Page 18 - Газета "Родовая Земля"
P. 18

18  • слагаеМые долголетиЯ                                                                                                     № 3 (200), март 2021 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»

           Зачем держать язык за зубами,                                                                                           космической циркуляции толь-
                                                                                                                                   ко тогда, когда это предусмотрено
                                                                                                                                   техникой выполнения конкретных
                                                                                                                                   упражнений, например, при пра-
                                                                                                                                   ктике так называемого «львиного
                                                                                                                                   дыхания».
                                                                                                                                      существует три основных типа
           или Как сохранить энергию                                                                                               мости от того, на какую точку нёба
                                                                                                                                   языкового замыкания.  в зависи-
                                                                                                                                   замыкается язык, в системе энер-
                                                                                                                                   гетического тела преобладают по-
                                                                                                                                   токи силы той или иной из стихий
                                                                                                                                   (см.  Шри  свами Шивананда  «Йо-
                                                                                                                                   га-терапия», а. сидерский «третье
                                                                                                                                   открытие силы»). таким образом,
                                                                                                                                   с  помощью  изменения  типа язы-
                пословицах часто даются  ненные» и «водные» характери-  «круто» выглядеть в глазах окру-  резинки, совершенно чудовищ-  кового замыкания мы можем в
                очень полезные наставле-  стики и используются для количе-  жающих,  привычку «охмурять»  ным образом исподволь нас исто-  некоторых пределах корректиро-
                ния, особенно если пере-  ственного увеличения этих стихий  противоположный пол, чрезмер-  щают.  однако происходит это не   вать свой энергетический статус.
                стать искать в них двойной  в системе, другими словами, они  ная эмоциональность и т. п. Ког-  сразу, а постепенно, понемногу,   Часть  нёба  непосредственно
           В смысл и воспринимать как  не всем и не всегда показаны.   да же речь идёт о состояниях, к  что делает привычку держать ра-  над верхней десной — это точ-
           есть. «держи язык за зубами» —                              числу «утечек» можно отнести та-  зомкнутым контур малого небес-  ка ветра.  именно ею рекомен-
           советовали древние, и не зря. воз-  Для чего нужен          кие привычные состояния психи-  ного круга ещё более предатель-  дуется пользоваться как основ-
           можно, речь здесь идёт не толь-                             ки, органов, систем, групп мышц,  ской по отношению к нашей энер-  ной. сила стихии воздуха или ве-
           ко о пользе молчания.  в практи-  языковой замок            следствием которых становится  гетической структуре.        тра достаточно нейтральна, поэ-
           ке йоги встречается техника, при   очень часто, начиная или про-  неконтролируемое безсмыслен-  таким образом, устранив с по-  тому языковое замыкание в точке
           которой язык помещается за зу-  должая регулярно практиковать,  ное рассеивание энергии. Про-  мощью так называемого «языко-  вет ра (вайю-набхи-мудра) наилуч-
           бы — «набхи-мудра» или «набхо-  мы упираемся в недостаточность  стейшие типичные примеры —  вого замыкания» разрыв контура   шим образом подходит для посто-
           мудра».                       нашей личной силы. При этом мы  отвисший живот и не замкнутый  малого небесного круга, мы пред-  янной непрерывной практики как
              выдержка из классического                                                                                            непосредственно в ходе трени-
           йогического текста гхеранда сам-                                                                                        ровки, так и в остальное время.
           хиты: «где бы ни находился йо-                                                                                             Посередине нёба находится
           гин и что бы он ни делал, он всег-                                                                                      точка огня. Прижав язык к нёбу
           да должен держать язык кверху и                                                                                         в этой точке, получим огненное
           задерживать дыхание. Это набхо-                                                                                         языковое замыкание.  им поль-
           мудра, отгоняющая болезни от йо-                                                                                        зуются для быстрого разогрева-
           гина».                                                                                                                  ния тела в начале практики, а так-
              описание, которое даёт  сва-                                                                                         же для того, чтобы компенсиро-
           ми Шивананда: «набхи-мудра за-                                                                                          вать действие силы стихии воды,
           ключается в касании нёба кончи-                                                                                         если последняя оказывается в из-
           ком языка. Этот приём использу-                                                                                         бытке. рыхлость, вялость, аморф-
           ется для замыкания определён-                                                                                           ность и тяжесть энергетического
           ных контуров циркуляции пра-                                                                                            тела, отёчность и нездоровая пол-
           ны  (жизненной  энергии) в  систе-                                                                                      нота либо хлипкость органическо-
           ме каналов тонкого тела и выпол-                                                                                        го тела относятся к числу призна-
           няется постоянно в течение всей                                                                                         ков избыточности силы стихии во-
           практики всех упражнений».                                                                                              ды в системе.
              Под каналами тонкого тела в                                                                                             в то же время, если избытка
           данном случае подразумевает-                                                                                            силы стихии воды нет, то чрезмер-
           ся то, что в китайской традиции                                                                                         ное увлечение практикой огнен-
           принято называть микрокосми-                                                                                            ного языкового замыкания может
           ческой орбитой или малым небе-                                                                                          негативно отразиться на состоя-
           сным кругом.                                                                                                            нии энергетической структуры.
