Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26

26  • ИСТОКИ                                                                                                                № 12 (257), декабрь 2025 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


               Следует отметить, что Ба-
           ба-яга — весьма примечательный
           сказочный персонаж. Несмотря на
           всю внешнюю отрицательную на-
                                         Последняя загадка
                                         Последняя загадка
           правленность, она, как правило,
           помогает главному герою, снаб-
           жает его ценными советами и
           волшебными артефактами. Кто же
           она: злая колдунья, волхва, лес-
                                         Бабы-яги
                                         Бабы-яги
           ная ведьма-ведунья или отголо-
           сок древней славянской богини?
                                         но плотная лесная чаща расступа-  тетом. Обратимся к нему за разъ-
                                         ется и взору героя предстаёт по-  яснением и мы. Избушка стоит на
           Вступление
              Странное дело, сказок много,   ляна, а на ней — покрытая мхом  границе мира живых (Яви) и мёр-
           героев положительных и отрица-  избушка без окон и дверей, хотя  твых (Нави), проникнуть за кото-
           тельных в них с лихвой, а в наро-  нет, дверь у неё всё-таки есть.  рую не так-то просто. Прежде чем
           де особой популярностью пользу-  Она обращена к другой сто-  наш герой окажется в чужом ми-
           ется именно образ Бабы-яги. Ни-  роне леса, но наш герой отчего-  ре, куда доступ живым закрыт, ему
           кого не пугает написанная по за-  то не спешит обойти избу и зай-  предстоит пройти испытания и об-
           казу поповства отталкивающая   ти, как все люди, в дверь. Неожи-  ряды.
           внешность этой хозяйки тёмно-  данно он принимается разговари-  Иван входит в избушку. И что
           го волшебного леса. И вроде всё   вать с домом: «Избушка, избушка,  он там видит? В некоторых сказ-
           в ней должно изобличать демони-  повернись ко мне передом, к ле-  ках внешность Яги описывают в
           ческую сущность: внешняя урод-  су — задом», «Избушка, избушка!  деталях: «Впереди голова, в од-
           ливость, колченогость, торчащие   Стань к лесу задом, ко мне пере-  ном углу нога, в другом другая»,
           клыки, скрипучий голос, злобный   дом», «Повернись туды дворцом,  «На печке лежит Баба-яга, костя-  вым делом чует запах живого че-  ко массовым, что император Пётр
           стиль общения и общий антураж   сюды крыльцом», «Воротись, из-  ная нога, из угла в угол, нос в пото-  ловека, не характерный для ме-  I вынужден был запретить рубить
           жилища.                       бушка, к лесу глазами, ко мне, мо-  лок врос». Или «Баба-яга, Костяная   ста погребения. «Фу, фу, фу! Пре-  дубы под страхом смертной каз-
              Но вот поди ж ты, не боятся её   лодцу, воротами».       Нога на печи лежит, нос у ней к по-  жде русского духу слыхом не слы-  ни. Хотя некоторых старообряд-
           читатели, а, напротив, любят не-  Особо отметим, что сказочные  толку прилип, рука в окошке тор-  хано, видом не видано; нынче рус-  цев этот указ не останавливал...
