Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО № 6 (251), июнь 2025 г.
«Родовая Земля»
ные моменты. Таким образом, по-
Как развить у ребёнка вкус к чтению
Как развить у ребёнка вкус к чтению степенно формируется критиче-
ское мышление, привычка анали-
зировать информацию.
• Воспитываем в игре
Дошкольники воспринима-
Наверное, нет в наше время взрослого человека, который бы ременные издательства маркиру- обычными книгохранилищами, ют окружающий мир, учатся, раз-
ют детские книги на обложке («для превратившись в современные
ни разу не сказал с сожалением, раздражением или даже самостоятельного чтения», «для медиапространства, объединён- виваются через игру. Существу-
ет много игровых приёмов, по-
гневом: «Дети сейчас ничего не читают! Как заставить чтения взрослыми с детьми»), а ные в единую сеть. Ежегодно в би- зволяющих воспитывать любовь
на сайтах для родителей публи- блиотеках Петербурга проходит к чтению. Ресурсы интернета по-
ребёнка читать?» куются списки рекомендованных свыше 30 тысяч мероприятий. Ор- могут современным родителям
для определённого возраста книг ганизуются курсы иностранных найти подходящий материал, ув-
с тем, чтобы взрослым было про- языков, действуют клубы, прово- лекательные задания для детей:
• Нужна мотивация ванными книгами. Что толку, на- ще ориентироваться в безкрай- дятся мастер-классы, где помо- лабиринты, кроссворды, загадки.
пример, от собрания сочинений нем море изданий. Книги для де- гут подготовиться к пополнению
Скорректируем два момента. В весёлую игру превратится сов-
Первый: дети читают, но только не Диккенса, если оно годами пылит- тей разных уровней разнятся по в семье, научат 3D-моделирова- местное приготовление пищи —
всегда то, что хотелось бы нам. Вот ся на полке! Во-вторых, необходи- языковому наполнению и синтак- нию, расскажут, как собрать робо- лёгкого перекуса, вкусного сюр-
мо постараться возвести чтение в сической сложности предложе- та, и т.д. Читатели могут получить
шестилетняя девочка отталкивает статус эмоционально окрашенно- приза для папы или целого обе-
красочную книгу со сказками о Зо- ний, по организации текстового аудиокниги, взять домой настоль- да с использованием кулинарной
лушке, Белоснежке и Краснозорь- го общения членов семьи, где есть пространства, размеру шрифта и ные игры, — рассказывает глав- книги для детей.
общая тема — книга, и есть чита-
ке и просит почитать ей журнал наличию иллюстраций. Для неко- ный библиотекарь Петербурга Зоя Не следует забывать про так
об устройстве самолётов, которы- ющий — посредник между авто- торых детей книга объёмом боль- Чалова. называемые «словоигры», кото-
ми увлекается брат, а бабушка не ром и слушателями. То есть вне за- ше десяти страниц является слиш- Конкурсы, праздники, детские рых существует великое множе-
висимости от возраста детей нуж-
соглашается и укоряет: «Да что ж, ком длинной. Для других не важен летние программы, экскурсии, ство: кроссворды, эрудит, загадки,
ты не девочка?» Второй момент: но продолжать регулярно читать объём, если текст разбит на смы- возможность пообщаться с писа- ребусы, «Города», «Поле чудес»,
мы должны не «заставить читать», им вслух, например, уделять чте- словые отрезки и достаточное ко- телями, актёрами, ведущими экс- «Запретные слова», «Небылицы».
а воспитать любовь к чтению. Де- нию полчаса перед сном. личество картинок. Самостоятель- пертами самых разных направле- Многие из них требуют минималь-
Значение чтения вслух труд-
вятилетний мальчик на даче с вос- но переоценить. Может показать- ное чтение не должно быть тру- ний — всё это лишь малая часть ного реквизита (ручка и бумага)
торгом расстреливает жестяную доёмким! Закрывая книгу, малыш того, что теперь предлагают би- или не требуют его совсем. Дома
банку из водного пистолета. Под- ся невероятным, но именно роди- должен испытывать чувство до- блиотеки. Создан единый чита- ребёнок может придумывать сло-
ходит мама, выбрасывает банку и тельское чтение подталкивает де- стижения («Я смог!»), а не уста- тельский билет, который откры- ва и записывать их, создавая свой
с ворчанием уводит сына «делом тей к освоению этого умения. По- лость и досаду. Со сложными или вает доступ ко всем услугам и ин- словарь и иллюстрируя его. Мож-
заняться» — читать. В обоих слу- мимо того, что ребёнок увлечён длинными произведениями ре- формации городской библиотеч- но поиграть в Незнайку и Знайку,
чаях у детей с чтением связывают- где ребёнок, конечно, Знайка, ко-
ся негативные эмоции. А сколько торый объясняет, учит, воспиты-
угроз: «Пока не прочитаешь два вает Незнайку. Исследования по-
рассказа, гулять не пойдёшь!» Ста- казывают, что информация усваи-
нешь ли после такого самостоя- вается лучше, если человек делит-
тельно браться за книгу? Вряд ли. ся ею с другими: в процессе ин-
Многие родители стремятся терпретации происходит переос-
как можно раньше обучить ребён- мысление знаний, они качествен-
ка грамоте. Практически каждый нее структурируются, запомина-
нормально развивающийся ре- ется больше деталей.
