Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

«             »                                                                          ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                       •  23
             5 (250),     2025  .










                                                                       Дезорганизованное                Результаты показали, что у де-  водит Центром по изучению чте-
                                                                       белое вещество                тей, проводящих перед экраном  ния и грамотности в Цинциннати.
                                                                                                     более одного часа в день без вза-
                                                                          В новом исследовании исполь-  имодействия с родителями, более   Что могут сделать
                                                                       зовался специальный тип МРТ, на-  дезорганизованное и слаборазви-  родители
                                                                       зываемый диффузионно-тензор-  тое белое вещество по всему мозгу.
                                                                       ной томографией. В нём приня-    Кроме того, участки белого ве-  Младенцы
                                                                       ли участие 47 здоровых детей (27  щества, отвечающие за функции   Дети до полутора лет не долж-
                                                                       девочек и 20 мальчиков), кото-  регуляции, также были дезорга-  ны подвергаться воздействию
                                                                       рыё еще не начали ходить в дет-  низованы и недоразвиты.    экранов, кроме общения по виде-
                                                                       ский сад.                        «Эти нервные пучки связаны   освязи с друзьями и членами се-
                                                                          Метод диффузионно-тензор-  с освоением языка и грамотно-  мьи. Младенцы должны взаимо-
                                                                       ной томографии позволяет хоро-  стью, — рассказывает Хаттон, —   действовать с заботливыми взро-
                 езультаты МРТ у дошколь-  ние и ясно мыслить, одновремен-  шо рассмотреть белое вещество  и именно они были недоразвиты у
                 ников показали зависи-  но усугубляя существующие про-  головного мозга, которое отвеча-  детей, проводящих много време-  слыми и окружающей средой, а не
                 мость между временем,  блемы с питанием и поведением.                               ни перед экраном. Таким образом,   сидеть перед экраном, который
           Рпроводимым  у  экранов,  и  Кроме того, была подтверждена   ет за организацию связи между   результаты визуализации практи-  используется вместо няни.
           более низким уровнем развития  зависимость между избыточным   различными частями серого ве-  чески  полностью  совпали  с ре-  Исследование  показало,  что
           мозга. Предлагаем ознакомиться  временем у мониторов и задер-  щества мозга.              зультатами поведенческого ког-  работающий телевизор в одной
                                                                          Серое вещество содержит
           с результатами исследования до-  жкой речи, нарушением сна, функ-  большинство клеток мозга, кото-  нитивного тестирования».  комнате с младенцем или ребён-
                                                                                                                                   ком до трёх лет отрицательно вли-
           ктора Джона Хаттона, педиатра и  ций регуляции и ухудшением свя-                             Первые годы жизни долж-
           клинического исследователя Дет-  зи детей с родителями.     рые отдают команды телу. Белое   ны быть заполнены взаимодейст-  яет на  способность ребёнка иг-
           ской больницы Цинциннати.        «Известно, что дети, прово-  вещество состоит из распреде-  вием с заботливыми взрослыми,   рать и взаимодействовать.
                                                                       лённых в пучки волокон, образу-
              За последнее десятилетие вре-  дящие много времени у экранов,                          ведь именно в рамках таких отно-
           мя, проводимое младенцами и до-  как правило, растут в семьях с   ющих связи между клетками моз-  шений развивается речь, форми-  Дети от 1,5 до 3
                                                                                                                                      К  двум  годам  малыш  может
           школьниками перед цифровыми  культурой чрезмерного исполь-  га и остальной нервной системой.  руются навыки социального вза-  учить слова, общаясь по видеос-
                                                                          «Представьте, что белое веще-
           устройствами, увеличилось в ра-  зования цифровых устройств, —   ство — это кабели, телефонные   имодействия и укрепляется спо-  вязи, или при помощи некоторых
           зы, что заставляет экспертов заду-  говорит Хаттон. — У детей, кото-  линии, которые соединяют раз-  собность играть. Это в свою оче-  интерактивных приложений. Ис-
           маться о том, какое влияние ока-  рые проводят перед экраном по   личные  части мозга, чтобы  они   редь развивает мышление, уме-  следования говорят, что главным
           зывают телевизоры, планшеты и   пять часов в день, могут быть ро-  могли сообщаться друг с другом»,   ние решать проблемы и другие   фактором, который влияет на об-
           смартфоны в столь важный пери-  дители, сидящие перед экраном   — говорит Хаттон.         важные навыки.                учение посредством детских ви-
           од быстрого развития мозга.   по  10 часов. Если суммировать   Отсутствие развития этих «ка-  «В науке о мозге есть замеча-  део- и интерактивных приложе-
              В ходе недавнего исследова-  это время, то становится очевид-  белей» может замедлить скорость   тельное выражение: «Нейроны,   ний, является совместный прос-
           ния были проанализированы ре-  но: в таких семьях почти нет ме-  обработки сигналов; с другой сто-  работающие вместе, связывают-  мотр данного контента и повторе-
           зультаты сканирования мозга де-  ста взаимодействию друг с дру-  роны, исследования показывают,   ся между собой», — говорит Хат-  ние изученного с родителями.
