Page 27 - Газета "Родовая Земля"
P. 27
«Родовая Земля» ИСТОКИ • 27
№ 12 (257), декабрь 2025 г.
ставляющие, кроме наличия рус- язык зверей и птиц, умеющей ими уродливую старуху с костяной но-
ской печки, но практика эта сегод- управлять и изо дня в день зани- гой.
ня утеряна, да и печей таких нын- мающейся сбором трав, варящей По другой версии, Ягиня люби-
че не делают. Учёные видят в по- зелье, которое требует уедине- ла Кощея в то время, когда он ещё
хищении детей и другую состав- ния и секретности? Только в ле- был молодым князем. Войны тог-
ляющую. Часто в легендах и бы- су, на отшибе, подальше от люд- да не были редкостью, а князья
линах встречается упоминание о ской глупости и гордыни. Совсем шли в бой первыми. Потому вол-
«лесных» и «водяных» учителях, не удивляет и связь с миром На- новалась за него влюблённая Яги-
которые разными, порой не впол- ви, поскольку многие магические ня и молила богов, чтобы дарова-
не законными способами заполу- практики тесно связаны с привле- ли ему жизнь вечную. Боги, как это
чали к себе в обучение человече- чением элементов потусторонне- нередко случается, наказали её
ских детей. го мира. тем, что выполнили желание, и Ко-
И вопреки ожиданиям, спустя щей стал безсмертным. За это Яги-
должное время дети возвраща- не пришлось потерять свою кра-
лись к родителям с новыми, ча- Своя среди богов соту и молодость.
сто магическими знаниями. Ве- «Ягиня хозяйкой границ бы- Придя с очередной войны, Ко-
роятно, здесь находит отражение ла и хранительницей земель Яв- щей отвернулся от бывшей воз-
традиция договоров о передаче ных. Без её ведома ни одна душа любленной, после чего они стали
или продаже детей, иногда задол- в Лес ступить не могла. Не могла враждовать, что часто описывает-
го до их рождения. Отдавали (или Макошь дочь свою своевольную ся в сказочных сюжетах.
продавали) мастерам, воинам, ма- долго выдать замуж, потому как Есть и третий вариант, свя-
гам и так далее. До нас дошли ле- уговор у неё с ней был такой: толь- занный с любовью. Велес, едино-
тописные упоминания о передаче ко тот, кто в бою честном и рав- жды увидев прекрасную девицу,
на воспитание мальчиков в возра- ном одолеет богиню молодую и влюбился разом и навсегда. При
сте 4–5 лет сводным дядькам для станет ей мужем любимым. Мно- встрече они молча стояли и смо-
обучения воинской науке. го кто сватался к прекрасной Яги- трели друг другу в глаза, не нахо-
Это касалось в том числе и не, да только сердце девы не ле- дя слов от нахлынувших чувств.
княжьих детей, то есть обычай жало ни к кому, словно часа свое- Первым опомнился Велес и, взяв
был признан весьма полезным, го она ждала. деву за руки, поцеловал, передав телах, непременно узнавали друг слых, стали адаптироваться для
если культивировался элитой. До- И дождалась, когда сам Велес переполнявшие его чувства. друга и проживали безконечное детей, в характеры и признаки ге-
говаривались о передаче детей в встретился ей на пути. По землям Приехав к себе домой, Велес множество счастливых людских роев были внесены новые изме-
другой род, племя, деревню и так её ступал, да только не силой сво- попросил благословения на брак жизней... нения, которые, по мнению изда-
далее по самым различным обсто- ей врата открыть хотел, а как по- у своей матушки, но та обиделась телей, лучше отражали суть сю-
ятельствам. А уж обучение вол- ложено — приглашением хозя- на своевольство сына, а может, жета. Так со временем и новов-
шебной науке и подавно требова- Послесловие ведениями терялась истинная,
ло полного погружения в процесс Чтобы было понятнее, как и в исконная суть образа Яги-Яги-
и отрыва от дома. Кстати, выпав- какие периоды трансформиро- ни, превратившись в то, что мы
шие из общины дети часто счита- вался образ ведуньи-стража-бо- знаем по современным детским
лись для рода умершими, их мо- гини, дам следующие пояснения. сказкам.
