Page 11 - Газета "Родовая Земля"
P. 11
«Родовая Земля» ИСТОКИ • 11
№ 8 (253), август 2025 г.
Три праздника конца лета — времени
«сохранения» — действительно сохра-
няли и СПАСали сложившуюся струк- Три русских ведических праздника лета
туру общественных связей, сохраня-
ли преемственность знаний, тради- его вместе с маслом лили в пер- го. Ведь даже сегодня половина ки по воде, прощаются со своим писал в 1926 году: «Шитью моло-
ций, верований, накопленных дан- вую борозду». яблоневых садов мира находится беззаботным детством. дых девиц и знанию грамоты юно-
ным сообществом людей. Три Спаса Именно мёд во всех вариациях в России. Ну а в глубокой древно- Во время Яблочного Спаса де- шей придавалось одинаковое
— Медовый (14 августа), Яблочный был главным продуктом питания сти дикие яблони росли далеко на ти получают вместе с яблоками за- значение. И это мы поймём, когда
(19 августа) и Льняной (29 августа) — и объектом поклонения в обрядах Севере. Заметим, что именно пло- пас жизненных сил, необходимых убедимся, что в шитье девиц вы-
это прежде всего комплекс обрядов Медового Спаса. Этот день знаме- ды диких яблонь наиболее бога- для приобщения к познанию. ражалось такое же важное для на-
посвящения детей, достигших возра- новал собой начало сбора урожая, ты так необходимым человеку ви- селения знание священных сим-
ста ученичества. независимо от того, что часть его тамином С. Во время празднова- Последний, третий праздник волов той старой, а поэтому доро-
уже была к тому времени собрана. ния Яблочного Спаса все начина- цикла — ЛЬНЯНОЙ (полотня- гой веры, которою жил народ ты-
Во время МЕДОВОГО СПАСА Древние обрядовые жертвы мё- ли есть яблоки. ный) или ЖИТНЫЙ СПАС (29 ав- сячи лет.
(14 августа) вырезали соты с мё- дом и медовыми напитками долж- густа). В этот день женщины, ката- Как весталки, чистые девы Ри-
дом. Этим мёдом святили воду в ны были сделать все плоды земли ясь по сжатой ниве, приговарива- ма, хранили негасимый огонь,
реках, а после водосвятия купали и все воды рек сладкими для лю- ли: «Нивка, нивка, отдай мою сил- символ обоготворённого небес-
в них детей. Причём рубашки, оде- дей. ку, на пест, на колотила, на моло- ного огня-солнца, так юные де-
тые на детей до купания, бросали Мёд был символом и знаком тила, на кривое веретено!» Свя- вы Русского Севера обязывались
в реку, а ребёнка одевали в новую Бога Неба — «Деда» и поэтому им занный с завершением убор- и обязываются нести и несут сим-
нестиранную рубаху. Вспомним кропили воды рек прежде, чем ку- ки урожая, с предстоящим за- волы своего первобытного народ-
древний гимн Ригведы, где с мё- пать в них детей. тем долгим процессом получения ного культа от древнейших вре-
дом связаны образы Неба и Бога- Как и другие летние праздни- пряжи, холста, набором орнамен- мён до наших дней». Он же, го-
Творца Вселенной: «Мёд навевают ки, Медовый Спас — это комплекс тальных праставок — «священ- воря о северорусской вышивке и
ветры благочестивому, Мёд струят обрядов, связанных с функци- ных текстов». ткачестве, отмечал, что: «По отзы-
реки, Медовыми для нас да будут ей сохранения, спасения. Основ- вам вполне компетентных лиц, это
растения! Мёдом пусть будет Небо ной смысл этого сохранения (спа- в своём роде лучшие произведе-
— наш отец!» сения) — в приобщении следу- ния в мире».
