Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

«Родовая Земля»                                                                          ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                       •  23
           № 7 (252), июль 2025 г.

           Чтобы не услышать от ребёнка                                                                                            ловек, который заставил меня не
                                                                                                                                   быть собой»; либо отстаивать се-
                                                                                                                                   бя, отделяться от родителей, иног-
                                                                                                                                   да очень жёстко, часто — жесто-
                                                                                                                                   ко: ставить перед фактом.
           «Да пошли вы!»                                                                                                          его особенностями — это не про
                                                                                                                                      Принятие ребёнка со всеми
                                                                                                                                   то, что нужно всегда ему всё раз-
                                                                                                                                   решать, со всем, что он говорит,
                                                                                                                                   соглашаться, а про то, что мы его
                                                                                                                                   должны принимать таким, какой
               Ветхие педагогические идеи «ме-  своим вниманием? От того, что я                                                    он есть.
           ня били, и я буду бить!», «куда он де-  сейчас посидела в интернете, у не-
           нется — как-нибудь вырастет», кажет-  го не развилась депривация? То,                                                   5. Не реализуйте за счёт
           ся, побеждены, но теперь ответствен-  что я завязала ему шарф, не было                                                  детей свои мечты
           ный принимающий «родитель-побе-  ли это гиперопекой?»...                                                                   Чтобы проще принимать сво-
           дитель» попал в ловушку собственной   Любая тревога, любое чувство                                                      их детей, мне кажется, очень важ-
           сознательности: мы многое узнали   вины — это всегда оборотная сто-                                                     но больше быть в контакте с со-
           о детских травмах и... до смерти бо-  рона фантазии о своём всемогу-                                                    бой, прежде всего больше прини-
           имся самих себя. Каким вырастет мой   ществе: представления, что если                                                   мать себя. Ожидания от детей ча-
           ребёнок? Что ему сейчас сказать, что-  мы будем мудрыми, терпеливыми,                                                   сто связаны с тем, что есть наши
           бы не травмировать его психику? Я на-  «просветлёнными» родителями, та-                                                 собственные неудовлетворённые
                                         кими, чтоб комар носа не подточил,
           кричала на сына, что же теперь с ним   тогда гарантированно ребёнок вы-                                                 потребности. Мы сами не могли в
           будет? Как указывать дочери на недо-  растет гармоничным, смелым, раз-                                                  своё время что-то себе позволить,
           статки, чтоб она не выросла заком-  витым, добрым и любящим.                                                            например, путешествовать. И мы
           плексованной? Достаточно ли я при-  Но теория привязанности —                                                           начинаем в раннем возрасте та-
           нимаю своего ребёнка? Не слишком   не про эльфов. У наших предков                                                       скать детей по Римам, Парижам...
           опекаю? Справиться с этими и дру-  она была такая же, как у нас! Не                                                     Если вы мечтаете о чём-то, что вам
           гими переживаниями помогут тезисы  надо ломать и переделывать себя.                                                     не было дано, сделайте это для се-
           лекции известного психолога Людми-  Вы с ребёнком своим живёте, ра-                                                     бя! А своему ребёнку позвольте
           лы Петрановской «Принятие ребёнка:  стите и знаете его, любите, он ря-                                                  быть к этому равнодушным.
           любовь или вседозволенность».  дом. В самом главном всё уже хо-                                                         6. Не лишайте ребёнка
                                         рошо. С остальным разберётесь,
           1. Не требуйте от себя        так или иначе.                пишем на стенке: «Ребёнок, пони-  ния. Или всегда давать ребёнку  права чего-то не хотеть
           слишком многого                                             май: у тебя есть обязанности!» Это  отвечать за последствия: раз он   У ребёнка есть право не хотеть.
