Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22

22  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                                  № 6 (251), июнь 2025 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


                                                                                                                                   ные моменты. Таким образом, по-
           Как развить у ребёнка вкус к чтению
           Как развить у ребёнка вкус к чтению                                                                                     степенно формируется критиче-
                                                                                                                                   ское мышление, привычка анали-
                                                                                                                                   зировать информацию.

                                                                                                                                   • Воспитываем в игре
                                                                                                                                      Дошкольники   воспринима-
           Наверное, нет в наше время взрослого человека, который бы   ременные издательства маркиру-  обычными  книгохранилищами,  ют окружающий мир, учатся, раз-
                                                                       ют детские книги на обложке («для  превратившись в современные
           ни разу не сказал с сожалением, раздражением или даже       самостоятельного чтения», «для  медиапространства, объединён-  виваются через игру. Существу-
                                                                                                                                   ет много игровых приёмов, по-
           гневом: «Дети сейчас ничего не читают! Как заставить        чтения взрослыми с детьми»), а  ные в единую сеть. Ежегодно в би-  зволяющих воспитывать любовь
                                                                       на сайтах для родителей публи-  блиотеках Петербурга проходит   к чтению. Ресурсы интернета по-
           ребёнка читать?»                                            куются списки рекомендованных  свыше 30 тысяч мероприятий. Ор-  могут современным родителям
                                                                       для определённого возраста книг  ганизуются курсы иностранных   найти подходящий материал, ув-
                                                                       с тем, чтобы взрослым было про-  языков, действуют клубы, прово-  лекательные задания для детей:
           • Нужна мотивация             ванными книгами. Что толку, на-  ще ориентироваться в безкрай-  дятся мастер-классы, где помо-  лабиринты, кроссворды, загадки.
                                         пример, от собрания сочинений  нем море изданий. Книги для де-  гут подготовиться к пополнению
              Скорректируем два момента.                                                                                           В весёлую игру превратится сов-
           Первый: дети читают, но только не   Диккенса, если оно годами пылит-  тей разных уровней разнятся по  в семье, научат 3D-моделирова-  местное приготовление пищи —
           всегда то, что хотелось бы нам. Вот   ся на полке! Во-вторых, необходи-  языковому наполнению и синтак-  нию, расскажут, как собрать робо-  лёгкого перекуса, вкусного сюр-
                                         мо постараться возвести чтение в  сической сложности предложе-  та, и т.д. Читатели могут получить
           шестилетняя девочка отталкивает   статус эмоционально окрашенно-                                                        приза для папы или целого обе-
           красочную книгу со сказками о Зо-                           ний, по организации текстового  аудиокниги, взять домой настоль-  да с использованием кулинарной
           лушке, Белоснежке и Краснозорь-  го общения членов семьи, где есть  пространства, размеру шрифта и  ные игры, — рассказывает глав-  книги для детей.
                                         общая тема — книга, и есть чита-
           ке и просит почитать ей журнал                              наличию иллюстраций. Для неко-  ный библиотекарь Петербурга Зоя   Не следует забывать про так
           об устройстве самолётов, которы-  ющий — посредник между авто-  торых детей книга объёмом боль-  Чалова.                называемые «словоигры», кото-
           ми увлекается брат, а бабушка не   ром и слушателями. То есть вне за-  ше десяти страниц является слиш-  Конкурсы, праздники, детские   рых существует великое множе-
                                         висимости от возраста детей нуж-
           соглашается и укоряет: «Да что ж,                           ком длинной. Для других не важен  летние программы, экскурсии,   ство: кроссворды, эрудит, загадки,
           ты не девочка?» Второй момент:   но продолжать регулярно читать  объём, если текст разбит на смы-  возможность пообщаться с писа-  ребусы, «Города», «Поле чудес»,
           мы должны не «заставить читать»,   им вслух, например, уделять чте-  словые отрезки и достаточное ко-  телями, актёрами, ведущими экс-  «Запретные слова», «Небылицы».
