Page 18 - Газета "Родовая Земля"
P. 18
18 • слагаеМые долголетиЯ № 3 (200), март 2021 г.
«Родовая Земля»
Зачем держать язык за зубами, космической циркуляции толь-
ко тогда, когда это предусмотрено
техникой выполнения конкретных
упражнений, например, при пра-
ктике так называемого «львиного
дыхания».
существует три основных типа
или Как сохранить энергию мости от того, на какую точку нёба
языкового замыкания. в зависи-
замыкается язык, в системе энер-
гетического тела преобладают по-
токи силы той или иной из стихий
(см. Шри свами Шивананда «Йо-
га-терапия», а. сидерский «третье
открытие силы»). таким образом,
с помощью изменения типа язы-
пословицах часто даются ненные» и «водные» характери- «круто» выглядеть в глазах окру- резинки, совершенно чудовищ- кового замыкания мы можем в
очень полезные наставле- стики и используются для количе- жающих, привычку «охмурять» ным образом исподволь нас исто- некоторых пределах корректиро-
ния, особенно если пере- ственного увеличения этих стихий противоположный пол, чрезмер- щают. однако происходит это не вать свой энергетический статус.
стать искать в них двойной в системе, другими словами, они ная эмоциональность и т. п. Ког- сразу, а постепенно, понемногу, Часть нёба непосредственно
В смысл и воспринимать как не всем и не всегда показаны. да же речь идёт о состояниях, к что делает привычку держать ра- над верхней десной — это точ-
есть. «держи язык за зубами» — числу «утечек» можно отнести та- зомкнутым контур малого небес- ка ветра. именно ею рекомен-
советовали древние, и не зря. воз- Для чего нужен кие привычные состояния психи- ного круга ещё более предатель- дуется пользоваться как основ-
можно, речь здесь идёт не толь- ки, органов, систем, групп мышц, ской по отношению к нашей энер- ной. сила стихии воздуха или ве-
ко о пользе молчания. в практи- языковой замок следствием которых становится гетической структуре. тра достаточно нейтральна, поэ-
ке йоги встречается техника, при очень часто, начиная или про- неконтролируемое безсмыслен- таким образом, устранив с по- тому языковое замыкание в точке
которой язык помещается за зу- должая регулярно практиковать, ное рассеивание энергии. Про- мощью так называемого «языко- вет ра (вайю-набхи-мудра) наилуч-
бы — «набхи-мудра» или «набхо- мы упираемся в недостаточность стейшие типичные примеры — вого замыкания» разрыв контура шим образом подходит для посто-
мудра». нашей личной силы. При этом мы отвисший живот и не замкнутый малого небесного круга, мы пред- янной непрерывной практики как
выдержка из классического непосредственно в ходе трени-
йогического текста гхеранда сам- ровки, так и в остальное время.
хиты: «где бы ни находился йо- Посередине нёба находится
гин и что бы он ни делал, он всег- точка огня. Прижав язык к нёбу
да должен держать язык кверху и в этой точке, получим огненное
задерживать дыхание. Это набхо- языковое замыкание. им поль-
мудра, отгоняющая болезни от йо- зуются для быстрого разогрева-
гина». ния тела в начале практики, а так-
описание, которое даёт сва- же для того, чтобы компенсиро-
ми Шивананда: «набхи-мудра за- вать действие силы стихии воды,
ключается в касании нёба кончи- если последняя оказывается в из-
ком языка. Этот приём использу- бытке. рыхлость, вялость, аморф-
ется для замыкания определён- ность и тяжесть энергетического
ных контуров циркуляции пра- тела, отёчность и нездоровая пол-
ны (жизненной энергии) в систе- нота либо хлипкость органическо-
ме каналов тонкого тела и выпол- го тела относятся к числу призна-
няется постоянно в течение всей ков избыточности силы стихии во-
практики всех упражнений». ды в системе.
Под каналами тонкого тела в в то же время, если избытка
данном случае подразумевает- силы стихии воды нет, то чрезмер-
ся то, что в китайской традиции ное увлечение практикой огнен-
принято называть микрокосми- ного языкового замыкания может
ческой орбитой или малым небе- негативно отразиться на состоя-
сным кругом. нии энергетической структуры.