           смотря ни на что. И при первом   герои на своём нелёгком, пол-  чит». Что это за избушка такая ма-  ский дух на ложку садится, сам в
           удобном случае готовы наряжать-  ном лишений и испытаний пути  хонькая, что в ней сухонькая ста-  рот катится». Сварливая стару-
           ся «Бабой-ягой», копировать гени-  то и дело встречают и проникают  рушка целиком не помещается?  ха поначалу принимает человека   Собирательный
           альный образ, созданный актёром   в разные строения: дворцы, избы,   В.Я. Пропп не без основания  недружелюбно, ведь ему здесь не   образ волхвы
           Георгием Милляром в фильмах   замки и так далее. Но ни в каких  делает вывод, что изба символи-  место, однако есть важные обсто-
                                                                                                                                      В XIX веке ещё один знамени-
           режиссёра Александра Роу, с упо-  других случаях, кроме избушки на  зирует древний способ захороне-  ятельства.         тый русский историк и фолькло-
           ением вживаться в роль. А разве   курьих ножках, им и в голову не  ния у некоторых народов России.   Первое: он нашёл сюда дорогу  рист А. Афанасьев собрал вое-
           это не отрицательный персонаж?   приходит разговаривать со стро-  Усопших хоронили в домовинах,  и ухитрился пройти через страш-  дино все известные ему сказки с
           Все филологи в один голос утвер-  ениями и даже отдавать им при-  небольших срубах, установлен-  ный лес. Второе: он знает магиче-  участием Яги и систематизировал
           ждают, что так и есть: злобная,   казания. Всё дело в том, объясня-  ных над землёй на сваях-пеньках,  ские слова для избы-заставы. Дру-  их. Получились три большие под-
           сильная колдунья, зачастую анти-  ют нам этнографы, что изба на лес-  на которых иногда были видны  гими словами, стражу ясно, что  группы, различающиеся по роли в
           под главного героя.           ной полянке символизирует сто-  корневища-лапы. А физическое  пришёл человек непростой, кое-  сказке, приписываемой бабусе.
              Так в чём дело? Может, в том,   рожевую заставу между мирами.  состояние бабки в общем и це-  что знает, придётся пообщаться.   Первый тип: воительница. Ох,
           что мы инстинктивно ощущаем      Особенно далеко продвинул-  лом соответствует тому, что мож-  Со слов «Чего пожаловал?» начи-  не зря у бабушки в загашнике бо-
           ложь о главном связующем зве-  ся в своих изысканиях знамени-  но ожидать встретить в избе-гроб-  нается форменный допрос. Но  евые мечи имелись! Как гласят ле-
           не между миром людей и богов?   тый филолог и фольклорист Вла-  нице. Пока всё сходится.  пришедший и в этом случае зна-  генды, она ими прекрасно управ-
           Или в нас просыпается, как сей-  димир Яковлевич Пропп, за что   Подслеповатая, как и многие  ет, как правильно отвечать стражу  лялась, вступала в схватку с бога-
           час модно говорить, генетическая   пользуется в научном мире пра-  обитатели потустороннего мира  миров: «Чего кричишь? Ты прежде  тырями и даже порой побежда-
           память о древних культах мате-  ктически непререкаемым автори-  из былин и легенд, бабушка пер-  напои-накорми, в баню своди, да  ла их.
           ри-прародительницы, женщине с                                                             после про вести и спрашивай».    Некоторое объяснение даёт
           пышными формами, изваяния и                                                                  А это особенно интересно! По  магическая природа меча-кла-
           фигурки которой находят на про-                                                           устоявшимся традициям, перехо-  денца, дарующего волшебную же
           странстве от Тихого океана до Ат-
                                                                                                     дящего в мир мёртвых принято  силу обладателю сего артефакта.
           лантики? Отголосок всеобщего                                                              обмывать, одевать во всё чистое  Легко себе представить, что мог
           матриархата, царившего чуть не
                                                                                                     и давать ему с собой еды, питья.  вытворять с помощью этого ору-
           на всей Земле.                                                                            Но не оттого, что в Нави есть не-  жия настоящий воин-богатырь,
              Споров и теорий вокруг изна-                                                           чего, древние верили, что только  если уж седая сгорбленная стару-
           чальной составляющей одной из                                                             отведав еду потустороннего ми-  шенция сокрушала бывалых бой-
           самых ярких героинь русских на-                                                           ра, вновь прибывший полноцен-  цов!
           родных сказок великое множест-                                                            но переходит в мир мёртвых. И    Второй тип: похитительница.
           во. И, тем не менее, во многих вер-                                                       Баба-яга совершает необходимые  Быстрые на язык сказители наде-
           сиях есть рациональное звено, его                                                         обрядовые действия для симво-  ляли Ягу неуёмным стремлени-
           нельзя не заметить, нужно лишь                                                            лического перехода героя в дру-  ем завладеть чужими детьми с га-
           обладать познаниями в традици-                                                            гой мир.                      строномическими целями.
