Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22

22  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                               № 12 (257), декабрь 2025 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


           Береги душу смолоду,                                                                                                    оценки проявляется в её непосле-
                                                                                                                                   довательности: то, что вчера счи-
                                                                                                                                   талось допустимым, сегодня мо-
                                                                                                                                   жет быть наказуемо. Это сбивает
                                                                                                                                   ребёнка с толку.
                                                                                                                                      Третий вид — недооценка или
           чтобы не было поздно воспитывать                                                                                        отсутствие оценки. Родители не
                                                                                                                                   порицают зло, оправдывают ре-
                                                                                                                                   бёнка во всём или обвиняют всех
                                                                                                                                   и вся, везде находя правоту свое-
                                                                                                                                   го ребёнка.
                                                                                                     мирование адекватного положи-    Однажды, когда моему сыну
                                                                                                     тельного образа себя, который
                                                                                                     формируется с младенчества,   было около трёх лет, мы гуляли с
                                                                                                                                   моей знакомой, у которой была
                                                                                                     происходит через признание зна-  дочь того же возраста. Я увидела,
                                                                                                     чимости ребёнка и любовь к нему,   как её дочь ударила моего сына. Я
                                                                                                     а не через истерические выкри-  пожурила её, но мать возмутилась
                                                                                                     ки. Тем более, это не исключает   и сказала, что ей хочется ударить в
                                                                                                     критики негативных проявлений.   ответ. Так она объяснила своё по-
                                                                                                     Адекватная оценка поведения ре-  ведение и оправдала свою дочь. Я
                                                                                                     бёнка на фоне положительного   была удивлена.
                                                                                                     отношения к нему — это основа    Это показывает, что есть люди,
                                                                                                     правильного восприятия положи-  которые не могут ответить на зло
                                                                                                     тельного образа «Я».          и оправдывают его. Это формиру-
                                                                                                        В процессе роста и развития   ет у ребёнка неправильное пред-
                                                                                                     ребёнок нуждается в одобрении   ставление о себе, неумение и не-
                                                                                                     и поддержке взрослых, без кото-  желание видеть свои недостатки и
                                                                                                     рых ему трудно адаптироваться в   понимать, что тот или иной посту-
                                                                                                     этом мире. Одобрение — это при-  пок плохой.
                                                                                                     знание хорошего. Например, ког-  Родители, которые оправды-
                                                                                                     да ребёнок сдержался и не уда-  вают своих детей, создают у них
                                                                                                     рил обидчика, помог маме, хо-  неправильное представление о
                                                                                                     тя хотел поиграть, и так далее.   себе. Они не учат их видеть свои
                                                                                                     Одобрение усилий и достижений   недостатки и понимать, что неко-
                                                                                                     — это то, на что родители долж-  торые поступки плохие. Такие ро-
                                                                                                     ны обращать внимание в первую
                  ак помочь ребёнку разо-  дость, а не отторжение.     тельных персонажей добавляют-                               дители идеализируют своих де-
                  браться в мире, где поня-  В 80-х годах прошлого века  ся положительные черты, что де-  очередь.                 тей, поощряя зло, которое должно
                  тия добра и зла становят-  было проведено исследование о  лает их, а значит, и зло, более при-  Оценка вклада, который ре-  быть остановлено.
           Кся всё более размытыми?  влиянии театрального искусства  влекательным. Как подросткам, а   бёнок делает для других: «Как ты   Становясь взрослыми, такие
           Как избежать того, чтобы отрица-  на младших школьников. Оказа-  иногда и взрослым, разобраться   меня порадовал», — это хорошо.   дети могут быть нетерпимы к кри-
           тельный персонаж стал привлека-  лось, что дети проявили сочувст-  в этом, когда границы между до-  Ребёнок радуется, когда мама ра-  тике и склонны к самооправда-
           тельным для подростка?        вие к Бабе-яге — персонажу, ко-  бром и злом постепенно стирают-  дуется. Это элемент сопережива-  нию. У них вырабатываются раз-
              Мне вспоминается случай из  торый был более привлекатель-  ся? Без чёткого понимания ситуа-  ния, который является частью со-  рушительные защитные механиз-
           моего детства. Однажды, когда  ным и интересным, но негатив-  ции здесь не обойтись.      участия.                      мы, которые тормозят и деформи-
           мне было 12 лет, учительница би-  ным. Автор исследования реко-  Лучше избегать просмотра та-                           руют развитие личности и духов-
           ологии попросила меня пропо-  мендовал людям, связанным с  кой продукции, а если это невоз- Нравственная                ного «Я».