бёнок к трём-четырем годам зна- Игра в почту с большой веро-
ет буквы. К пяти он умеет перево- ятностью увлечёт малыша. Нуж-
дить буквенные значки в звуки, но сделать почтовый ящик или
а многие слова и даже короткие выбрать особое, тайное место,
предложения прочитывает сра- откуда будут доставаться пись-
зу. Это, безусловно, достижение ма. Письмо должно быть написа-
для маленького человека, но ро- но крупными печатными буквами
дители и воспитатели снова бьют и положено в запечатанный кон-
тревогу: ребёнок, овладев техни- верт. Оно может быть от кого угод-
кой чтения, не спешит садиться за но, даже от того, кто не умеет пи-
книги. Его, как и прежде, привле- сать, например, от улитки. И чте-
кают мультики. ние письма — всегда увлекатель-
Изучением влияния на детей ное действие, поначалу сложное,
визуальных образов, которые те- требующее усилий, но захватыва-
перь преобладают над буквенны- ющее. Письмо нельзя оставлять
ми, занимаются многие науки. Вы- сюжетом, он пополняет свой сло- бёнка знакомит взрослый. ной сети. Пользование большин- без ответа, пусть малыш напишет
воды, к которым приходят психо- варный запас, знакомится с лите- Интересы детей лучше все- ством библиотечных ресурсов что-нибудь печатными буквами.
логи и педагоги, однозначны: уме- ратурной нормой языка и инто- го известны родителям. Книга из безплатно. Не рекомендуется обращать здесь
ние читать является необходи- национными образцами, расши- интересной художественной или Как только ребёнок подрастёт, внимание на ошибки, ребёнок бу-
мым, но недостаточным для чте- ряет кругозор; совершенствуются справочно-информационной се- родителям следует познакомить дет бороться с ними при других
ния книг. У ребёнка должен быть навыки восприятия речи на слух. рии, издание любимого автора его с библиотекой. Не нужно спе- обстоятельствах.
мотив к чтению — внутреннее же- Даже малышам до года рекомен- в хорошем, твёрдом переплёте шить и подгонять малыша: пусть Мария ХАБАРОВА
лание, которое определяет успех дуется читать. Рано или поздно, может стать замечательным по- осмотрится в новом помещении. https://vk.com/vselo
любой человеческой деятельнос- он заинтересуется процессом пе- дарком. И здесь не уместны сло- Сотрудник библиотеки покажет
ти. Чтобы научиться чему-то, не- релистывания страниц и картин- ва «должен» и «все уже прочита- детский отдел, сориентирует, где
обходимо хотеть это делать. До- ками. Следует постараться как ли, кроме нас»: книги вне увле- находятся интересующие ребён-
школьник будет хотеть что-то де- можно дольше сохранять эту тра- чений ребёнка не вызовут радо- ка издания, познакомит с работой
лать, если увидит, что этим зани- дицию, даже когда ребёнок под- сти и, скорее всего, будут отложе- электронного каталога. Можно за-
маются родители: до определён- растёт. Между прочим, семейное ны. Если действительно «должен вести традицию ходить в библи-
ного возраста семья является для чтение было замечательной тра- прочитать», то это можно сделать отеку раз в неделю — просто об-
него образцом поведения. дицией интеллигентных семей в и позже, когда возникнет необхо- новлять книги или посещать ме-
Поэтому, чтобы книга воспри- нашей стране в XIX–XX веках. димость. роприятия.
нималась как естественный эле- Следует добавить, что обста- Когда ребёнок будет способен
мент жизни, взрослые в семье новка, располагающая к чтению, читать самостоятельно, нужно по-
должны читать, задавая тем са- очень важна. Хорошо, если в се- дарить ему небольшой толковый • Обсуждаем
мым модель читающего жизнен- мье будет свой читательский уго- словарь, ориентированный на прочитанное
ного стиля. В семьях, где у взро- лок с удобным местом для сиде- детский возраст. Теперь вопросы
слых принято проводить свобод- ния или лежания, грамотно подо- о том, что значит то или иное сло- Хорошо, когда родители в до-
ное время с книгой, ребёнок тоже бранным освещением и миниму- во, будут решаться по-новому: ре- ступной форме обсуждают с ре-
будет читать. По мнению писателя, мом отвлекающих факторов, та- бёнок ищет его в словаре, читает бёнком книги, прочитанные сов-
журналиста, педагога, автора книг ких как телевизор, музыка, до- определение, а затем обсуждает местно, и те, что прочитали сами.
о воспитании Марины Семёновны машние питомцы. Членам семьи со взрослым, что он понял. Мож- Полезно соотносить события со
Аромштам, «чтение внутри такой необходимо с уважением отно- но вместе придумать контексты страниц книги с жизненным опы-
семьи является столь же необхо- ситься к читающему ребёнку и не употребления нового слова. Даже том ребёнка, с ситуациями, про-
димым видом деятельности, как прерывать его во время процесса. простое перелистывание слова- исходившими в семье, в школе, в
хождение и говорение». кругу знакомых. Интересно так-
ря поддерживает интерес ребён- же, прочитав книгу, посмотреть её
ка к слову и расширяет его лекси-
• Выбираем книги экранизацию или спектакль. Под-
• Читаем детям вслух ческий запас. черкнём, что просмотр фильма
правильно
Итак, задача родителей — это, или мультфильма — это тоже сов-
во-первых, насытить окружаю- При выборе книг необходи- • Идём в библиотеку местное мероприятие. После это-
щую среду не столько буквенны- мо учитывать два важных момен- как на праздник го нужно сравнить и сопоставить
ми символами, как на кубиках, та: уровень овладения навыками разные версии произведения,
сколько интересными, востребо- чтения и интересы ребёнка. Сов- — Библиотеки перестали быть найти отличия, удачные и неудач-

