Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (211), февраль 2022 г.
«Родовая Земля»
предполагает,
«Отставание»
Как сделать домашнее обучение что вы считаете, будто составите-
ли программ знают, с какой ско-
ростью вашим детям положено
осмысленным и последовательным учиться. Но ведь вы дома, и у вас
билеты в первом ряду, с которого
лучше видно, учит ли ваш ребёнок
материал. Если вы действительно
стали столь безпечно относиться к
ужно ли тем, кто уходит образованию своего ребёнка, что
на семейное обучение, целыми днями бродите по горо-
следовать школьным ду, не уделяя времени фонетике,
учебным планам и зани- счёту и изучению Солнечной си-
Нматься каждый день по стемы, то вы имеете полное пра-
типовому расписанию? Джули Бо- во отказаться на время от «луч-
гарт учила пятерых детей дома и ших» предложений. Посидите до-
считает, что это избыточно и раз- ма. Сосредоточьтесь на распоряд-
рушает саму идею такого обуче- ке до тех пор, пока не ощутите, что
ния. Она обобщила свой опыт в в вашей семейной школе воцари-
книге «Магия домашнего обуче- лась стабильность.
ния», многие советы подходят и При этом большинство лю-
для дистанционного обучения. дей не следуют за вдохновени-
Некоторые родители носятся ем каждый день. Распорядок учё-
со своими красивыми ежеднев- бы и предсказуемый режим еды и
никами и журналами. Жить без сна помогает вам сохранить рас-
них не могут! И я тоже верила, что судок. Не всё зависит от гипертро-
хорошо составленное расписание фированного любопытства ребён-
— это волшебная палочка для до- ка или от вдохновлённой иници-
стижения успеха в домашнем обу- ативности родителей. Установле-
чении. Я целых три месяца благо- ние привычек привносит в жизнь
получно следовала ежедневному покой и гасит тревогу.
плану занятий с двумя старшими
детьми. И в разгар моей радости Интервальные
по этому поводу 10-летний Ноа тренировки
вдруг заявил: «Ненавижу свою
жизнь». Я была раздавлена и по- Нет никакого магического ко-
няла, что наши с ним представ- личества минут, дней, страниц в
ления об успешной учёбе не сов- В школе нельзя плюхнуться на ди- что вы не соответствуете её чрез- • Как проснёмся — так и рабочей тетради, которое убедит
падают. Тогда я вернулась к глав- ван: вас заставляют сидеть на сту- мерным ожиданиям. проснёмся (после того, как выспа- вас в том, что ваш ребёнок доста-
ным вопросам: «Что такое учёба? льях за партами. Урок начинается Дело в том, что мы не едим лись). точно хорошо учится. Как только
Как мне измерить прогресс в ней? со звонка. Еда по расписанию. За по расписанию. Мы едим по рас- • Завтрак и игры — около по- вы скатитесь до того, что начнёте
Как соотносятся вдохновение и поведением учеников следят, его порядку. Мы покупаем еду, кото- лучаса. Я обычно некоторое вре- измерять успехи своего ребёнка
дисциплина, радость и усидчи- оценивают. рую можно приготовить к любому мя проводила за компьютером и в соответствии с внешними стан-
вый труд?» Что происходит, когда вы пыта- из трёх приёмов пищи так, чтобы слушала радио, прежде чем взять- дартами, вы никогда уже не успо-
Для «домашников» состав- етесь навязать школьную систему можно было подкрепиться, когда ся за основные дела. Дети игра- коитесь, потому что эти стандарты
ление учебного плана — это та- дома? Возникает раздражение. Де- мы голодны. ли с конструктором, пластилином, меняются из года в год и от пред-
бу. Оно воспроизводит школь- ти инстинктивно противятся тому, куклами, занимались творчест- мета к предмету. Вместо этого луч-
ную систему и подрывает природ- чтобы место, которое они любят, Весёлая тётушка вом и рукоделием или же играли ше сосредоточьтесь на росте жиз-
ную способность детей к самообу- превращалось в совсем другое — Леди Вдохновение в видеоигры. ненной энергии, выдержки, спо-
чению. Я горела желанием испы- такое, где на них оказывают дав- • Потом мы собирались в гос- собностей и умений ваших детей.