гли и не принять обратно в вервь. Народные легенды и сказания ра- Остаётся лишь добавить, что
Так же, как и уходящую в род нее передавались исключительно образ старой ведуньи-колдуньи
мужа невесту, их оплакивали и изустным путём. В народе бытова- широко использовался в мифоло-
прощались. Не исключено, что и ло убеждение: что записано, то за- гии разных народов. Свои аналоги
это обстоятельство нашло своё от- быто. А живо лишь передаваемое Бабы-яги есть практически у всех
ражение в легендах о похищении от человека к человеку при воспи- славянских и финно-угорских, си-
детей Ягой. Добавлю, что подоб- тании и (или) общении. Поэтому бирских народов. И это, по мне-
ные мотивы имеются у различных изменения, характерные для по- нию этнографов, явственно сви-
народов. гребальных традиций по мере их детельствует о правдивости осно-
Третий тип: помощница. Очень отмирания, органично вносились вы, сути некоторых женщин-веду-
часто Яга в меру своих познаний в былины. ний, живших рядом с людскими
и волшебных сил помогает глав- Смысл, заложенный в наибо- общинами, но не принадлежав-
ному герою, одаряет его ценным лее древние варианты сказаний, шими им.
советом, магическим артефактом был понятен тем, кто культивиро- Если бы они действитель-
или помощником. вал старые традиции, но стано- но только вредили, губили и ве-
Именно неоценимая помощь вился чем-то невнятным для сле- ли антисоциальный образ жиз-
Бабы-яги помогает герою добить- дующих поколений, перешедших ни, то вряд ли люди потерпели ря-
ся поставленных целей, добрать- к новым обрядам. Это можно на- дом с собой подобное безобра-
ся, добыть, победить и выбрать- звать внутренними изменениями, зие. А значит, знающие люди, ве-
ся обратно. Учёные отмечают и но были ещё и внешние причины. дуны, знахари, колдуны приноси-
ещё одну закономерность: в бо- К таковым можно отнести насиль- ли больше пользы, чем вреда. Да
лее поздних былинах Яга всё чаще ную христианизацию крестьян и и то верно: куда бедному крестья-
предстаёт в образе прядущей ку- формирование в Российской им- нину податься за помощью? По
дель бабушки, возле ног которой перии этнографии как науки. здоровью, совету, нужде какой, ну
крутится кот, живут гуси-лебеди, юшки. И бились они, да только не просто приревновала его к не- Переход от народных верова- не к боярину же или наместнику?
волк, конь и оживают волшебные насмерть, а на любовь. Потому как вестке и отказала. Молодым ниче- ний к монорелигиям проходил в Фитотерапевты, психологи, ко-
предметы. Можно предположить, Ягиня, всё ведающая, знала, что го не оставалось, как надеяться на течение столетий по-разному, в стоправы, ветеринары, мельники,
что традиции захоронений с при- судьбой ей уготовано стать веч- великодушие и отходчивость ро- том числе и через строгие запре- кузнецы, волхвы и многие другие
ходом христианства изменились, ной и верной супругой для Веле- дительницы жениха. Сколько вре- ты, введением жёстких каратель- необходимые в крестьянском бы-
и это в свою очередь повлекло из- са. И поселились Велес и Ягиня на мени прошло, неведомо, но слу- ных мер. Это послужило причиной ту специалисты, по твёрдому убе-
менение структуры легенд. границах Миров, и от дома ихнего чилось как-то раз страшное. Вос- внесения изменений, в том числе ждению крестьян, знались с по-
Наши предки чётко делили тянулись корни всех растений на пользовавшись отсутствием сы- и в знахарские заговоры, обрядо- тусторонним миром и никак ина-
знающих людей на две категории: земле, и текли все реки». на и чистотой души невестки, мать вые действия и связанные с ни- че своих знаний получить не мо-
знахари и колдуны. В общем и це- Так славяне описывали боги- Велеса совершила чёрный обряд. ми сказания, былины. Всё, что ка- гли. Но нас ведь не пугают пере-
лом, это одни и те же специалисты, ню Ягиню, человека от рождения, В итоге избранница сына бы- салось народных культов и героев численные названия и не наводят
но с разной пропиской. Если мест- ставшую приёмной дочерью боги- ла лишена жизни, законопачена языческой мифологии, подверга- на суеверные мысли? Поэтому, по
ный, то целитель, знахарь или ве- ни Макоши и Вию — покровите- в колоду и брошена в ней в реку. лось опорочиванию, очернению. моему мнению, все эти красочные
дун. Чужой — колдун. Между тем лю подземного мира. Есть леген- Прошло с тех пор уж больше меся- Поэтому, когда в конце XVIII — эпитеты и внешние атрибуты Ба-
никакой разницы в их промысле, да, что Ягиня ходила по миру в зо- ца, как узнал страшную весть Ве- начале XIX веков формировалась бы-яги не более чем художествен-
по большому счёту, не было, раз- лотых сапожках-скороходах и со- лес, и где теперь искать тело Яги- этнография России, записывались ное преувеличение.