              Малый небесный круг включа-                                                                                          нездоровая подвижность и «клоч-
           ет в себя два канала (передний и                                                                                        коватость» энергетического те-
           задний) и является важной состав-                                                                                       ла, субъективное ощущение жара
           ляющей энергетической струк-                                                                                            при нормальной температуре ор-
           туры человека. Через него осу-                                                                                          ганического тела, ощущение сухо-
           ществляется контроль работы                                                                                             сти, боли в желудке и солнечном
           всех остальных каналов, наполне-  постоянно получаем энергию из  на нёбо язык.            отвращаем достаточно сущест-  сплетении, хруст и боли в суставах
           ние их энергией.              пищи (в основном), которой пи-   рассеивание энергии верхних  венные утечки энергии.      и в позвоночнике, учащение пуль-
              вот какое определение при-  тается наше органическое тело.  центров у подавляющего боль-                             са — такими могут быть призна-
           водит мастер цигуна Мантэк Чиа:   и поскольку мы привыкли совер-  шинства человеческих существ   Техника первая —       ки избыточности силы стихии ог-
           «древние даосские учителя обна-  шенно  безответственно  к  ней от-  происходит из-за того, что они не   «языковое замыкание»  ня в системе. для её компенсации
           ружили, что в теле имеются два   носиться, мы, человеки, вынужде-  привыкли держать кончик языка                        пользуются языковым замыкани-
           энергетических канала.  один ка-  ны получать её в огромном ко-  прижатым к основанию верхней   традиционные названия язы-  ем в точке воды, во время трени-
           нал — канал действия или ка-  личестве,  значительно —  на не-  десны. Казалось бы, — примитив,   кового замыкания: «набхи-мудра»   ровки прижимая язык к мягкому
           нал инь — начинается у основа-  сколько порядков — превышаю-  но тем не менее... замыкание язы-  — «небесный символ», «джихва-  нёбу позади того места, где оно
           ния туловища, в точке промеж-  щем то, которое нам действитель-  ка на нёбо обеспечивает целост-  бандха» — «замок языка».  граничит с твёрдым.
           ности идёт вверх вдоль передней   но жизненно необходимо. Проис-  ность малого небесного круга, или   выполняется языковое замы-  в отличие от воздушного язы-
           части тела, проходя лобок, органы   ходит это ещё и потому, что по-  «микрокосмической орбиты» —   кание очень просто: мы прижи-  кового замыкания, которое «йо-
           брюшной полости, сердце и горло   пытки вернуть себе контроль над  одного из главнейших энергети-  маем кончик языка к нёбу. одна-  гин удерживает всегда, куда бы ни
           и заканчиваясь на кончике языка.  бездарно растрачиваемой энер-  ческих каналов тела.  от характе-  ко благотворный эффект, кото-  шёл и что бы ни делал» («гхеран-
           второй канал — канал управителя  гией, в свою очередь, тоже требу-  ра циркуляции энергии в контуре   рый  это оказывает  на  состояние  да-самхита»), языковое замыка-
           или канал ян — начинается в том  ют энергии. замкнутый круг. и для  малого небесного круга зависит   всей нашей энергетической струк-  ние  в точке  огня  (агни-набхи-му-
           же самом месте. он идёт от про-  того, чтобы его разорвать, нам до-  подавляющее большинство жиз-  туры, трудно переоценить.  древ-  дра) и в точке воды (джала-набхи-
           межности вверх к копчику, затем  статочно просто прекратить раз-  ненно важных функций человече-  ние классические трактаты по йо-  мудра или апо-набхи-мудра) пра-
           вдоль позвоночника вверх в мозг,  базаривать ту энергию, которую  ского организма.        ге («гхеранда-самхита», «Шива-  ктикуются только при необходи-
           а затем спускается к нёбу».   мы каждый день получаем.         Язык является как бы мости-  самхита») рекомендуют практику-  мости и только во время трени-
              имеется три варианта выпол-   Хатха-йога предлагает практи-  ком между задней (восходящей)   ющему держать язык замкнутым  ровки. По окончании трениров-
           нения набхи-мудры, которые от-  кующему методы, с помощью ко-  и передней (нисходящей) ветвя-  на нёбо в течение 24 часов в сут-  ки мы вновь возвращаемся к воз-
           личаются точкой соприкоснове-  торых он может «залатать дыры» в  ми микрокосмического контура.   ки, размыкая цепь контура микро-  душному языковому замыканию.
           ния языка с нёбом.            своём повседневном образе жиз-  Этим мостиком можно соединить
              ставим  язык за зубы  и ведём  ни — те самые «дыры», сквозь ко-  воедино два главных энергети-
           им по верхнему нёбу назад, по-  торые постоянно ускользает его  ческих канала в теле человека —
           следовательно проходя все три  личная сила, то есть по мере воз-  функциональный и управляющий,
           точки:                        можности устранить из своей жиз-  по которым движется энергия
              1.  вайю (воздух) набхи-мудра  ни «статьи неоправданных расхо-  разной полярности.  если кончик
           — кончик языка касается твердо-  дов» энергии.              языка не касается нёба, контакт
           го нёба над верхней десной.      такие  «утечки» —  это те ас-  между ними нарушается, в месте
              2. агни (огонь) набхи-мудра —  пекты нашего состояния и обра-  «зазора» происходит рассеивание
           кончик  языка касается точки  пе-  за жизни, благодаря которым мы  огромного количества жизненной
           рехода твёрдого нёба в мягкое.  просто теряем энергию ни за что  силы, что приводит к серьёзным
              3.  джала (вода) набхи-мудра  ни про что.  говоря об аспектах  искажениям характера циркуля-
           — кончик языка касается мягкого  образа  жизни,  к «зонам  утечки»  ции энергии во всех потоках энер-
           нёба в глотке.                можно отнести привычки и дей-  гетического тела. Это одна из при-
              Мы используем только пер-  ствия, которые никому не нужны.  чин  того, почему такие,  казалось
           вый вариант, поскольку он наибо-  например, привычку болтать без  бы, безобидные действия, как, на-
           лее нейтрален. остальные два ва-  умолку, привычку злиться, при-  пример, долгие разговоры и пер-
           рианта имеют соответственно «ог-  вычку «качать права», привычку  манентное жевание жевательной
   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23