ющего поколения к сокровищам Вспомним, что на санскрите,
знаний их предков. Омывшись в До 19 августа женщины, у ко- языке древнеарийской культуры,
«медовых водах» Отца-Неба, дети торых умирали дети, старались северорусское диалектное сло-
должны быть готовы к осознанию яблок не есть, так как считали, во «прастава» (означающее ор-
всей полноты бытия, приобрете- что тогда их детям «на том све- наментальную полосу, украшаю-
нию жизненного опыта, знаний. те достанется яблочко». С яблока- щую одежду, полотенца, скатер-
ми были связаны представления ти, свадебные простыни) значит
Второй праздник августовско- о нравственном облике челове- «священный гимн, мудрая речь»,
го цикла — ЯБЛОЧНЫЙ СПАС ка. Так, новорождённому клали в а древнейший общеиндоевропей-
(19 августа) также целиком и пол- рот печёное яблоко, чтобы он не ский бог неба Варуна носил имя
ностью связан с идеей сохранения вырос пьяницей. Представление Праджапати, что буквально зна-
и спасения. В древности у индо- о яблоне как неком «древе жиз- чит «Отец пряжи».
европейских народов яблоневый ни» настолько архаично, что оно
сад был символом вечной жизни сохранилось даже в мифологии
— рая. Так, древнегреческая ми- калашей — жителей гор Гиндуку- Этот праздник также целиком
фология сохранила память о чу- ша (Афганистан) — потомков пер- посвящён сохранению. Это сохра-
десной яблоне с золотыми ябло- вых индоевропейских иммигран- нение урожая, жизненных сил, со-
ками вечной юности, которая по тов на субконтиненте. хранение священного знания, за-
В санскрите, языке древне- велению Матери-Земли (Геи) «вы- Обращаясь к русской народ- печатленного в сакральных орна-
индийской культуры, со словом росла в далёкой древней Гипербо- ной сказке «Крошечка-Хаврошеч- ментальных текстах. Третий Спас
«Мадху» (мёд) связаны такие по- рее». У подножия этой яблони бил ка», заметим, что здесь очень чёт- как бы окончательно разделя-
нятия, как сладкий, приятный, из недр ключ живой воды — воды ко обозначена мысль — злой, ко- ет судьбы детей — мальчиков и
прелестный, нектар, молоко, свя- безсмертия. варный, безчестный (то есть гре- девочек. Первые пойдут учиться
той, священный, пригодный для Таким образом, древнегре- ховный) человек не может со- грамоте, вторые — рукоделию.
жертвоприношения, а также му- ческая мифология сохранила па- рвать, а значит вкусить плод с де- Известно, что у новорождён- Девочки, которым предстояло
дрость, ум, разум, проницатель- мять об общеиндоевропейской рева жизни и познания, каковым в ной девочки пуповину (в русской учиться прясть, ткать, вышивать
ность, жизненный опыт и, нако- прародине и тех мифологических сказке является яблоня. традиции) почти всегда раньше (так же, как и мальчики), начинали
нец, опьяняющий, хмельной на- представлениях, которые склады- Исходя из этого, можно понять перерезали на прялке или верете- после посвящения Трёх Спасов из-
питок. вались на этой прародине в глуби- и расположение обрядов в Трёх не, чтобы она стала искусной пря- учать свою сложную науку — нау-
В. А. Васигин пишет в связи не тысячелетий. В русской народ- Спасах. Первый Медовый Спас: хой. У мальчика пуповину перере- ку будущей женской жизни.
с древнеиндийскими домашни- ной традиции яблоня и яблоки за- дети готовятся стать учениками. зали на колоде для плетения лап- Отмечайте правильно на-
ми обрядами: «У индийцев мёд нимают огромное место. Они проходят священное омове- тей, а иногда на книге, чтобы ново- ши исконно русские праздники и
в древности символизировал В народных сказках яблоки ние в насыщенных мудростью, рождённый вырос мастером свое- умейте их объяснить!