ве что методик и разнообразных бирала сирот, чтобы воспитать их ни, никому не ведомо. Собрал в ходе экспедиций сказания, ле- И огородить от наносного, не-
знаний у пришлых было больше, и передать знахарское искусство Сварог богов на совет, и стали они генды и былины, в печатные ва- правдивого восприятия древних
с учётом обогащения опытом мно- на радость и в помощь людям. И искать пропавшую невесту. Ма- рианты вносились элементы цен- наших пращуров могут только
гих встреченных на пути коллег. так же, как Велес, считалась хра- кошь смогла её найти, открыли ко- зурирования. Напомню, что в то знания. Кстати, по мнению учёных,
Основная разница заключа- нительницей не только междуми- лоду, но увидели бездыханное те- время церковь была синодаль- имя Яга представляет упрощение
лась в том, что местные не реша- рья, но и мудрости, и колдовства ло. Тогда Хорс принёс из Ирия жи- ной, то есть практически пред- от «Яша» или «Яшка» — имени
лись всерьёз вредить общине, в неизведанного. Не зря ведь к ней вой воды и передал Велесу, чтобы ставляла единое целое со свет- древнего прародителя всего жи-
которой жили. Чужие, по понят- за помощью всякий раз тёмная тот смог оживить свою любимую. ской властью. И наша героиня по- вого на Земле, впоследствии ис-
ным причинам, такого ограниче- Мара приходила. Но боги тоже живут по зако- лучила гипертрофированные при- чезнувшего. От этого же термина
ния не имели, потому и звались Но как же она стала такой, ка- нам мироздания, и если чья-то ду- знаки нечести, согласно канонов происходит знакомое многим по-
колдунами. Яга, как мы можем ви- кой нам её представляют в сказ- ша уже побывала в Нави, то вер- демонологии. нятие «пращуры», то есть далёкие
деть, живёт не просто на отши- ках? Есть несколько версий, выби- нуться оттуда она сможет лишь «Поучение духовным детям» предки. А Ягиня — прародитель-
бе или хуторе, а далеко в лесу, но райте ту, что вам больше по нраву. в том случае, если кто-то добро- в XVI веке так предостерегает: ница, хранительница традиций и
тропка к ней не зарастает, а зна- Старые люди говорили, будто Ве- вольно займёт её место. И Велес, «Уклоняйся перед Богом невиди- обрядов. Вот так-то.
чит, народ часто обращается. Она лес по просьбе Ягини выкрал за- не раздумывая, вызвался заме- мых: людей, молящихся Роду и ро-
определённо не принадлежит об- чем-то небесных коров из мира нить любимую, лишь бы она жи- жаницам, Перуну, и Аполлону, и Святослав
щине, значит — колдунья. Со все- Прави. Неизвестно, пригодились ла! Свершилась магия, ожила Яги- Мокоши, и Перегине, и ко всяким г. Пенза
ми вытекающими сказочными по- ли коровы вечно молодой и пре- ня, только не встретила она свое- богам мерзким требам не прибли-
следствиями и преувеличениями. красной богине, но старшие боги го любого, он уже бродил в царст- жайся». Сообщество в ВКонтакте
С другой стороны, где же ещё разгневались на Ягиню и прокля- ве мёртвых. По воле богов они раз А когда сказки, прежде изда- «Великая Евразия»
жить мудрой волхве, знающей ли её, отчего она превратилась в за разом возрождались в других ваемые исключительно для взро- https://slavradio.org

