Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО № 12 (257), декабрь 2025 г.
«Родовая Земля»
Береги душу смолоду, оценки проявляется в её непосле-
довательности: то, что вчера счи-
талось допустимым, сегодня мо-
жет быть наказуемо. Это сбивает
ребёнка с толку.
Третий вид — недооценка или
чтобы не было поздно воспитывать отсутствие оценки. Родители не
порицают зло, оправдывают ре-
бёнка во всём или обвиняют всех
и вся, везде находя правоту свое-
го ребёнка.
мирование адекватного положи- Однажды, когда моему сыну
тельного образа себя, который
формируется с младенчества, было около трёх лет, мы гуляли с
моей знакомой, у которой была
происходит через признание зна- дочь того же возраста. Я увидела,
чимости ребёнка и любовь к нему, как её дочь ударила моего сына. Я
а не через истерические выкри- пожурила её, но мать возмутилась
ки. Тем более, это не исключает и сказала, что ей хочется ударить в
критики негативных проявлений. ответ. Так она объяснила своё по-
Адекватная оценка поведения ре- ведение и оправдала свою дочь. Я
бёнка на фоне положительного была удивлена.
отношения к нему — это основа Это показывает, что есть люди,
правильного восприятия положи- которые не могут ответить на зло
тельного образа «Я». и оправдывают его. Это формиру-
В процессе роста и развития ет у ребёнка неправильное пред-
ребёнок нуждается в одобрении ставление о себе, неумение и не-
и поддержке взрослых, без кото- желание видеть свои недостатки и
рых ему трудно адаптироваться в понимать, что тот или иной посту-
этом мире. Одобрение — это при- пок плохой.
знание хорошего. Например, ког- Родители, которые оправды-
да ребёнок сдержался и не уда- вают своих детей, создают у них
рил обидчика, помог маме, хо- неправильное представление о
тя хотел поиграть, и так далее. себе. Они не учат их видеть свои
Одобрение усилий и достижений недостатки и понимать, что неко-
— это то, на что родители долж- торые поступки плохие. Такие ро-
ны обращать внимание в первую
ак помочь ребёнку разо- дость, а не отторжение. тельных персонажей добавляют- дители идеализируют своих де-
браться в мире, где поня- В 80-х годах прошлого века ся положительные черты, что де- очередь. тей, поощряя зло, которое должно
тия добра и зла становят- было проведено исследование о лает их, а значит, и зло, более при- Оценка вклада, который ре- быть остановлено.
Кся всё более размытыми? влиянии театрального искусства влекательным. Как подросткам, а бёнок делает для других: «Как ты Становясь взрослыми, такие
Как избежать того, чтобы отрица- на младших школьников. Оказа- иногда и взрослым, разобраться меня порадовал», — это хорошо. дети могут быть нетерпимы к кри-
тельный персонаж стал привлека- лось, что дети проявили сочувст- в этом, когда границы между до- Ребёнок радуется, когда мама ра- тике и склонны к самооправда-
тельным для подростка? вие к Бабе-яге — персонажу, ко- бром и злом постепенно стирают- дуется. Это элемент сопережива- нию. У них вырабатываются раз-
Мне вспоминается случай из торый был более привлекатель- ся? Без чёткого понимания ситуа- ния, который является частью со- рушительные защитные механиз-
моего детства. Однажды, когда ным и интересным, но негатив- ции здесь не обойтись. участия. мы, которые тормозят и деформи-
мне было 12 лет, учительница би- ным. Автор исследования реко- Лучше избегать просмотра та- руют развитие личности и духов-
ологии попросила меня пропо- мендовал людям, связанным с кой продукции, а если это невоз- Нравственная ного «Я».
