Page 27 - Газета "Родовая Земля"
P. 27

«Родовая Земля»                                                                                                          ИСТОКИ        •  27
           № 12 (257), декабрь 2025 г.

           ставляющие, кроме наличия рус-  язык зверей и птиц, умеющей ими  уродливую старуху с костяной но-
           ской печки, но практика эта сегод-  управлять и изо дня в день зани-  гой.
           ня утеряна, да и печей таких нын-  мающейся сбором трав, варящей   По другой версии, Ягиня люби-
           че не делают. Учёные видят в по-  зелье, которое требует уедине-  ла Кощея в то время, когда он ещё
           хищении детей и другую состав-  ния и секретности? Только в ле-  был молодым князем. Войны тог-
           ляющую. Часто в легендах и бы-  су, на отшибе, подальше от люд-  да не были редкостью, а князья
           линах встречается упоминание о  ской глупости и гордыни. Совсем  шли в бой первыми. Потому вол-
           «лесных» и «водяных» учителях,  не удивляет и связь с миром На-  новалась за него влюблённая Яги-
           которые разными, порой не впол-  ви, поскольку многие магические  ня и молила богов, чтобы дарова-
           не законными способами заполу-  практики тесно связаны с привле-  ли ему жизнь вечную. Боги, как это
           чали к себе в обучение человече-  чением элементов потусторонне-  нередко случается, наказали её
           ских детей.                   го мира.                      тем, что выполнили желание, и Ко-
              И вопреки ожиданиям, спустя                              щей стал безсмертным. За это Яги-
           должное время дети возвраща-                                не пришлось потерять свою кра-
           лись к родителям с новыми, ча-  Своя среди богов            соту и молодость.
           сто магическими знаниями. Ве-    «Ягиня хозяйкой границ бы-    Придя с очередной войны, Ко-
           роятно, здесь находит отражение  ла и хранительницей земель Яв-  щей отвернулся от бывшей воз-
           традиция договоров о передаче  ных. Без её ведома ни одна душа  любленной, после чего они стали
           или продаже детей, иногда задол-  в Лес ступить не могла. Не могла  враждовать, что часто описывает-
           го до их рождения. Отдавали (или  Макошь дочь свою своевольную  ся в сказочных сюжетах.
           продавали) мастерам, воинам, ма-  долго выдать замуж, потому как   Есть и третий вариант, свя-
           гам и так далее. До нас дошли ле-  уговор у неё с ней был такой: толь-  занный с любовью. Велес, едино-
           тописные упоминания о передаче  ко тот, кто в бою честном и рав-  жды увидев прекрасную девицу,
           на воспитание мальчиков в возра-  ном одолеет богиню молодую и  влюбился разом и навсегда. При
           сте 4–5 лет сводным дядькам для  станет ей мужем любимым. Мно-  встрече они молча стояли и смо-
           обучения воинской науке.      го кто сватался к прекрасной Яги-  трели друг другу в глаза, не нахо-
              Это касалось в том числе и  не, да только сердце девы не ле-  дя слов от нахлынувших чувств.
           княжьих детей, то есть обычай  жало ни к кому, словно часа свое-  Первым опомнился Велес и, взяв
           был признан весьма полезным,  го она ждала.                 деву за руки, поцеловал, передав  телах, непременно узнавали друг  слых, стали адаптироваться для
           если культивировался элитой. До-  И дождалась, когда сам Велес  переполнявшие его чувства.  друга и проживали безконечное  детей, в характеры и признаки ге-
           говаривались о передаче детей в  встретился ей на пути. По землям   Приехав к себе домой, Велес  множество счастливых людских  роев были внесены новые изме-
           другой род, племя, деревню и так  её ступал, да только не силой сво-  попросил благословения на брак  жизней...         нения, которые, по мнению изда-
           далее по самым различным обсто-  ей врата открыть хотел, а как по-  у своей матушки, но та обиделась                    телей, лучше отражали суть сю-
           ятельствам. А уж обучение вол-  ложено — приглашением хозя-  на своевольство сына, а может,                             жета. Так со временем и новов-
           шебной науке и подавно требова-                                                           Послесловие                   ведениями терялась истинная,
           ло полного погружения в процесс                                                              Чтобы было понятнее, как и в  исконная суть образа Яги-Яги-
           и отрыва от дома. Кстати, выпав-                                                          какие периоды трансформиро-   ни, превратившись в то, что мы
           шие из общины дети часто счита-                                                           вался образ ведуньи-стража-бо-  знаем по современным детским
           лись для рода умершими, их мо-                                                            гини, дам следующие пояснения.  сказкам.
