Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26
26 • ИСТОКИ № 12 (257), декабрь 2025 г.
«Родовая Земля»
Следует отметить, что Ба-
ба-яга — весьма примечательный
сказочный персонаж. Несмотря на
всю внешнюю отрицательную на-
Последняя загадка
Последняя загадка
правленность, она, как правило,
помогает главному герою, снаб-
жает его ценными советами и
волшебными артефактами. Кто же
она: злая колдунья, волхва, лес-
Бабы-яги
Бабы-яги
ная ведьма-ведунья или отголо-
сок древней славянской богини?
но плотная лесная чаща расступа- тетом. Обратимся к нему за разъ-
ется и взору героя предстаёт по- яснением и мы. Избушка стоит на
Вступление
Странное дело, сказок много, ляна, а на ней — покрытая мхом границе мира живых (Яви) и мёр-
героев положительных и отрица- избушка без окон и дверей, хотя твых (Нави), проникнуть за кото-
тельных в них с лихвой, а в наро- нет, дверь у неё всё-таки есть. рую не так-то просто. Прежде чем
де особой популярностью пользу- Она обращена к другой сто- наш герой окажется в чужом ми-
ется именно образ Бабы-яги. Ни- роне леса, но наш герой отчего- ре, куда доступ живым закрыт, ему
кого не пугает написанная по за- то не спешит обойти избу и зай- предстоит пройти испытания и об-
казу поповства отталкивающая ти, как все люди, в дверь. Неожи- ряды.
внешность этой хозяйки тёмно- данно он принимается разговари- Иван входит в избушку. И что
го волшебного леса. И вроде всё вать с домом: «Избушка, избушка, он там видит? В некоторых сказ-
в ней должно изобличать демони- повернись ко мне передом, к ле- ках внешность Яги описывают в
ческую сущность: внешняя урод- су — задом», «Избушка, избушка! деталях: «Впереди голова, в од-
ливость, колченогость, торчащие Стань к лесу задом, ко мне пере- ном углу нога, в другом другая»,
клыки, скрипучий голос, злобный дом», «Повернись туды дворцом, «На печке лежит Баба-яга, костя- вым делом чует запах живого че- ко массовым, что император Пётр
стиль общения и общий антураж сюды крыльцом», «Воротись, из- ная нога, из угла в угол, нос в пото- ловека, не характерный для ме- I вынужден был запретить рубить
жилища. бушка, к лесу глазами, ко мне, мо- лок врос». Или «Баба-яга, Костяная ста погребения. «Фу, фу, фу! Пре- дубы под страхом смертной каз-
Но вот поди ж ты, не боятся её лодцу, воротами». Нога на печи лежит, нос у ней к по- жде русского духу слыхом не слы- ни. Хотя некоторых старообряд-
читатели, а, напротив, любят не- Особо отметим, что сказочные толку прилип, рука в окошке тор- хано, видом не видано; нынче рус- цев этот указ не останавливал...
смотря ни на что. И при первом герои на своём нелёгком, пол- чит». Что это за избушка такая ма- ский дух на ложку садится, сам в
удобном случае готовы наряжать- ном лишений и испытаний пути хонькая, что в ней сухонькая ста- рот катится». Сварливая стару-
ся «Бабой-ягой», копировать гени- то и дело встречают и проникают рушка целиком не помещается? ха поначалу принимает человека Собирательный
альный образ, созданный актёром в разные строения: дворцы, избы, В.Я. Пропп не без основания недружелюбно, ведь ему здесь не образ волхвы
Георгием Милляром в фильмах замки и так далее. Но ни в каких делает вывод, что изба символи- место, однако есть важные обсто-
В XIX веке ещё один знамени-
режиссёра Александра Роу, с упо- других случаях, кроме избушки на зирует древний способ захороне- ятельства. тый русский историк и фолькло-
ением вживаться в роль. А разве курьих ножках, им и в голову не ния у некоторых народов России. Первое: он нашёл сюда дорогу рист А. Афанасьев собрал вое-
это не отрицательный персонаж? приходит разговаривать со стро- Усопших хоронили в домовинах, и ухитрился пройти через страш- дино все известные ему сказки с
Все филологи в один голос утвер- ениями и даже отдавать им при- небольших срубах, установлен- ный лес. Второе: он знает магиче- участием Яги и систематизировал
ждают, что так и есть: злобная, казания. Всё дело в том, объясня- ных над землёй на сваях-пеньках, ские слова для избы-заставы. Дру- их. Получились три большие под-
сильная колдунья, зачастую анти- ют нам этнографы, что изба на лес- на которых иногда были видны гими словами, стражу ясно, что группы, различающиеся по роли в
под главного героя. ной полянке символизирует сто- корневища-лапы. А физическое пришёл человек непростой, кое- сказке, приписываемой бабусе.