лоть клумбу. Вместо того чтобы искусством, учитывать простую можно, то хотя бы обсуждать с оценка Обвинение других, агрессия,
удалять сорняки, я начала выдёр- истину: добро должно быть при- детьми то, что они увидели или нежелание считаться с окружаю-
гивать маленькие ростки хризан- влекательным, а зло — отталки- прочитали. Для этого, конечно, Формирование положитель- щими, стремление быть хорошим
тем, приняв их за сорняки. Почему вающим. Тогда чувства и эмоции необходимо духовное единство с ного образа себя, основанного на любыми средствами, чтобы не на-
сорняк показался мне тогда более ребёнка, которые являются вы- детьми и авторитет взрослых. любви и внимании взрослых, яв- рушить положительный образ се-
привлекательным? Я не знала, как ражением его отношения к ре- Если вы пойдёте на современ- ляется неотъемлемой частью вос- бя, — вот портрет взрослого, вос-
выглядят хризантемы, и не могла альности, будут выполнять свою ный детский спектакль, где детям питания. Однако не менее важно питанного подобным образом. В
отличить их от других растений. функцию в правильном смы- покажут сказку «Волк и семеро оценивать негативные поступки и детстве у такого человека зло не
Мне было очень стыдно, что клум- сле. Приятные чувства и эмоции козлят», вы, возможно, не удиви- поведение ребёнка. было искоренено, и положитель-
ба осталась без цветов. Этот слу- должны быть связаны с добром, а тесь, что режиссёр изменил смысл Поэтому важно сочетать со- ный образ себя не укоренился
чай надолго запомнился мне как неприятные — со злом. сказки, сделав из волка друже- здание положительного образа должным образом. Поэтому чем
яркий пример того, как неспособ- Это влияние чувств и эмоций любное существо, которое не со- с нравственной оценкой поведе- раньше ребёнок увидит дурное в
ность различать красивое и не- на развитие ребёнка очевидно, биралось есть козлят, а только хо- ния. Взрослый должен относить- себе с помощью родителей, тем
красивое может привести к поте- оно доказано и опытом бабушек, тело поиграть с ними. Поэтому ма- ся к поведению ребёнка, а не к больше шансов, что оно не разо-
ре красоты. которые воспитывали своих вну- ма-коза напрасно опасалась за его личности. Оценка может вы- вьётся дальше.
Точно так же неспособность ков, читая им сказки. Дети погру- своих детей. ражаться по-разному: для чув- Ещё один вид искажённой
различать добро и зло может жались в мир сказок вместе с ге- К сожалению, подобные при- ствительного ребёнка достаточ- оценки — это неуместная и ча-
привести к потере самого добра, роями, сопереживая их горю и ра- меры встречаются не только в ки- но вопрошающего взгляда, в то стая оценка, когда не учитываются
счастья и любви — всего того, что дуясь победе над злом, плача над но, но и в жизни. Поэтому нельзя время как для другого требует- обстоятельства и намерения ре-
мы называем благом. Как важно жертвенностью героев, спасаю- оставлять ребёнка один на один ся более строгий подход. Сущест- бёнка, когда он находится под по-
научить ребёнка понимать, что щих своих близких, и негодуя на с тем, что он видит или читает. За- вует множество вариантов, кото- стоянным контролем родителей, и
хорошо, а что плохо, что истина, злых, хитрых и коварных персо- щитить его от внешнего воздей- рые зависят от возраста, особен- каждый его шаг становится пред-
а что ложь, что прекрасно, а что нажей. ствия можно, только противопо- ностей ребёнка и конкретной си- метом оценки. Такой контроль мо-
уродливо! Именно это отлича- Сейчас же дети сталкиваются ставив ему другую красоту и при- туации. жет вызвать агрессию, страх, сни-
ет человека от животного, ведь у с различными печатными и виде- влекательность, воспитывая в нём Ключевым моментом являет- жение активности и инициативно-
животных нет задачи становить- оматериалами, где через искаже- понимание добра и зла и способ- ся предмет оценки и атмосфера, в сти, а иногда и лицемерие.