           гли и не принять обратно в вервь.                                                         Народные легенды и сказания ра-  Остаётся лишь добавить, что
              Так же, как и уходящую в род                                                           нее передавались исключительно  образ старой ведуньи-колдуньи
           мужа невесту, их оплакивали и                                                             изустным путём. В народе бытова-  широко использовался в мифоло-
           прощались. Не исключено, что и                                                            ло убеждение: что записано, то за-  гии разных народов. Свои аналоги
           это обстоятельство нашло своё от-                                                         быто. А живо лишь передаваемое  Бабы-яги есть практически у всех
           ражение в легендах о похищении                                                            от человека к человеку при воспи-  славянских и финно-угорских, си-
           детей Ягой. Добавлю, что подоб-                                                           тании и (или) общении. Поэтому  бирских народов. И это, по мне-
           ные мотивы имеются у различных                                                            изменения, характерные для по-  нию этнографов, явственно сви-
           народов.                                                                                  гребальных традиций по мере их  детельствует о правдивости осно-
              Третий тип: помощница. Очень                                                           отмирания, органично вносились  вы, сути некоторых женщин-веду-
           часто Яга в меру своих познаний                                                           в былины.                     ний, живших рядом с людскими
           и волшебных сил помогает глав-                                                               Смысл, заложенный в наибо-  общинами, но не принадлежав-
           ному герою, одаряет его ценным                                                            лее древние варианты сказаний,  шими им.
           советом, магическим артефактом                                                            был понятен тем, кто культивиро-  Если бы они действитель-
           или помощником.                                                                           вал старые традиции, но стано-  но только вредили, губили и ве-
              Именно неоценимая помощь                                                               вился чем-то невнятным для сле-  ли антисоциальный образ жиз-
           Бабы-яги помогает герою добить-                                                           дующих поколений, перешедших  ни, то вряд ли люди потерпели ря-
           ся поставленных целей, добрать-                                                           к новым обрядам. Это можно на-  дом с собой подобное безобра-
           ся, добыть, победить и выбрать-                                                           звать внутренними изменениями,  зие. А значит, знающие люди, ве-
           ся обратно. Учёные отмечают и                                                             но были ещё и внешние причины.  дуны, знахари, колдуны приноси-
           ещё одну закономерность: в бо-                                                            К таковым можно отнести насиль-  ли больше пользы, чем вреда. Да
           лее поздних былинах Яга всё чаще                                                          ную христианизацию крестьян и  и то верно: куда бедному крестья-
           предстаёт в образе прядущей ку-                                                           формирование в Российской им-  нину податься за помощью? По
           дель бабушки, возле ног которой                                                           перии этнографии как науки.   здоровью, совету, нужде какой, ну
           крутится кот, живут гуси-лебеди,   юшки. И бились они, да только не  просто приревновала его к не-  Переход от народных верова-  не к боярину же или наместнику?
           волк, конь и оживают волшебные   насмерть, а на любовь. Потому как  вестке и отказала. Молодым ниче-  ний к монорелигиям проходил в   Фитотерапевты, психологи, ко-
           предметы. Можно предположить,   Ягиня, всё ведающая, знала, что  го не оставалось, как надеяться на   течение столетий по-разному, в  стоправы, ветеринары, мельники,
           что традиции захоронений с при-  судьбой ей уготовано стать веч-  великодушие и отходчивость ро-  том числе и через строгие запре-  кузнецы, волхвы и многие другие
           ходом христианства изменились,   ной и верной супругой для Веле-  дительницы жениха. Сколько вре-  ты, введением жёстких каратель-  необходимые в крестьянском бы-
           и это в свою очередь повлекло из-  са. И поселились Велес и Ягиня на  мени прошло, неведомо, но слу-  ных мер. Это послужило причиной  ту специалисты, по твёрдому убе-
           менение структуры легенд.     границах Миров, и от дома ихнего  чилось как-то раз страшное. Вос-  внесения изменений, в том числе  ждению крестьян, знались с по-
              Наши предки чётко делили   тянулись корни всех растений на  пользовавшись отсутствием сы-  и в знахарские заговоры, обрядо-  тусторонним миром и никак ина-
           знающих людей на две категории:   земле, и текли все реки».  на и чистотой души невестки, мать   вые действия и связанные с ни-  че своих знаний получить не мо-
           знахари и колдуны. В общем и це-  Так славяне описывали боги-  Велеса совершила чёрный обряд.  ми сказания, былины. Всё, что ка-  гли. Но нас ведь не пугают пере-
           лом, это одни и те же специалисты,   ню Ягиню, человека от рождения,   В итоге избранница сына бы-  салось народных культов и героев   численные названия и не наводят
           но с разной пропиской. Если мест-  ставшую приёмной дочерью боги-  ла лишена жизни, законопачена   языческой мифологии, подверга-  на суеверные мысли? Поэтому, по
           ный, то целитель, знахарь или ве-  ни Макоши и Вию — покровите-  в колоду и брошена в ней в реку.   лось опорочиванию, очернению.  моему мнению, все эти красочные
           дун. Чужой — колдун. Между тем   лю подземного мира. Есть леген-  Прошло с тех пор уж больше меся-  Поэтому, когда в конце XVIII —   эпитеты и внешние атрибуты Ба-
           никакой разницы в их промысле,   да, что Ягиня ходила по миру в зо-  ца, как узнал страшную весть Ве-  начале XIX веков формировалась   бы-яги не более чем художествен-
           по большому счёту, не было, раз-  лотых сапожках-скороходах и со-  лес, и где теперь искать тело Яги-  этнография России, записывались   ное преувеличение.