           тей от 3 до 5 лет, которые пока-  гом. Кроме того, современные   что чтение, жонглирование или   тон. — Это означает, что чем боль-
           зали, что использование цифро-  цифровые устройства портатив-  обучение и игра на музыкальном   ше вы практикуете что-либо, тем   Дети от 3 до 5
           вых устройств детьми без участия   ны и могут сопровождать детей   инструменте улучшают организа-  больше это укрепляет и организу-  В этом возрасте детям могут
           родителей больше одного часа   повсюду. Дети могут укладывать-  цию и структуру белого вещества   ет связи в вашем мозге».  пойти на пользу качественные те-
           в день приводит к более низким   ся с планшетом в постель, при-  мозга.                                                 лепередачи. Хорошо продуманное
           уровням развития белого вещест-  нимать пищу перед экраном, ис-  Перед МРТ дети проходи- Когнитивное тестирова-         шоу может улучшить познаватель-
           ва мозга — области, являющейся   пользовать гаджеты по дороге                                                           ные способности ребёнка, помочь
                                         в машине и брать их на игровую  ли когнитивное тестирование, а
           ключевой для развития языка, гра-  площадку».               их родители заполняли систему   ние выявило более           в изучении новых слов и повлиять
           мотности и когнитивных навыков.  По мнению экспертов, ещё  оценки экранного времени, раз-  слабые навыки                на его социальное развитие.
              «Это действительно важно, по-  большее безпокойство вызыва-  работанную американской акаде-  Помимо МРТ, в исследуемой   При этом академия педиатрии
           скольку в первые пять лет жизни   ет всё более юный возраст, в кото-  мией педиатрии.     группе детей было проведено ког-  предупреждает, что многие ныне
           мозг развивается стремительны-  ром дети подвергаются воздейст-  Тест измеряет следующие па-  нитивное тестирование, результа-  представленные образовательные
           ми  темпами,  — утверждает Хат-  вию экранов.               раметры: доступ ребёнка к  циф-  ты которого показали, что чрез-  приложения разрабатываются без
           тон. — Именно в этот период мозг   «К своему первому дню ро-  ровым устройствам (во время  мерное  время  перед  экранами в   участия специалистов по разви-
           очень пластичен и впитывает аб-  ждения около 90% детей явля-  еды,  в машине,  в очереди  в ма-  значительной степени связано с   тию и могут принести больше вре-
           солютно всё, формируя прочные   ются пользователями цифровых  газин), частота воздействия (воз-  более слабыми навыками овладе-  да, чем пользы, особенно когда
           связи, которые сохраняются в те-  устройств», — констатирует Хат-  раст начала использования, ко-  ния грамотой и умением исполь-  ими  замещают игру с  заботливы-
           чение всей жизни».            тон, опубликовавший ряд иссле-  личество часов в день, исполь-  зовать выразительную речь, а так-  ми взрослыми и другими детьми.
                                         дований на основе МРТ-диагно-  зование перед засыпанием), кон-  же с более  низкой способностью   Так же, как и в возрасте по-
           Экраны сопровождают           стики, где сравнивается, как чте-  тент (выбирает ли ребёнок сам,  быстро назвать предметы.  младше,  польза от изучения  лю-
           детей повсюду                 ние и гаджеты влияют на мозг ре-  смотрит драки или песенки либо   «Возможно, детям с изначаль-  бых учебных материалов у до-
                                         бёнка. «Мы провели несколько  обучающие программы) и диалог  но менее развитой внутренней  школьников гораздо выше при
              Исследования  показали,  что  исследований при участии мла-  во время взаимодействия (смо-  структурой мозга будет сложнее  просмотре с заботливым взро-
           злоупотребление просмотром те-  денцев, проводивших некоторое  трит в одиночку или родители во-  вовлечься и стать заядлыми чита-  слым и совместном обсуждении
           левизора связано с неспособно-  время  перед  экраном  уже  в  2–3  влечены и обсуждают контент с  телями позже в школе», — гово-  информации.