Малый небесный круг включа- нездоровая подвижность и «клоч-
ет в себя два канала (передний и коватость» энергетического те-
задний) и является важной состав- ла, субъективное ощущение жара
ляющей энергетической струк- при нормальной температуре ор-
туры человека. Через него осу- ганического тела, ощущение сухо-
ществляется контроль работы сти, боли в желудке и солнечном
всех остальных каналов, наполне- постоянно получаем энергию из на нёбо язык. отвращаем достаточно сущест- сплетении, хруст и боли в суставах
ние их энергией. пищи (в основном), которой пи- рассеивание энергии верхних венные утечки энергии. и в позвоночнике, учащение пуль-
вот какое определение при- тается наше органическое тело. центров у подавляющего боль- са — такими могут быть призна-
водит мастер цигуна Мантэк Чиа: и поскольку мы привыкли совер- шинства человеческих существ Техника первая — ки избыточности силы стихии ог-
«древние даосские учителя обна- шенно безответственно к ней от- происходит из-за того, что они не «языковое замыкание» ня в системе. для её компенсации
ружили, что в теле имеются два носиться, мы, человеки, вынужде- привыкли держать кончик языка пользуются языковым замыкани-
энергетических канала. один ка- ны получать её в огромном ко- прижатым к основанию верхней традиционные названия язы- ем в точке воды, во время трени-
нал — канал действия или ка- личестве, значительно — на не- десны. Казалось бы, — примитив, кового замыкания: «набхи-мудра» ровки прижимая язык к мягкому
нал инь — начинается у основа- сколько порядков — превышаю- но тем не менее... замыкание язы- — «небесный символ», «джихва- нёбу позади того места, где оно
ния туловища, в точке промеж- щем то, которое нам действитель- ка на нёбо обеспечивает целост- бандха» — «замок языка». граничит с твёрдым.
ности идёт вверх вдоль передней но жизненно необходимо. Проис- ность малого небесного круга, или выполняется языковое замы- в отличие от воздушного язы-
части тела, проходя лобок, органы ходит это ещё и потому, что по- «микрокосмической орбиты» — кание очень просто: мы прижи- кового замыкания, которое «йо-
брюшной полости, сердце и горло пытки вернуть себе контроль над одного из главнейших энергети- маем кончик языка к нёбу. одна- гин удерживает всегда, куда бы ни
и заканчиваясь на кончике языка. бездарно растрачиваемой энер- ческих каналов тела. от характе- ко благотворный эффект, кото- шёл и что бы ни делал» («гхеран-
второй канал — канал управителя гией, в свою очередь, тоже требу- ра циркуляции энергии в контуре рый это оказывает на состояние да-самхита»), языковое замыка-
или канал ян — начинается в том ют энергии. замкнутый круг. и для малого небесного круга зависит всей нашей энергетической струк- ние в точке огня (агни-набхи-му-
же самом месте. он идёт от про- того, чтобы его разорвать, нам до- подавляющее большинство жиз- туры, трудно переоценить. древ- дра) и в точке воды (джала-набхи-
межности вверх к копчику, затем статочно просто прекратить раз- ненно важных функций человече- ние классические трактаты по йо- мудра или апо-набхи-мудра) пра-
вдоль позвоночника вверх в мозг, базаривать ту энергию, которую ского организма. ге («гхеранда-самхита», «Шива- ктикуются только при необходи-
а затем спускается к нёбу». мы каждый день получаем. Язык является как бы мости- самхита») рекомендуют практику- мости и только во время трени-
имеется три варианта выпол- Хатха-йога предлагает практи- ком между задней (восходящей) ющему держать язык замкнутым ровки. По окончании трениров-
нения набхи-мудры, которые от- кующему методы, с помощью ко- и передней (нисходящей) ветвя- на нёбо в течение 24 часов в сут- ки мы вновь возвращаемся к воз-
личаются точкой соприкоснове- торых он может «залатать дыры» в ми микрокосмического контура. ки, размыкая цепь контура микро- душному языковому замыканию.
ния языка с нёбом. своём повседневном образе жиз- Этим мостиком можно соединить
ставим язык за зубы и ведём ни — те самые «дыры», сквозь ко- воедино два главных энергети-
им по верхнему нёбу назад, по- торые постоянно ускользает его ческих канала в теле человека —
следовательно проходя все три личная сила, то есть по мере воз- функциональный и управляющий,
точки: можности устранить из своей жиз- по которым движется энергия
1. вайю (воздух) набхи-мудра ни «статьи неоправданных расхо- разной полярности. если кончик
— кончик языка касается твердо- дов» энергии. языка не касается нёба, контакт
го нёба над верхней десной. такие «утечки» — это те ас- между ними нарушается, в месте
2. агни (огонь) набхи-мудра — пекты нашего состояния и обра- «зазора» происходит рассеивание
кончик языка касается точки пе- за жизни, благодаря которым мы огромного количества жизненной
рехода твёрдого нёба в мягкое. просто теряем энергию ни за что силы, что приводит к серьёзным
3. джала (вода) набхи-мудра ни про что. говоря об аспектах искажениям характера циркуля-
— кончик языка касается мягкого образа жизни, к «зонам утечки» ции энергии во всех потоках энер-
нёба в глотке. можно отнести привычки и дей- гетического тела. Это одна из при-
Мы используем только пер- ствия, которые никому не нужны. чин того, почему такие, казалось
вый вариант, поскольку он наибо- например, привычку болтать без бы, безобидные действия, как, на-
лее нейтрален. остальные два ва- умолку, привычку злиться, при- пример, долгие разговоры и пер-
рианта имеют соответственно «ог- вычку «качать права», привычку манентное жевание жевательной