           лоть клумбу. Вместо того чтобы  искусством, учитывать простую  можно, то хотя бы обсуждать с   оценка                      Обвинение других, агрессия,
           удалять сорняки, я начала выдёр-  истину: добро должно быть при-  детьми то, что они увидели или                        нежелание считаться с окружаю-
           гивать маленькие ростки хризан-  влекательным, а зло — отталки-  прочитали. Для этого, конечно,   Формирование положитель-  щими, стремление быть хорошим
           тем, приняв их за сорняки. Почему  вающим. Тогда чувства и эмоции  необходимо духовное единство с  ного образа себя, основанного на  любыми средствами, чтобы не на-
           сорняк показался мне тогда более  ребёнка, которые являются вы-  детьми и авторитет взрослых.  любви и внимании взрослых, яв-  рушить положительный образ се-
           привлекательным? Я не знала, как  ражением его отношения к ре-  Если вы пойдёте на современ-  ляется неотъемлемой частью вос-  бя, — вот портрет взрослого, вос-
           выглядят хризантемы, и не могла  альности, будут выполнять свою  ный детский спектакль, где детям  питания. Однако не менее важно  питанного подобным образом. В
           отличить их от других растений.  функцию в правильном смы-  покажут сказку «Волк и семеро  оценивать негативные поступки и  детстве у такого человека зло не
           Мне было очень стыдно, что клум-  сле. Приятные чувства и эмоции  козлят», вы, возможно, не удиви-  поведение ребёнка.  было искоренено, и положитель-
           ба осталась без цветов. Этот слу-  должны быть связаны с добром, а  тесь, что режиссёр изменил смысл   Поэтому важно сочетать со-  ный образ себя не укоренился
           чай надолго запомнился мне как  неприятные — со злом.       сказки, сделав из волка друже-  здание положительного образа  должным образом. Поэтому чем
           яркий пример того, как неспособ-  Это влияние чувств и эмоций  любное существо, которое не со-  с нравственной оценкой поведе-  раньше ребёнок увидит дурное в
           ность различать красивое и не-  на развитие ребёнка очевидно,  биралось есть козлят, а только хо-  ния. Взрослый должен относить-  себе с помощью родителей, тем
           красивое может привести к поте-  оно доказано и опытом бабушек,  тело поиграть с ними. Поэтому ма-  ся к поведению ребёнка, а не к  больше шансов, что оно не разо-
           ре красоты.                   которые воспитывали своих вну-  ма-коза напрасно опасалась за  его личности. Оценка может вы-  вьётся дальше.
              Точно так же неспособность  ков, читая им сказки. Дети погру-  своих детей.            ражаться по-разному: для чув-    Ещё один вид искажённой
           различать добро и зло может  жались в мир сказок вместе с ге-  К сожалению, подобные при-  ствительного ребёнка достаточ-  оценки — это неуместная и ча-
           привести к потере самого добра,  роями, сопереживая их горю и ра-  меры встречаются не только в ки-  но вопрошающего взгляда, в то  стая оценка, когда не учитываются
           счастья и любви — всего того, что  дуясь победе над злом, плача над  но, но и в жизни. Поэтому нельзя  время как для другого требует-  обстоятельства и намерения ре-
           мы называем благом. Как важно  жертвенностью героев, спасаю-  оставлять ребёнка один на один  ся более строгий подход. Сущест-  бёнка, когда он находится под по-
           научить ребёнка понимать, что  щих своих близких, и негодуя на  с тем, что он видит или читает. За-  вует множество вариантов, кото-  стоянным контролем родителей, и
           хорошо, а что плохо, что истина,  злых, хитрых и коварных персо-  щитить его от внешнего воздей-  рые зависят от возраста, особен-  каждый его шаг становится пред-
           а что ложь, что прекрасно, а что  нажей.                    ствия можно, только противопо-  ностей ребёнка и конкретной си-  метом оценки. Такой контроль мо-
           уродливо! Именно это отлича-     Сейчас же дети сталкиваются  ставив ему другую красоту и при-  туации.                 жет вызвать агрессию, страх, сни-
           ет человека от животного, ведь у  с различными печатными и виде-  влекательность, воспитывая в нём   Ключевым моментом являет-  жение активности и инициативно-
           животных нет задачи становить-  оматериалами, где через искаже-  понимание добра и зла и способ-  ся предмет оценки и атмосфера, в   сти, а иногда и лицемерие.
