Page 11 - Газета "Родовая Земля"
P. 11

«Родовая Земля»                                                                                                          ИСТОКИ        •  11
           № 8 (253), август 2025 г.

           Три праздника конца лета — времени
           «сохранения» — действительно сохра-
           няли и СПАСали сложившуюся струк-  Три русских ведических праздника лета
           туру общественных связей, сохраня-
           ли преемственность знаний, тради-  его вместе с маслом лили в пер-  го. Ведь даже сегодня половина  ки по воде, прощаются со своим  писал в 1926 году: «Шитью моло-
           ций, верований, накопленных дан-  вую борозду».             яблоневых садов мира находится  беззаботным детством.       дых девиц и знанию грамоты юно-
           ным сообществом людей. Три Спаса   Именно мёд во всех вариациях  в России. Ну а в глубокой древно-  Во время Яблочного Спаса де-  шей придавалось одинаковое
           — Медовый (14 августа), Яблочный   был главным продуктом питания  сти дикие яблони росли далеко на  ти получают вместе с яблоками за-  значение. И это мы поймём, когда
           (19 августа) и Льняной (29 августа) —   и объектом поклонения в обрядах  Севере. Заметим, что именно пло-  пас жизненных сил, необходимых  убедимся, что в шитье девиц вы-
           это прежде всего комплекс обрядов   Медового Спаса. Этот день знаме-  ды диких яблонь наиболее бога-  для приобщения к познанию.  ражалось такое же важное для на-
           посвящения детей, достигших возра-  новал собой начало сбора урожая,  ты так необходимым человеку ви-                   селения знание священных сим-
           ста ученичества.              независимо от того, что часть его  тамином С. Во время празднова-  Последний, третий праздник  волов той старой, а поэтому доро-
                                         уже была к тому времени собрана.  ния Яблочного Спаса все начина-  цикла —  ЛЬНЯНОЙ (полотня-  гой веры, которою жил народ ты-
              Во время МЕДОВОГО СПАСА    Древние обрядовые жертвы мё-  ли есть яблоки.               ный) или ЖИТНЫЙ СПАС (29 ав-  сячи лет.
           (14 августа) вырезали соты с мё-  дом и медовыми напитками долж-                          густа). В этот день женщины, ката-  Как весталки, чистые девы Ри-
           дом. Этим мёдом святили воду в   ны были сделать все плоды земли                          ясь по сжатой ниве, приговарива-  ма, хранили негасимый огонь,
           реках, а после водосвятия купали   и все воды рек сладкими для лю-                        ли: «Нивка, нивка, отдай мою сил-  символ обоготворённого небес-
           в них детей. Причём рубашки, оде-  дей.                                                   ку, на пест, на колотила, на моло-  ного огня-солнца, так юные де-
           тые на детей до купания, бросали   Мёд был символом и знаком                              тила, на кривое веретено!» Свя-  вы Русского Севера обязывались
           в реку, а ребёнка одевали в новую   Бога Неба — «Деда» и поэтому им                       занный с завершением убор-    и обязываются нести и несут сим-
           нестиранную рубаху. Вспомним   кропили воды рек прежде, чем ку-                           ки урожая, с предстоящим за-  волы своего первобытного народ-
           древний гимн Ригведы, где с мё-  пать в них детей.                                        тем долгим процессом получения  ного культа от древнейших вре-
           дом связаны образы Неба и Бога-  Как и другие летние праздни-                             пряжи, холста, набором орнамен-  мён до наших дней». Он же, го-
           Творца Вселенной: «Мёд навевают   ки, Медовый Спас — это комплекс                         тальных праставок — «священ-  воря о северорусской вышивке и
           ветры благочестивому, Мёд струят   обрядов, связанных с функци-                           ных текстов».                 ткачестве, отмечал, что: «По отзы-
           реки, Медовыми для нас да будут   ей сохранения, спасения. Основ-                                                       вам вполне компетентных лиц, это
           растения! Мёдом пусть будет Небо   ной смысл этого сохранения (спа-                                                     в своём роде лучшие произведе-
           — наш отец!»                  сения) — в приобщении следу-                                                              ния в мире».