Так в чём дело? Может, в том, рожевую заставу между мирами. состояние бабки в общем и це- что знает, придётся пообщаться. Первый тип: воительница. Ох,
что мы инстинктивно ощущаем Особенно далеко продвинул- лом соответствует тому, что мож- Со слов «Чего пожаловал?» начи- не зря у бабушки в загашнике бо-
ложь о главном связующем зве- ся в своих изысканиях знамени- но ожидать встретить в избе-гроб- нается форменный допрос. Но евые мечи имелись! Как гласят ле-
не между миром людей и богов? тый филолог и фольклорист Вла- нице. Пока всё сходится. пришедший и в этом случае зна- генды, она ими прекрасно управ-
Или в нас просыпается, как сей- димир Яковлевич Пропп, за что Подслеповатая, как и многие ет, как правильно отвечать стражу лялась, вступала в схватку с бога-
час модно говорить, генетическая пользуется в научном мире пра- обитатели потустороннего мира миров: «Чего кричишь? Ты прежде тырями и даже порой побежда-
память о древних культах мате- ктически непререкаемым автори- из былин и легенд, бабушка пер- напои-накорми, в баню своди, да ла их.
ри-прародительницы, женщине с после про вести и спрашивай». Некоторое объяснение даёт
пышными формами, изваяния и А это особенно интересно! По магическая природа меча-кла-
фигурки которой находят на про- устоявшимся традициям, перехо- денца, дарующего волшебную же
странстве от Тихого океана до Ат-
дящего в мир мёртвых принято силу обладателю сего артефакта.
лантики? Отголосок всеобщего обмывать, одевать во всё чистое Легко себе представить, что мог
матриархата, царившего чуть не
и давать ему с собой еды, питья. вытворять с помощью этого ору-
на всей Земле. Но не оттого, что в Нави есть не- жия настоящий воин-богатырь,
Споров и теорий вокруг изна- чего, древние верили, что только если уж седая сгорбленная стару-
чальной составляющей одной из отведав еду потустороннего ми- шенция сокрушала бывалых бой-
самых ярких героинь русских на- ра, вновь прибывший полноцен- цов!
родных сказок великое множест- но переходит в мир мёртвых. И Второй тип: похитительница.
во. И, тем не менее, во многих вер- Баба-яга совершает необходимые Быстрые на язык сказители наде-
сиях есть рациональное звено, его обрядовые действия для симво- ляли Ягу неуёмным стремлени-
нельзя не заметить, нужно лишь лического перехода героя в дру- ем завладеть чужими детьми с га-
обладать познаниями в традици- гой мир. строномическими целями.
ях народов России и переложить Моет, парит, в чистое одева- Для создания особой атмосфе-
их на сказочное изложение. По- ет, кормит, поит и спать уклады- ры страха рассказчики часто при-
пробуем и мы разобраться. В этой вает (словно в гроб). В доверше- водили в пример непонятное сов-
статье приведу некоторые, самые ние ко всему в языческой практи- ременному читателю желание ста-
интересные, на мой взгляд, вари- ке принято было давать уходяще- рухи посадить ребёнка на лопату
анты объяснений. му в иной мир подарки: предме- да и засунуть в горячую печь. Для
ты быта, оружие, животных. И всё человека нашего времени нет ни-
это есть у стража границы Бабы- каких сомнений в том, что ковар-
Страж границы
яги. Волшебный клубок с нитками ная бабуся задумала полакомить-
(указывающий дорогу), меч-кла- ся деточками. Но неутомимые эт-
Яви и Нави
Как начинаются многие сказ- денец, молодильные яблоки, вол- нографы и тут вносят ясность: на
ки с участием Бабы-яги? Добрый шебный конь или собака и много Руси существовал обряд «перепе-
молодец внезапно оказывает- чего ещё. кания» недоношенных и больных
ся перед неразрешимой пробле- Если герой ведёт себя пра- детей.
мой, от которой зависит его жизнь вильно, то есть не пренебрегает Специально приглашённая
или счастье. Чтобы отправиться в обрядами, то получает совет и не- волхва протапливала печь до нуж-
дальнюю дорогу, первым делом обходимые для выполнения мис- ной температуры и на лопате по-
нужно получить добрый совет. И сии артефакты. После этого от- давала внутрь зафиксированного
к кому отправляется за помощью правляется вызволять, побеждать чем-то ребёнка (чтобы сам не по-
главный герой: в святилище, к и (или) добывать. Правда, иногда вредился ненароком). Процедуру
жрецам, владычным правителям, гость совершает кощунственный в случае необходимости повторя-
мудрецам? Нет, он непременно поступок и ворует волшебные ар- ли до нескольких раз. К слову ска-
идёт в чащу лесную, в тёмный, не- тефакты у Яги, тогда она преследу- зать, печь в те времена была не
проходимый и опасный лес. ет его в железной ступе. И это ещё простой духовкой на дровах, но и
«Там на неведомых дорожках один атрибут смерти. баней, и помывочной, а в случаях,
следы невиданных зверей. Избуш- С Х века славяне заворачива- подобных описываемому, и меди-
ка там на курьих ножках стоит без ли умерших в бересту, а примерно цинским оборудованием. Симво-
окон, без дверей...» — помните? с ХII века стали хоронить покойни- лизируя материнское чрево, печь
По едва заметной тропинке, с ко- ков в долблёных дубовых колодах в силу своих температурных ха-
торой и сходить-то нельзя, моло- — ступах (отсюда до наших дней рактеристик могла поправить ре-
дец упрямо пробирается вслед за дошло выражение «дуба дать» или бёнку здоровье.
одному ему известной причиной «дать дуба раньше срока», то есть Скорее всего, для успешной
через лесные дебри. И вот внезап- умереть). Явление стало настоль- миссии нужны были и другие со-