тать передовой подход и выбро- ление и дают указания. Они также Образованию тоже идёт на тиной для совместного чтения Учиться чему-либо означает
сила расписание. Всем сердцем знают, что навязывание школьно- пользу такая стратегия: следовать вслух: глава из романа, басня применять существующий набор
приняла идею домашнего обуче- го расписания дома — лицемерие. распорядку, но не строгому рас- Эзопа, стихотворение, отрывок из навыков к новым задачам, не те-
ния. Нас распирало от новой энер- Они видят, как вы читаете сообще- писанию. Если вы учите своих де- научно-популярной книги, текст ряя присутствия духа. Некоторые
гии: «Вот способ учиться радостно ние в мессенджере посреди уро- тей дома по расписанию, трудно по истории и пара книг с картин- уроки требуют большей сосредо-
и свободно!» Но только так не по- ка математики. Они видят, как вы дать волю вдохновению. Вдохно- ками для самых маленьких. точенности или сопряжены с ощу-
лучилось. Из нашего воздушного идёте к холодильнику за стаканом вение — это весёлая тётушка, ко- • Затем мы шли к кухонному щением дискомфорта оттого, что
шарика счастливой учёбы вышел сока для малыша, когда по распи- торая приносит в класс банки с столу писать упражнения, дик- мы ещё не слишком хорошо раз-
весь гелий. Я не могла придумать, санию у вас чтение вслух. жидким серпантином. Леди Вдох- танты, заниматься правописани- бираемся в предмете. Вот почему
как каждый день поддерживать И в глубине души вы сами по- новение превращает расписание в ем, фонетикой и развитием ре- для учёбы важны жизненные си-
любопытство детей на первона- нимаете, что от вас не требуется хаос. Она является в виде пригла- чи, грамматикой или логикой — лы и выдержка. Принцип учёбы
чальном уровне, и сами дети тоже жить по установленному вами же шения пренебречь планом — та- наша порция «лингвистических таков: чем новее идея, тем боль-
не могли. Они безцельно бродили расписанию. ков её главный способ передвиже- наук» на день. ших усилий требует её освоение.
по дому. Я впала в ступор: застав- Все это знают! Вы спокойно де- ния. Увы, в гости вдохновение при- • Задействовали в учёбе тело: Если идея знакома или опирается
лять их делать что-либо не хотела, лаете исключения для самих себя, ходит ненадолго. Как только кон- арифметические операции, пред- на изученный материал, а объём
но и видеть их внезапную вялость и это разумно. Вы дома. Дом — это чается жидкий серпантин в банке, логи, домашний адрес, звуки речи. новой информации не слишком
и апатию у меня не было сил. Зна- место, где всё приспособлено под оно удаляется прочь, даже не по- • Делали перерыв (прыгали на большой, ребёнок может пред-
ла, что у истинных приверженцев нужды и желания каждого из про- прощавшись. И что тогда делать? батуте, перекусывали, бегали по принять серьёзную попытку осво-
теории свободного обучения не живающих в нём. Сначала люди, Родители, временно отказав- двору с собакой). ить её, используя то, что уже уме-
бывает таких провалов, но что де- потом расписание. шиеся от школьного расписания, • Занимались математикой ет, и свою волю к познанию.