                                         ющего поколения к сокровищам                                                                 Вспомним, что на санскрите,
                                         знаний их предков. Омывшись в    До 19 августа женщины, у ко-                             языке древнеарийской культуры,
                                         «медовых водах» Отца-Неба, дети  торых умирали дети, старались                            северорусское диалектное сло-
                                         должны быть готовы к осознанию  яблок не есть, так как считали,                           во «прастава» (означающее ор-
                                         всей полноты бытия, приобрете-  что тогда их детям «на том све-                           наментальную полосу, украшаю-
                                         нию жизненного опыта, знаний.  те достанется яблочко». С яблока-                          щую одежду, полотенца, скатер-
                                                                       ми были связаны представления                               ти, свадебные простыни) значит
                                            Второй праздник августовско-  о нравственном облике челове-                            «священный гимн, мудрая речь»,
                                         го цикла —  ЯБЛОЧНЫЙ СПАС  ка. Так, новорождённому клали в                                а древнейший общеиндоевропей-
                                         (19 августа) также целиком и пол-  рот печёное яблоко, чтобы он не                        ский бог неба Варуна носил имя
                                         ностью связан с идеей сохранения  вырос пьяницей. Представление                           Праджапати, что буквально зна-
                                         и спасения. В древности у индо-  о яблоне как неком «древе жиз-                           чит «Отец пряжи».
                                         европейских народов яблоневый  ни» настолько архаично, что оно
                                         сад был символом вечной жизни  сохранилось даже в мифологии
                                         — рая. Так, древнегреческая ми-  калашей — жителей гор Гиндуку-  Этот праздник также целиком
                                         фология сохранила память о чу-  ша (Афганистан) — потомков пер-  посвящён сохранению. Это сохра-
                                         десной яблоне с золотыми ябло-  вых индоевропейских иммигран-  нение урожая, жизненных сил, со-
                                         ками вечной юности, которая по  тов на субконтиненте.       хранение священного знания, за-
              В санскрите, языке древне-  велению Матери-Земли (Геи) «вы-  Обращаясь к русской народ-  печатленного в сакральных орна-
           индийской культуры, со словом   росла в далёкой древней Гипербо-  ной сказке «Крошечка-Хаврошеч-  ментальных текстах. Третий Спас
           «Мадху» (мёд) связаны такие по-  рее». У подножия этой яблони бил  ка», заметим, что здесь очень чёт-  как бы окончательно разделя-
           нятия, как сладкий, приятный,   из недр ключ живой воды — воды  ко обозначена мысль — злой, ко-  ет судьбы детей — мальчиков и
           прелестный, нектар, молоко, свя-  безсмертия.               варный, безчестный (то есть гре-  девочек. Первые пойдут учиться
           той, священный, пригодный для    Таким образом, древнегре-  ховный) человек не может со-  грамоте, вторые — рукоделию.
           жертвоприношения, а также му-  ческая мифология сохранила па-  рвать, а значит вкусить плод с де-  Известно, что у новорождён-  Девочки, которым предстояло
           дрость, ум, разум, проницатель-  мять об общеиндоевропейской  рева жизни и познания, каковым в  ной девочки пуповину (в русской   учиться прясть, ткать, вышивать
           ность, жизненный опыт и, нако-  прародине и тех мифологических  сказке является яблоня.   традиции) почти всегда раньше   (так же, как и мальчики), начинали
           нец, опьяняющий, хмельной на-  представлениях, которые склады-  Исходя из этого, можно понять  перерезали на прялке или верете-  после посвящения Трёх Спасов из-
           питок.                        вались на этой прародине в глуби-  и расположение обрядов в Трёх  не, чтобы она стала искусной пря-  учать свою сложную науку — нау-
              В. А. Васигин пишет в связи   не тысячелетий. В русской народ-  Спасах. Первый Медовый Спас:  хой. У мальчика пуповину перере-  ку будущей женской жизни.
           с древнеиндийскими домашни-   ной традиции яблоня и яблоки за-  дети готовятся стать учениками.  зали на колоде для плетения лап-  Отмечайте  правильно  на-
           ми обрядами: «У индийцев мёд   нимают огромное место.       Они проходят священное омове-  тей, а иногда на книге, чтобы ново-  ши исконно русские праздники и
           в древности символизировал       В народных сказках яблоки  ние в насыщенных мудростью,  рождённый вырос мастером свое-  умейте их объяснить!