                                         2. Не воспринимайте           не работает. Все такие слова го-  что-то забыл, пусть отвечает за  Честный разговор начинается тог-
              Много лет родители растили                               ворят о безпомощности. Это про-  последствия. Если бы мы так вели  да, когда мы признаем за ребён-
           детей, не очень понимая, как на   ребёнка как объект борьбы  тест: почему он нас не понимает?  себя со своими супругами? Пред-  ком это право. Не хотеть делать
           них отражаются действия, поступ-  В голове людей сильна идея   Не воюйте с ребёнком. Он же  ставьте, что ваш муж уходит на ра-  уроки, не хотеть ходить в скучную
           ки, их эмоциональное состояние:  борьбы с ребёнком. Мы привык-  ваш детёныш и любит вас всем  боту, вы знаете, что у него очень   школу — это нормально. Не на-
           ребёнок и ребёнок, куда он денет-  ли воевать с детьми. Часто мож-  сердцем. Если чувствуете, что  важное совещание, и тут заме-  до стараться его замотивировать
           ся, вырастет! С развитием психо-  но услышать от родителей: «Ребё-  увязли в борьбе, самое время  чаете, что он забыл папку с доку-  на всё это. Надо присоединиться к
           логии стало выясняться, что на са-  нок делает то-то и то-то. Как с этим   — перелезть через баррикаду и  ментами на эту встречу. И что, вы   нему, сказать: «Я понимаю, как ты
           мом деле то, как родители стро-  бороться?» или «Ребёнок не дела-  встать рядом с ребёнком.  поду маете: «Иди, иди, дорогой,   не хочешь». А дальше мы можем
           ят отношения с детьми, на детях  ет того и того. Мы с этим борем-                         пусть наступят последствия»? Нет,   помочь ребёнку научиться «гло-
           очень сильно отражается.      ся, но ничего не получается!» Тер-  3. Не устанавливайте    конечно. То же самое с детьми.  тать лягушку». Например, расска-
              Пришло понимание, что нуж-  минология борьбы, противосто-                                 Мне кажется, надо к себе отно-  зать, как вы сами справляетесь с
           но ребёнка принимать, понимать,  яния... В архаичном обществе та-  «железобетонные» принципы  ситься более сочувственно. Боль-  делами, которые делать не хочет-
           идти навстречу его потребностям,  кого вопроса не возникает: если   Все утверждения, которые на-  ше прислушиваться к себе, не ста-  ся. Или дать что-то вкусненькое,
           принимать его чувства. Но обо-  я взрослая особь, которая может  чинаются словами «всегда», «ни-  раться следовать жёстким рецеп-  чтобы подсластить пилюлю.
           ротная сторона этой идеи такова:  зажечь огонь, принести кусок ма-  когда», «ни в коем случае», гово-  там, а отталкиваться от ситуации,
           сейчас есть тенденция фетишиза-  монта и отогнать саблезубых тиг-  рят о тревожности. А тревожность  и тогда можно почувствовать себя   7. Не пытайтесь
           ции теории привязанности.     ров, не возникает вопроса, уважа-  говорит о том, что нет уверенно-  более комфортно в родительстве.  расшевелить ребёнка,
              В результате родители всё вре-  ет меня ребёнок или нет. Взрослый  сти в себе как в родителе, нет кон-
           мя боятся что-то сказать не так,  — человек, от которого зависит  такта с ребёнком, нет умения гиб-  4. Не подчиняйте   если он ничего не хочет
           травмировать детей, недолюбить,  жизнь ребёнка! Борьба начинает-  ко обращаться и адаптировать   ребёнка своим ожиданиям   Очень часто бывает, что когда
           недопонять, недопринять. Это со-  ся там, где нет естественных осно-  свои слова и поступки к той реаль-                у родителя слишком много ожи-
           стояние я бы назвала «родитель-  ваний (для иерархии и уважения).  ности, которая у нас есть сейчас.  Принятие ребёнка — это рабо-  даний от детей, желаний, то дети к
           ский невроз» — состояние, ког-  На уровне патриархального обще-  Если мы уверены в себе как ро-  та, которую родители делают всю   17–19 годам ничего не хотят, а жи-
           да родитель думает о ребёнке, о  ства иерархия построена уже на  дители, понимаем, что разберём-  жизнь. В патриархальном общест-  вут в таком полурастительном со-
           проб лемах с ребёнком, его по-  том, что так должно быть.   ся. Когда мы не уверены в себе, не   ве было очень жёстко с приняти-  стоянии. Это почти всегда история
           ведении, развитии и т.д. гораздо   Часто можно услышать: «А что  уверены, что разберёмся, мы уста-  ем детей: ребёнок должен был со-  про очень любящих, самоотвер-
           больше, чем о себе самом, о сво-  же, ребёнок разве не должен ува-  навливаем жёсткие правила.  ответствовать ожиданиям. Посте-  женных, очень ответственных ро-
           их интересах и потребностях: «А  жать родителя?» «Разве он не дол-  Например, всегда быть после-  пенно жёсткие ожидания от ре-  дителей, про то, как мама ушла с
                                                                                                     бёнка перестали воспринимать-
           достаточно ли я принимаю своего  жен понимать, что у него есть обя-  довательными: раз сказал — всё,                    работы, чтобы ребёнка водить на
           ребёнка? Не задалбываю ли я его  занности?» Хорошо. Давайте на-  никогда не менять своего реше-  ся как правомерные. Но и сегодня   развивающие занятия, как он за-
                                                                                                     родителям каждый раз приходит-  нимался шахматами, английским,
                                                                                                     ся сталкиваться с вопросом при-  китайским, что они не пропуска-
             Большая маленькая дочь                     на уровне моей талии. И, естественно, я внутренне   нятия: «Мой ребёнок не такой, как   ли ни одного выходного, чтобы не
                                                        предполагала, что так будет всегда, хоть и видела,   мне бы было удобно, как мне дав-  посетить выставку.