сущность жизни, безсмертие, он — символ жизненной силы, кра- знанием, жизненным опытом пре- го дела или грамотным человеком. Светлана ЖАРНИКОВА
обладал будто бы оплодотворяю- соты, мудрости, счастья, удачи. И дыдущих поколений «медовых во- Выдающийся исследователь Отрывок из книги
щими способностями и поэтому в этом нет ничего удивительно- дах» и, пуская свои старые рубаш- русской культуры В. А. Городцов «Золотая нить»
Интересные факты из жизни пчёл
• У пчелы пять глаз: два слож- излишней воды. А для запечаты- рабатывают пчёлы из нектара с
ных по бокам головы и три про- вания мёда в 75 пчелиных ячей- большим содержанием глюкозы
стых на лбу. Они помогают насе- ках пчёлам необходимо выде- (рапс, горчица, сурепка, подсол-
комому видеть окружающий мир, лить 1 г воска. нечник и др.), кристаллизуется
различать цвета и ориентиро- • Для получения 1 кг мёда быстро. Если в нектаре больше
ваться в пространстве. пчёлы должны сделать до 4500 фруктозы (акация белая и жёл-
• Жизнь рабочей пчелы летом вылетов и взять нектар с 6–10 млн тая, каштан съедобный), то по-
длится около 30–45 дней, а зимой цветков. Сильная семья может со- лучаемый мёд кристаллизуется
– до шести месяцев. Матка может брать в день 5–10 кг мёда (10–20 медленнее.
жить до пяти лет, откладывая ты- кг нектара). • Во время цветения малины
сячи яиц ежедневно. • Пчелиный рой может весить и кипрея в таёжной зоне Цент-
• Для 1 кг мёда пчёлам нужно до 7–8 кг, он состоит из 50–60 ты- ральной Сибири вес контрольно-
посетить около 4 миллионов цве- сяч пчёл, имеющих в своих зоби- го улья за день увеличивался на
тов. Это требует огромных усилий ках 2–3 кг мёда. Медовым запасом 14–17 кг, в то время как на гречи-
и тысячи километров полётов. при ненастной погоде пчёлы мо- хе это увеличение не превышает
• Скорость полёта пчелы до- гут питаться в течение 8 дней. 8–9 кг.
стигает 25 км/ч, но во время сбо- • Многие растения выделяют • Самые высокие медосборы
ра нектара она летает медленнее одновременно нектар и пыльцу. нектара получают на Дальнем
– около 8 км/ч. Но есть и такие растения, с кото- Востоке и в Сибири. Известны
• Для получения ложки мёда рых пчёлы собирают только пыль- случаи, когда в период цветения пчела способна тащить груз, пре- • Инстинкт — единственный и
(30 г) 200 пчёл должны во вре- цу. Это орешник, мак, шиповник, липы на Дальнем Востоке приве- вышающий в 320 раз вес её тела безраздельный «хозяин» пчели-
мя взятка собирать нектар в те- люпин, кукуруза и др. сы контрольного улья достига- (лошадь везёт груз, равный весу ной семьи. Ему подчинены важ-
чение дня. Примерно столько же • Нектар большинства расте- ли 30–33 кг за день. Отдельные её собственного тела). нейший и в высшей степени со-
пчёл должны заниматься приё- ний имеет в своём составе три пчелиные семьи в условиях Си- • Пчёлы, отжившие свой корот- вершенный цикл заготовки сы-
мом нектара и обработкой его в вида сахаров — сахарозу, глюко- бири собирают по 420, а на Даль- кий век, умирают в улье только зи- рья и законченное производст-
улье. При этом часть пчёл усилен- зу и фруктозу. Соотношение их в нем Востоке — 330– 340 кг мёда мой, а летом старые пчёлы, чувст- во разнообразной продукции все-
но вентилирует гнездо, чтобы бы- нектаре различных растений не- за сезон. вуя приближение кончины, поки- го «пчелообъединения» в составе
стрее шло испарение из нектара одинаково. Мёд, который вы- • По шероховатой поверхности дают улей и погибают на воле. 40–60 тыс. рабочих пчёл.