           а воспитать любовь к чтению. Де-  нию полчаса перед сном.   личество картинок. Самостоятель-  пертами самых разных направле-  Многие из них требуют минималь-
                                            Значение чтения вслух труд-
           вятилетний мальчик на даче с вос-  но переоценить. Может показать-  ное чтение не должно быть тру-  ний — всё это лишь малая часть   ного реквизита (ручка и бумага)
           торгом расстреливает жестяную                               доёмким! Закрывая книгу, малыш  того, что теперь предлагают би-  или не требуют его совсем. Дома
           банку из водного пистолета. Под-  ся невероятным, но именно роди-  должен испытывать чувство до-  блиотеки. Создан единый чита-  ребёнок может придумывать сло-
           ходит мама, выбрасывает банку и   тельское чтение подталкивает де-  стижения («Я смог!»), а не уста-  тельский билет, который откры-  ва и записывать их, создавая свой
           с ворчанием уводит сына «делом   тей к освоению этого умения. По-  лость и досаду. Со сложными или  вает доступ ко всем услугам и ин-  словарь и иллюстрируя его. Мож-
           заняться» — читать. В обоих слу-  мимо того, что ребёнок увлечён  длинными произведениями ре-  формации городской библиотеч-  но поиграть в Незнайку и Знайку,
           чаях у детей с чтением связывают-                                                                                       где ребёнок, конечно, Знайка, ко-
           ся негативные эмоции. А сколько                                                                                         торый объясняет, учит, воспиты-
           угроз: «Пока не прочитаешь два                                                                                          вает Незнайку. Исследования по-
           рассказа, гулять не пойдёшь!» Ста-                                                                                      казывают, что информация усваи-
           нешь ли после такого самостоя-                                                                                          вается лучше, если человек делит-
           тельно браться за книгу? Вряд ли.                                                                                       ся ею с другими: в процессе ин-
              Многие родители стремятся                                                                                            терпретации происходит переос-
           как можно раньше обучить ребён-                                                                                         мысление знаний, они качествен-
           ка грамоте. Практически каждый                                                                                          нее структурируются, запомина-
           нормально развивающийся ре-                                                                                             ется больше деталей.
           бёнок к трём-четырем годам зна-                                                                                            Игра в почту с большой веро-
           ет буквы. К пяти он умеет перево-                                                                                       ятностью увлечёт малыша. Нуж-
           дить буквенные значки в звуки,                                                                                          но сделать почтовый ящик или
           а многие слова и даже короткие                                                                                          выбрать особое, тайное место,
           предложения прочитывает сра-                                                                                            откуда будут доставаться пись-
           зу. Это, безусловно, достижение                                                                                         ма. Письмо должно быть написа-
           для маленького человека, но ро-                                                                                         но крупными печатными буквами
           дители и воспитатели снова бьют                                                                                         и положено в запечатанный кон-
           тревогу: ребёнок, овладев техни-                                                                                        верт. Оно может быть от кого угод-
           кой чтения, не спешит садиться за                                                                                       но, даже от того, кто не умеет пи-
           книги. Его, как и прежде, привле-                                                                                       сать, например, от улитки. И чте-
           кают мультики.                                                                                                          ние письма — всегда увлекатель-
              Изучением влияния на детей                                                                                           ное действие, поначалу сложное,
           визуальных образов, которые те-                                                                                         требующее усилий, но захватыва-
           перь преобладают над буквенны-                                                                                          ющее. Письмо нельзя оставлять
           ми, занимаются многие науки. Вы-  сюжетом, он пополняет свой сло-  бёнка знакомит взрослый.  ной сети. Пользование большин-  без ответа, пусть малыш напишет
           воды, к которым приходят психо-  варный запас, знакомится с лите-  Интересы детей лучше все-  ством библиотечных ресурсов   что-нибудь печатными буквами.
           логи и педагоги, однозначны: уме-  ратурной нормой языка и инто-  го известны родителям. Книга из  безплатно.           Не рекомендуется обращать здесь
           ние читать является необходи-  национными образцами, расши-  интересной художественной или   Как только ребёнок подрастёт,   внимание на ошибки, ребёнок бу-
           мым, но недостаточным для чте-  ряет кругозор; совершенствуются  справочно-информационной се-  родителям следует познакомить   дет бороться с ними при других
           ния книг. У ребёнка должен быть   навыки восприятия речи на слух.  рии, издание любимого автора  его с библиотекой. Не нужно спе-  обстоятельствах.