           стью детей фокусировать внима-  месяца».                    ребёнком).                    рит Хаттон, который также руко-          http://родком72.рф/


             себя под подушкой я находила не- Что нужно для счастьяЧто нужно для счастья
              Мама и папа превращали моё
           детство  в  праздник.  По  утрам  у

           большие подарки. Говорили, что
           «от зайки». С закрытыми глазами,
           едва проснувшись, я нащупывала  что-то подкладывает им под по-  кой и дедушкой — родители мно-
           под подушкой что-то маленькое и  душку. Не знала, что бывает по-  го работали), по пляжу ходил ху-
           удивительное. Не спешила доста-  другому. И когда моя лучшая под-  денький мужчина и предлагал ку-
           вать, бережно исследовала пред-  ружка рассказала, что боится идти  пить у него шоколадное мороже-
           мет  руками  и  так, на  ощупь,  пы-  домой и поэтому хочет остаться у  ное. Коробка с мороженым бы-
           талась догадаться, что же принёс  меня в гостях навсегда, я спроси-  ла завёрнута в одеяло, и я всё не
           зайка.                        ла её: «А как зайчик будет переда-  мог ла понять:  как  же  так  —  оно
              Всякий раз там лежало что-то  вать тебе подарки?» Вот тут-то и  ведь растает! Папа мне объяснил,
           новое: книжка, раскраска, леде-  стало понятно, что мне очень по-  что так, наоборот, можно дольше
           нец,  записка. Однажды он  даже  везло с зайкой.            сохранить холод внутри. И купил  и  представляла,  как  буду  там  иг-  вместе с любимыми родителями в
           положил мне под подушку... мор-  — Зайка больше не придёт, —  всю коробку.                рать и скучать.               своё первое настоящее путешест-
           ковку! Помню, я ничуть не удиви-  однажды объявила мама. — Но он   Я тогда не сразу поняла, зачем   Приехала бабушка, которая  вие на поезде.
           лась этому, а радовалась неверо-  оставил тебе подарок и письмо.  нам столько мороженого, ведь  должна была обо мне заботить-  Оказалось, что мама и папа с
           ятно — добрый зверёк поделился   Подарок был щедрым, а пись-  нам втроём его не съесть и за не-  ся и отводить в школу (я ходила в  самого начала планировали, что я
           со мной своим  самым  любимым  мо — нежным и убедительным. Я  делю. И только спустя годы смогла  первый класс). У родителей в тот  поеду с ними, и собрали мне вещи
           лакомством.                   не расстроилась, потому что к то-  оценить папин поступок. А моро-  день было очень хорошее настро-  в дорогу. Просто хотели сделать
              Я верила в чудеса, они мне ка-  му моменту уже о многом дога-  женым мы тогда угощали соседей,  ение, и мне совсем не хотелось  сюрприз.
           зались совершенно естественны-  дывалась. Да и чудес было ещё  и это было очень приятно — отда-  выдавать своей грусти. Мы поеха-  Таких историй было очень
           ми. В детский сад шла в приподня-  предостаточно — рукотворных и  вать.                   ли провожать их на вокзал. Когда  много. И когда меня спрашивают,
           том настроении и замечала вокруг  спонтанных.                  Ещё одно чудо случилось, ког-  подъехал поезд, я уже готова бы-  откуда во мне столько оптимизма,
           много удивительного.             Например, когда мы с родите-  да мои родители собирались в ко-  ла разрыдаться. И тут папа гово-  я отвечаю: «Просто у меня было
              Впрочем, как все дети. А ещё  лями отдыхали на море (а это са-  мандировку за границу. Мне в тот  рит: «Ну что, доченька, поехали с  очень счастливое детство».
           мне казалось, что у каждого ре-  мо по себе было потрясающе, так  день было очень грустно, я по-  нами?» Я тогда не помнила себя от
           бёнка есть свой зайка, который  как обычно я отдыхала с бабуш-  строила в своей комнате шалашик  радости! Вот так — раз, и я уже еду   Вилена КОТОВА
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28