ся лучше. ние чувств и эмоций ловко обыг- ность разбираться в этом. которой она проводится. Если в воспитании делается ак-
Научить ребёнка отличать рываются манипуляции с поняти- Часто родители дают своим цент на недостатках или негатив-
доб ро от зла — это не значит убе- ями добра и зла. Поддержка собствен- детям неадекватную оценку. Что- ных сторонах ребёнка, то не фор-
речь его от негативного выбо- Соединение чувственности с бы избежать этого, давайте рас- мируется положительный образ
ра, но это первый шаг к тому, что- уродством может вызывать у лю- ного положительно- смотрим несколько явных оши- себя, что также искажает разви-
бы научиться понимать эти поня- дей инстинктивные реакции и от- го образа ребёнка бок. тие, лишая ребёнка опоры и под-
тия. Важно привить ребёнку вкус водить их от настоящей красоты, Первая ошибка заключается в держки. Он теряет интерес к себе,
к добру и желание следовать ему. которая проявляется в простоте и Для ребёнка очень важно неправильном понимании пред- что тормозит акт самопознания и
И сделать это нужно как можно безмятежности. иметь положительный образ са- мета оценки. Взрослые могут сры- стремление к улучшению.
раньше, пока ребёнок ещё не до- В качестве примера можно мого себя: это даёт ему силы и ваться на ребёнке из-за сломан- Возможно, знание разных ви-
стиг подросткового возраста, ког- привести образы привлекатель- поддерживает его развитие. Этот ной игрушки или испачканной дов искажённой оценки и её по-
да он начинает отдаляться от ро- ных персонажей в фильмах, сюжет образ начинает формировать- одежды, доводя его до слёз или следствий поможет избежать их.
дителей. Возможно, это уже поня- которых может показаться вполне ся с самого раннего возраста. Как нервного срыва. Они переклады- Забвение оценки или игнориро-
ли родители тех детей, которые благопристойным — герой проти- это происходит? Через признание вают свой эмоционально-психо- вание положительных сторон ре-
выбрали путь зла и порока. востоит злу. Однако, если присмо- его значимости и ценности, через логический груз на слабые плечи бёнка искажает познание себя и
Добро должно стать для ре- треться к таким образам внима- одобрение и поддержку его поло- ребёнка. развивает неадекватность. Уроки
бёнка чем-то родным и люби- тельнее, можно заметить, что они жительных намерений, через зна- Нравственная оценка не мо- любви действительно начинаются
мым. Задача родителей — со- несут в себе смесь агрессии, вы- комство с положительными обра- жет быть безнравственной. Важ- в младенчестве, но продолжаются
здать условия для этого. Это воз- сокомерия и физической силы, а зами. но понимать, что негативные про- всё детство. Истинная любовь ро-
можно, если ребёнок пережи- также привлекательности. Или же Иногда в детских садах форми- явления — это не поломка игруш- дителей рождает в ребёнке ува-
вает радость, делая добро, ведь вор, верный друг своих, изобра- рование положительного образа ки, чтобы узнать её устройство, и жение к себе и другим, закладыва-
условием усвоения добра явля- жается как смелый, сильный, не- происходит неправильно. Напри- не случайно испачканное платье, ет чувство собственного достоин-
ется его связь с положительны- зависимый и целеустремлённый мер, когда детей учат внушать се- а злость, агрессия, жадность, исте- ства: ребёнок должен расти с уве-
ми эмоциями. Здесь роль воспи- человек. бе: «Я самый лучший! Я самый луч- ричность и всё, что вредит лично- ренностью, что может изменяться
тания неоспорима: если добро и Эти привлекательные обра- ший!» Такое неправильное фор- сти ребёнка и может негативно к лучшему.
зло создают условия для пони- зы, созданные на основе искажён- мирование положительного обра- сказаться на его будущем, если не
мания истины, то добро должно ных идеалов, вызывают сомне- за основано не на любви, а на вну- будет порицаться. Ирина КОГАН
вызывать в сердце ребёнка ра- ния в их вкусе. К образам отрица- шении, а это не одно и то же. Фор- Другой вид неадекватной https://ecology.md