           сущность жизни, безсмертие, он   — символ жизненной силы, кра-  знанием, жизненным опытом пре-  го дела или грамотным человеком.  Светлана ЖАРНИКОВА
           обладал будто бы оплодотворяю-  соты, мудрости, счастья, удачи. И  дыдущих поколений «медовых во-  Выдающийся исследователь          Отрывок из книги
           щими способностями и поэтому   в этом нет ничего удивительно-  дах» и, пуская свои старые рубаш-  русской культуры В. А. Городцов      «Золотая нить»



           Интересные факты из жизни пчёл




              • У пчелы пять глаз: два слож-  излишней воды. А для запечаты-  рабатывают пчёлы из нектара с
           ных по бокам головы и три про-  вания мёда в 75 пчелиных ячей-  большим содержанием глюкозы
           стых на лбу. Они помогают насе-  ках пчёлам необходимо выде-  (рапс, горчица, сурепка, подсол-
           комому видеть окружающий мир,  лить 1 г воска.              нечник и др.), кристаллизуется
           различать цвета и ориентиро-     • Для получения 1 кг мёда  быстро. Если в нектаре больше
           ваться в пространстве.        пчёлы должны сделать до 4500  фруктозы (акация белая и жёл-
              • Жизнь рабочей пчелы летом  вылетов и взять нектар с 6–10 млн  тая, каштан съедобный), то по-
           длится около 30–45 дней, а зимой  цветков. Сильная семья может со-  лучаемый мёд кристаллизуется
           – до шести месяцев. Матка может  брать в день 5–10 кг мёда (10–20  медленнее.
           жить до пяти лет, откладывая ты-  кг нектара).                 • Во время цветения малины
           сячи яиц ежедневно.              • Пчелиный рой может весить  и кипрея в таёжной зоне Цент-
              • Для 1 кг мёда пчёлам нужно  до 7–8 кг, он состоит из 50–60 ты-  ральной Сибири вес контрольно-
           посетить около 4 миллионов цве-  сяч пчёл, имеющих в своих зоби-  го улья за день увеличивался на
           тов. Это требует огромных усилий  ках 2–3 кг мёда. Медовым запасом  14–17 кг, в то время как на гречи-
           и тысячи километров полётов.  при ненастной погоде пчёлы мо-  хе это увеличение не превышает
              • Скорость полёта пчелы до-  гут питаться в течение 8 дней.  8–9 кг.
           стигает 25 км/ч, но во время сбо-  • Многие растения выделяют   • Самые высокие медосборы
           ра нектара она летает медленнее  одновременно нектар и пыльцу.  нектара получают на Дальнем
           – около 8 км/ч.               Но есть и такие растения, с кото-  Востоке и в Сибири. Известны
              • Для получения ложки мёда  рых пчёлы собирают только пыль-  случаи, когда в период цветения  пчела способна тащить груз, пре-  • Инстинкт — единственный и
           (30 г) 200 пчёл должны во вре-  цу. Это орешник, мак, шиповник,  липы на Дальнем Востоке приве-  вышающий в 320 раз вес её тела  безраздельный «хозяин» пчели-
           мя взятка собирать нектар в те-  люпин, кукуруза и др.      сы контрольного улья достига-  (лошадь везёт груз, равный весу  ной семьи. Ему подчинены важ-
           чение дня. Примерно столько же   • Нектар большинства расте-  ли 30–33 кг за день. Отдельные  её собственного тела).    нейший и в высшей степени со-
           пчёл должны заниматься приё-  ний имеет в своём составе три  пчелиные семьи в условиях Си-   • Пчёлы, отжившие свой корот-  вершенный цикл заготовки сы-
           мом нектара и обработкой его в  вида сахаров — сахарозу, глюко-  бири собирают по 420, а на Даль-  кий век, умирают в улье только зи-  рья и законченное производст-
           улье. При этом часть пчёл усилен-  зу и фруктозу. Соотношение их в  нем Востоке — 330– 340 кг мёда  мой, а летом старые пчёлы, чувст-  во разнообразной продукции все-
           но вентилирует гнездо, чтобы бы-  нектаре различных растений не-  за сезон.               вуя приближение кончины, поки-  го «пчелообъединения» в составе
           стрее шло испарение из нектара  одинаково. Мёд, который вы-    • По шероховатой поверхности  дают улей и погибают на воле.  40–60 тыс. рабочих пчёл.
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16