           ях народов России и переложить                                                               Моет, парит, в чистое одева-  Для создания особой атмосфе-
           их на сказочное изложение. По-                                                            ет, кормит, поит и спать уклады-  ры страха рассказчики часто при-
           пробуем и мы разобраться. В этой                                                          вает (словно в гроб). В доверше-  водили в пример непонятное сов-
           статье приведу некоторые, самые                                                           ние ко всему в языческой практи-  ременному читателю желание ста-
           интересные, на мой взгляд, вари-                                                          ке принято было давать уходяще-  рухи посадить ребёнка на лопату
           анты объяснений.                                                                          му в иной мир подарки: предме-  да и засунуть в горячую печь. Для
                                                                                                     ты быта, оружие, животных. И всё  человека нашего времени нет ни-
                                                                                                     это есть у стража границы Бабы-  каких сомнений в том, что ковар-
           Страж границы
                                                                                                     яги. Волшебный клубок с нитками  ная бабуся задумала полакомить-
                                                                                                     (указывающий дорогу), меч-кла-  ся деточками. Но неутомимые эт-
           Яви и Нави
              Как начинаются многие сказ-                                                            денец, молодильные яблоки, вол-  нографы и тут вносят ясность: на
           ки с участием Бабы-яги? Добрый                                                            шебный конь или собака и много  Руси существовал обряд «перепе-
           молодец внезапно оказывает-                                                               чего ещё.                     кания» недоношенных и больных
           ся перед неразрешимой пробле-                                                                Если герой ведёт себя пра-  детей.
           мой, от которой зависит его жизнь                                                         вильно, то есть не пренебрегает   Специально  приглашённая
           или счастье. Чтобы отправиться в                                                          обрядами, то получает совет и не-  волхва протапливала печь до нуж-
           дальнюю дорогу, первым делом                                                              обходимые для выполнения мис-  ной температуры и на лопате по-
           нужно получить добрый совет. И                                                            сии артефакты. После этого от-  давала внутрь зафиксированного
           к кому отправляется за помощью                                                            правляется вызволять, побеждать  чем-то ребёнка (чтобы сам не по-
           главный герой: в святилище, к                                                             и (или) добывать. Правда, иногда  вредился ненароком). Процедуру
           жрецам, владычным правителям,                                                             гость совершает кощунственный  в случае необходимости повторя-
           мудрецам? Нет, он непременно                                                              поступок и ворует волшебные ар-  ли до нескольких раз. К слову ска-
           идёт в чащу лесную, в тёмный, не-                                                         тефакты у Яги, тогда она преследу-  зать, печь в те времена была не
           проходимый и опасный лес.                                                                 ет его в железной ступе. И это ещё  простой духовкой на дровах, но и
              «Там на неведомых дорожках                                                             один атрибут смерти.          баней, и помывочной, а в случаях,
           следы невиданных зверей. Избуш-                                                              С Х века славяне заворачива-  подобных описываемому, и меди-
           ка там на курьих ножках стоит без                                                         ли умерших в бересту, а примерно  цинским оборудованием. Симво-
           окон, без дверей...» — помните?                                                           с ХII века стали хоронить покойни-  лизируя материнское чрево, печь
           По едва заметной тропинке, с ко-                                                          ков в долблёных дубовых колодах  в силу своих температурных ха-
           торой и сходить-то нельзя, моло-                                                          — ступах (отсюда до наших дней  рактеристик могла поправить ре-
           дец упрямо пробирается вслед за                                                           дошло выражение «дуба дать» или  бёнку здоровье.
           одному ему известной причиной                                                             «дать дуба раньше срока», то есть   Скорее всего, для успешной
           через лесные дебри. И вот внезап-                                                         умереть). Явление стало настоль-  миссии нужны были и другие со-
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31