           ве что методик и разнообразных   бирала сирот, чтобы воспитать их  ни, никому не ведомо. Собрал  в ходе экспедиций сказания, ле-  И огородить от наносного, не-
           знаний у пришлых было больше,  и передать знахарское искусство  Сварог богов на совет, и стали они  генды и былины, в печатные ва-  правдивого восприятия древних
           с учётом обогащения опытом мно-  на радость и в помощь людям. И  искать пропавшую невесту. Ма-  рианты вносились элементы цен-  наших пращуров могут только
           гих встреченных на пути коллег.  так же, как Велес, считалась хра-  кошь смогла её найти, открыли ко-  зурирования. Напомню, что в то   знания. Кстати, по мнению учёных,
              Основная разница заключа-  нительницей не только междуми-  лоду, но увидели бездыханное те-  время церковь была синодаль-  имя Яга представляет упрощение
           лась в том, что местные не реша-  рья, но и мудрости, и колдовства  ло. Тогда Хорс принёс из Ирия жи-  ной, то есть практически пред-  от «Яша» или «Яшка» — имени
           лись всерьёз вредить общине, в  неизведанного. Не зря ведь к ней  вой воды и передал Велесу, чтобы  ставляла единое целое со свет-  древнего прародителя всего жи-
           которой жили. Чужие, по понят-  за помощью всякий раз тёмная  тот смог оживить свою любимую.  ской властью. И наша героиня по-  вого на Земле, впоследствии ис-
           ным причинам, такого ограниче-  Мара приходила.                Но боги тоже живут по зако-  лучила гипертрофированные при-  чезнувшего. От этого же термина
           ния не имели, потому и звались   Но как же она стала такой, ка-  нам мироздания, и если чья-то ду-  знаки нечести, согласно канонов   происходит знакомое многим по-
           колдунами. Яга, как мы можем ви-  кой нам её представляют в сказ-  ша уже побывала в Нави, то вер-  демонологии.        нятие «пращуры», то есть далёкие
           деть, живёт не просто на отши-  ках? Есть несколько версий, выби-  нуться оттуда она сможет лишь   «Поучение духовным детям»   предки. А Ягиня — прародитель-
           бе или хуторе, а далеко в лесу, но  райте ту, что вам больше по нраву.  в том случае, если кто-то добро-  в XVI веке так предостерегает:   ница, хранительница традиций и
           тропка к ней не зарастает, а зна-  Старые люди говорили, будто Ве-  вольно займёт её место. И Велес,  «Уклоняйся перед Богом невиди-  обрядов. Вот так-то.
           чит, народ часто обращается. Она  лес по просьбе Ягини выкрал за-  не раздумывая, вызвался заме-  мых: людей, молящихся Роду и ро-
           определённо не принадлежит об-  чем-то небесных коров из мира  нить любимую, лишь бы она жи-  жаницам, Перуну, и Аполлону, и               Святослав
           щине, значит — колдунья. Со все-  Прави. Неизвестно, пригодились  ла! Свершилась магия, ожила Яги-  Мокоши, и Перегине, и ко всяким          г. Пенза
           ми вытекающими сказочными по-  ли коровы вечно молодой и пре-  ня, только не встретила она свое-  богам мерзким требам не прибли-
           следствиями и преувеличениями.  красной богине, но старшие боги  го любого, он уже бродил в царст-  жайся».                     Сообщество в ВКонтакте
              С другой стороны, где же ещё  разгневались на Ягиню и прокля-  ве мёртвых. По воле богов они раз   А когда сказки, прежде изда-  «Великая Евразия»
           жить мудрой волхве, знающей  ли её, отчего она превратилась в  за разом возрождались в других  ваемые исключительно для взро-        https://slavradio.org
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32