и гаджеты влияют на мозг ре- смотрит драки или песенки либо «Возможно, детям с изначаль- бых учебных материалов у до-
бёнка. «Мы провели несколько обучающие программы) и диалог но менее развитой внутренней школьников гораздо выше при
Исследования показали, что исследований при участии мла- во время взаимодействия (смо- структурой мозга будет сложнее просмотре с заботливым взро-
злоупотребление просмотром те- денцев, проводивших некоторое трит в одиночку или родители во- вовлечься и стать заядлыми чита- слым и совместном обсуждении
левизора связано с неспособно- время перед экраном уже в 2–3 влечены и обсуждают контент с телями позже в школе», — гово- информации.
стью детей фокусировать внима- месяца». ребёнком). рит Хаттон, который также руко- http://родком72.рф/
себя под подушкой я находила не- Что нужно для счастьяЧто нужно для счастья
Мама и папа превращали моё
детство в праздник. По утрам у
большие подарки. Говорили, что
«от зайки». С закрытыми глазами,
едва проснувшись, я нащупывала что-то подкладывает им под по- кой и дедушкой — родители мно-
под подушкой что-то маленькое и душку. Не знала, что бывает по- го работали), по пляжу ходил ху-
удивительное. Не спешила доста- другому. И когда моя лучшая под- денький мужчина и предлагал ку-
вать, бережно исследовала пред- ружка рассказала, что боится идти пить у него шоколадное мороже-
мет руками и так, на ощупь, пы- домой и поэтому хочет остаться у ное. Коробка с мороженым бы-
талась догадаться, что же принёс меня в гостях навсегда, я спроси- ла завёрнута в одеяло, и я всё не
зайка. ла её: «А как зайчик будет переда- мог ла понять: как же так — оно
Всякий раз там лежало что-то вать тебе подарки?» Вот тут-то и ведь растает! Папа мне объяснил,
новое: книжка, раскраска, леде- стало понятно, что мне очень по- что так, наоборот, можно дольше
нец, записка. Однажды он даже везло с зайкой. сохранить холод внутри. И купил и представляла, как буду там иг- вместе с любимыми родителями в
положил мне под подушку... мор- — Зайка больше не придёт, — всю коробку. рать и скучать. своё первое настоящее путешест-
ковку! Помню, я ничуть не удиви- однажды объявила мама. — Но он Я тогда не сразу поняла, зачем Приехала бабушка, которая вие на поезде.
лась этому, а радовалась неверо- оставил тебе подарок и письмо. нам столько мороженого, ведь должна была обо мне заботить- Оказалось, что мама и папа с
ятно — добрый зверёк поделился Подарок был щедрым, а пись- нам втроём его не съесть и за не- ся и отводить в школу (я ходила в самого начала планировали, что я
со мной своим самым любимым мо — нежным и убедительным. Я делю. И только спустя годы смогла первый класс). У родителей в тот поеду с ними, и собрали мне вещи
лакомством. не расстроилась, потому что к то- оценить папин поступок. А моро- день было очень хорошее настро- в дорогу. Просто хотели сделать
Я верила в чудеса, они мне ка- му моменту уже о многом дога- женым мы тогда угощали соседей, ение, и мне совсем не хотелось сюрприз.
зались совершенно естественны- дывалась. Да и чудес было ещё и это было очень приятно — отда- выдавать своей грусти. Мы поеха- Таких историй было очень
ми. В детский сад шла в приподня- предостаточно — рукотворных и вать. ли провожать их на вокзал. Когда много. И когда меня спрашивают,
том настроении и замечала вокруг спонтанных. Ещё одно чудо случилось, ког- подъехал поезд, я уже готова бы- откуда во мне столько оптимизма,
много удивительного. Например, когда мы с родите- да мои родители собирались в ко- ла разрыдаться. И тут папа гово- я отвечаю: «Просто у меня было
Впрочем, как все дети. А ещё лями отдыхали на море (а это са- мандировку за границу. Мне в тот рит: «Ну что, доченька, поехали с очень счастливое детство».
мне казалось, что у каждого ре- мо по себе было потрясающе, так день было очень грустно, я по- нами?» Я тогда не помнила себя от
бёнка есть свой зайка, который как обычно я отдыхала с бабуш- строила в своей комнате шалашик радости! Вот так — раз, и я уже еду Вилена КОТОВА