                Однажды вдруг оказывается, что маленькая  конечно, что она растёт и растёт.          но хотелось и мечталось»; хотели   К 12 годам, когда ребёнок до-
             любимая девочка уже совсем не маленькая. Не   Когда я стала постоянно замечать признаки за-  девочку, родился мальчик, хотели   гадывается, что он может сказать
             знаю, у кого как, но я чётко помню момент этого  канчивающегося детства, мне сделалось немного   решительного мальчика, родился   «да пошли вы», он говорит это так
             открытия: большая!                         грустно, тревожно, непривычно и странно. И я ста-  робкий, хотели, чтобы ребёнок чи-  сильно. И хорошо, если он выска-
                Выросли маленькие любимые ножки, и она те-  ла думать: она теперь другая. Наверное, с ней на-  тал книжки, а он играет в хоккей...  жет это словами! Но если у мамы
             перь примеряет у зеркала мои туфли не из озор-  до по-другому. Но как? У меня ещё никогда не бы-  Правда в том, что дети устро-  есть на эту тему супер-аргумент
             ства, а деловито: годятся, не годятся. Выросли не-  ло взрослых дочерей. Стыдно сказать, я испытыва-  ены так, что они чётко вычисляют   — сердечные капли, ребёнку
             когда пухлые ручки и стали длинными и красивы-  ла что-то вроде неловкости, неестественности ря-  ту сферу, которую мы в них не при-  остаётся впасть в апатию, со всем
             ми. Выросла вся, мы скоро будем одного роста, по-  дом с ней...                         нимаем. И с большой вероятно-  соглашаться, но ничего не делать.
             том она, судя по всему, меня перерастёт, но пока   Это быстро и легко прекратилось.     стью то, что вы в ребёнке не при-  Отказ от всех притязаний и же-
             мне чрезвычайно удобно ходить с ней в обнимку.   Однажды вечером она пришла заплаканная:   нимаете, он вам и выдаст. Потому   ланий — это крайняя форма про-
             Исчезло круглое детское пузо, да и вообще начало  ей мерещились какие-то кошмары, я обняла её, та-  что ребёнку очень важно приня-  теста для ребёнка. Так проявляет-
             расти там, вытягиваться здесь, и в лице уже про-  кую большую, и она затихла, успокоилась. А нау-  тие, ему нужна его субъектность,   ся его отказ жить по вашим прави-
             глядывает не девочка, а будущая красивая моло-  тро она поссорилась с младшей сестрой из-за ка-  он хочет, чтобы вы считали его че-  лам. Когда вы пытаетесь его под-
             дая женщина, особенно в вечерних сумерках, ког-  кой-то верёвочки. А спустя 15 минут она же, свисая   ловеком, независимой личностью,   нять с дивана, вы — активное на-
             да мы ещё лежим рядом и шёпотом ведём самые  вниз головой со спинки дивана, читала вслух этой   чтобы уважали его право быть та-  чало, вы — источник всех моти-
             важные за день разговоры.                  самой младшей сестре стихи Ренаты Мухи и хохо-  ким, каким он хочет. Для ребёнка   ваций, желаний, решений. Чем
                И когда я всё это увидела, вдруг поняла: вряд   тала вместе с ней.                   очень тяжело, когда мы вгоняем   больше вокруг него прыгаете, тем
             ли когда-нибудь смогу поднять её на руки, а если и   И я поняла: нет, она ещё маленькая. У меня ещё   его в прокрустово ложе, а мы вго-  больше он закрывается. Нужно
             смогу, это уже будет выглядеть глупо. И она боль-  есть время подержать её на коленях (и пусть они   няем. И необязательно жёсткими   просто отойти, сказать: «Это твоя
             ше не болтает ногами за столом, что всегда так раз-  отвалятся), потому что она этого хочет. Для неё   методами, но мы расстраиваемся,   жизнь, ты живешь её, как хочешь,
             дражало, потому что ноги твёрдо стоят на полу. И   ещё самое большое переживание — ночные сны.   вздыхаем, плохо себя чувствуем,   если что — кричи».
             если она сядет ко мне на колени, у меня, скорее   Я ещё могу её утешить, просто обняв. Она уже вы-  демонстрируем своё разочаро-
             всего, отвалятся колени.                   глядит как взрослая и становится взрослой, но по-  вание, озабоченно пишем в соц-  8. Не забывайте:
                Я была к этому не готова. До этого у меня бы-  ка ещё всё-таки маленькая. И, надеюсь, в чём-то   сетях... Дети это чётко считывают.
             ла маленькая золотистая девочка, которая вся   останется для меня всегда маленькой. Просто она   А дальше у них есть два пу-  опыт принятия себя — самое луч-
             умещалась в моих руках, когда я её обнимала; она   теперь большая маленькая, вот и всё.  ти: держаться за одобрение роди-  шее, что мы можем дать детям, так
             смешно ходила, у неё были круглые пальцы-горо-               Ксения КНОРРЕ-ДМИТРИЕВА    телей и отказаться от себя, и тог-  как они — великие подражатели!
             шинки на ногах, и её русая макушка торчала где-то                https://vk.com/detiroditeli  да рано или поздно родитель бу-
                                                                                                     дет восприниматься как «тот че-      https://vk.com/detiroditeli
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28