           мотив к чтению — внутреннее же-  Даже малышам до года рекомен-  в хорошем, твёрдом переплёте  шить и подгонять малыша: пусть         Мария ХАБАРОВА
           лание, которое определяет успех   дуется читать. Рано или поздно,  может стать замечательным по-  осмотрится в новом помещении.      https://vk.com/vselo
           любой человеческой деятельнос-  он заинтересуется процессом пе-  дарком. И здесь не уместны сло-  Сотрудник библиотеки покажет
           ти. Чтобы научиться чему-то, не-  релистывания страниц и картин-  ва «должен» и «все уже прочита-  детский отдел, сориентирует, где
           обходимо хотеть это делать. До-  ками. Следует постараться как  ли, кроме нас»: книги вне увле-  находятся интересующие ребён-
           школьник будет хотеть что-то де-  можно дольше сохранять эту тра-  чений ребёнка не вызовут радо-  ка издания, познакомит с работой
           лать, если увидит, что этим зани-  дицию, даже когда ребёнок под-  сти и, скорее всего, будут отложе-  электронного каталога. Можно за-
           маются родители: до определён-  растёт. Между прочим, семейное  ны. Если действительно «должен  вести традицию ходить в библи-
           ного возраста семья является для   чтение было замечательной тра-  прочитать», то это можно сделать  отеку раз в неделю — просто об-
           него образцом поведения.      дицией интеллигентных семей в  и позже, когда возникнет необхо-  новлять книги или посещать ме-
              Поэтому, чтобы книга воспри-  нашей стране в XIX–XX веках.  димость.                   роприятия.
           нималась как естественный эле-   Следует добавить, что обста-  Когда ребёнок будет способен
           мент жизни, взрослые в семье   новка, располагающая к чтению,  читать самостоятельно, нужно по-
           должны читать, задавая тем са-  очень важна. Хорошо, если в се-  дарить ему небольшой толковый   • Обсуждаем
           мым модель читающего жизнен-  мье будет свой читательский уго-  словарь, ориентированный на  прочитанное
           ного стиля. В семьях, где у взро-  лок с удобным местом для сиде-  детский возраст. Теперь вопросы
           слых принято проводить свобод-  ния или лежания, грамотно подо-  о том, что значит то или иное сло-  Хорошо, когда родители в до-
           ное время с книгой, ребёнок тоже   бранным освещением и миниму-  во, будут решаться по-новому: ре-  ступной форме обсуждают с ре-
           будет читать. По мнению писателя,   мом отвлекающих факторов, та-  бёнок ищет его в словаре, читает   бёнком книги, прочитанные сов-
           журналиста, педагога, автора книг   ких как телевизор, музыка, до-  определение, а затем обсуждает   местно, и те, что прочитали сами.
           о воспитании Марины Семёновны   машние питомцы. Членам семьи  со взрослым, что он понял. Мож-  Полезно соотносить события со
           Аромштам, «чтение внутри такой   необходимо с уважением отно-  но вместе придумать контексты   страниц книги с жизненным опы-
           семьи является столь же необхо-  ситься к читающему ребёнку и не  употребления нового слова. Даже   том ребёнка, с ситуациями, про-
           димым видом деятельности, как   прерывать его во время процесса.  простое перелистывание слова-  исходившими в семье, в школе, в
           хождение и говорение».                                                                    кругу знакомых. Интересно так-
                                                                       ря поддерживает интерес ребён-  же, прочитав книгу, посмотреть её
                                                                       ка к слову и расширяет его лекси-
                                         • Выбираем книги                                            экранизацию или спектакль. Под-
           • Читаем детям вслух                                        ческий запас.                 черкнём, что просмотр фильма
                                         правильно
              Итак, задача родителей — это,                                                          или мультфильма — это тоже сов-
           во-первых, насытить окружаю-     При выборе книг необходи- • Идём в библиотеку            местное мероприятие. После это-
           щую среду не столько буквенны-  мо учитывать два важных момен-  как на праздник           го нужно сравнить и сопоставить
           ми символами, как на кубиках,  та: уровень овладения навыками                             разные версии произведения,
           сколько интересными, востребо-  чтения и интересы ребёнка. Сов-  — Библиотеки перестали быть  найти отличия, удачные и неудач-
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27