           ся лучше.                     ние чувств и эмоций ловко обыг-  ность разбираться в этом.  которой она проводится.          Если в воспитании делается ак-
              Научить ребёнка отличать  рываются манипуляции с поняти-                                  Часто родители дают своим   цент на недостатках или негатив-
           доб ро от зла — это не значит убе-  ями добра и зла.        Поддержка собствен-           детям неадекватную оценку. Что-  ных сторонах ребёнка, то не фор-
           речь его от негативного выбо-    Соединение чувственности с                               бы избежать этого, давайте рас-  мируется положительный образ
           ра, но это первый шаг к тому, что-  уродством может вызывать у лю- ного положительно-     смотрим несколько явных оши-  себя, что также искажает разви-
           бы научиться понимать эти поня-  дей инстинктивные реакции и от-  го образа ребёнка       бок.                          тие, лишая ребёнка опоры и под-
           тия. Важно привить ребёнку вкус  водить их от настоящей красоты,                             Первая ошибка заключается в   держки. Он теряет интерес к себе,
           к добру и желание следовать ему.  которая проявляется в простоте и   Для ребёнка очень важно  неправильном понимании пред-  что тормозит акт самопознания и
           И сделать это нужно как можно  безмятежности.               иметь положительный образ са-  мета оценки. Взрослые могут сры-  стремление к улучшению.
           раньше, пока ребёнок ещё не до-  В качестве примера можно  мого себя: это даёт ему силы и  ваться на ребёнке из-за сломан-  Возможно, знание разных ви-
           стиг подросткового возраста, ког-  привести образы привлекатель-  поддерживает его развитие. Этот  ной игрушки или испачканной   дов искажённой оценки и её по-
           да он начинает отдаляться от ро-  ных персонажей в фильмах, сюжет  образ начинает формировать-  одежды, доводя его до слёз или   следствий поможет избежать их.
           дителей. Возможно, это уже поня-  которых может показаться вполне  ся с самого раннего возраста. Как  нервного срыва. Они переклады-  Забвение оценки или игнориро-
           ли родители тех детей, которые  благопристойным — герой проти-  это происходит? Через признание  вают свой эмоционально-психо-  вание положительных сторон ре-
           выбрали путь зла и порока.    востоит злу. Однако, если присмо-  его значимости и ценности, через  логический груз на слабые плечи   бёнка искажает познание себя и
              Добро должно стать для ре-  треться к таким образам внима-  одобрение и поддержку его поло-  ребёнка.                развивает неадекватность. Уроки
           бёнка чем-то родным и люби-   тельнее, можно заметить, что они  жительных намерений, через зна-  Нравственная оценка не мо-  любви действительно начинаются
           мым. Задача родителей — со-   несут в себе смесь агрессии, вы-  комство с положительными обра-  жет быть безнравственной. Важ-  в младенчестве, но продолжаются
           здать условия для этого. Это воз-  сокомерия и физической силы, а  зами.                  но понимать, что негативные про-  всё детство. Истинная любовь ро-
           можно, если ребёнок пережи-   также привлекательности. Или же   Иногда в детских садах форми-  явления — это не поломка игруш-  дителей рождает в ребёнке ува-
           вает радость, делая добро, ведь  вор, верный друг своих, изобра-  рование положительного образа  ки, чтобы узнать её устройство, и   жение к себе и другим, закладыва-
           условием усвоения добра явля-  жается как смелый, сильный, не-  происходит неправильно. Напри-  не случайно испачканное платье,   ет чувство собственного достоин-
           ется его связь с положительны-  зависимый и целеустремлённый  мер, когда детей учат внушать се-  а злость, агрессия, жадность, исте-  ства: ребёнок должен расти с уве-
           ми эмоциями. Здесь роль воспи-  человек.                    бе: «Я самый лучший! Я самый луч-  ричность и всё, что вредит лично-  ренностью, что может изменяться
           тания неоспорима: если добро и   Эти привлекательные обра-  ший!» Такое неправильное фор-  сти ребёнка и может негативно   к лучшему.
           зло создают условия для пони-  зы, созданные на основе искажён-  мирование положительного обра-  сказаться на его будущем, если не
           мания истины, то добро должно  ных идеалов, вызывают сомне-  за основано не на любви, а на вну-  будет порицаться.                       Ирина КОГАН
           вызывать в сердце ребёнка ра-  ния в их вкусе. К образам отрица-  шении, а это не одно и то же. Фор-  Другой  вид  неадекватной       https://ecology.md
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27