лать дальше, не понимала. Я поняла, что ради более эф- безпокоятся, что их дети могут на- (игры, рабочие тетради, счётные Один образ очень сильно по-
На протяжении следующих не- фективного домашнего обучения чать отставать. Они спрашивают предметы). мог мне в деле взращивания жиз-
скольких лет испробовала массу я должна отказаться от школь- себя, стоило ли вообще отвлекать- • Обедали. ненной энергии и выдержки в
всевозможных образовательных ной системы с её ограничения- ся на вдохновение и берутся за де- • Работали над проектом (исто- процессе обучения. Поразмысли-
теорий и подходов. И в любой сис- ми и запретами и поставить себе ло с удвоенной силой. Но что, если рия, сочинение, естественные те о том, как организуются спор-
теме присутствовала как волшеб- на службу энергию дома. Я отрек- к образованию подходить так же, науки). тивные тренировки. Я — марафо-
ная сила, так и скука до тех пор, лась от своей верности священно- как к планированию еды? Конечно, • Оставляли себе свободное нец. Когда мы готовимся к мара-
пока однажды не пересмотре- му «школьному расписанию». Ему мы можем составить расписание время или ехали в библиотеку или фону, в разные дни недели бегаем
ла всё. Я перевела свой взгляд с на смену пришёл более щадящий уроков на неделю, но мы с радо- в кино. на разные дистанции, увеличивая
образовательных теорий на нашу «домашний распорядок». стью устремляемся вслед за вдох- Этот распорядок дня можно общую длину маршрута от недели
повседневную жизнь. Иными сло- новением, если оно даёт более было перекроить под себя, если к неделе.
вами, перестала сосредотачивать- Распорядок, ценный опыт обучения. А после то- мы были записаны к стоматологу Типичная неделя выглядит так:
ся на обучении как таковом и за- а не расписание го, как оно покидает нас, мы просто или если звонила подруга и пред- • понедельник — отдых;
нялась своей домашней жизнью. возвращаемся к тому месту про- лагала безплатные билеты в кон- • вторник — бег на 5 км;
Какой родитель будет пихать в граммы, на котором остановились. тактный зоопарк. План работы • среда — бег на 8 км;
Дом, а не школа ребёнка еду, чтобы соблюдать ме- Работает ли это? Могут ли на- на день летел в тартарары ради • четверг — бег на 5 км;
ню? А между тем в домашнем обу- ши дети учиться по распорядку, а корм ления коз. Кормить коз поч- • пятница — отдых;
Родители, мы с вами дома: воз- чении многие родители поступа- не по расписанию? ти всегда намного полезнее для • суббота — бег на 13 км;
вращаясь в это место, мы сбрасы- ют именно так. Учёба по расписа- Распорядок — вещь выносли- учёбы, чем выполнять упражне- • воскресенье — смешанная
ваем обувь, стаскиваем одежду и нию, основанная на количестве вая: он служит нам, когда мы в нём ния в тетради. На следующий день тренировка.
валимся на диван. В долгой разлу- страниц, разбитая по дням неде- нуждаемся, и всегда готов отойти мы возвращались к своему распо- Заметьте: существуют дни от-
ке мы скучаем по дому. Дома мне ли, иногда даже по времени суток, в сторону. Более того, когда Леди рядку — предсказуемому устрой- дыха между самыми длинными
можно быть собой, нет необходи- ведёт к возрастанию тревожно- Вдохновение отправляется в се- ству наших совместных дней. забегами (каждую неделю по суб-
мости изображать кого-то. сти. У меня была подруга, которая мью соседей, мы не спрашиваем Большинство людей согласны ботам дистанция увеличивается
Когда я только занялась до- никогда не брала выходной по по- себя, чем занять пустые часы. Сто- с тем, что питаться надо по рас- на 1,5 км). Воскресенье — день
машним обучением, у меня было недельникам, потому что в её рас- явшая передо мной дилемма сво- порядку. Если пропустили обед, смешанной тренировки, посвя-
сильное искушение превратить писании были запланированы де- бодного обучения была решена. У вы не отстаёте в еде. А как на- щённый разного рода аэробным
свой дом в школу. Однако дом и ла на каждый понедельник в году. меня созрел план, как проводить счёт предметов вроде матема- нагрузкам.
школа соединяются примерно Она ненавидела «отставать». Рас- дни, когда вдохновение иссякает. тики, грамматики, которые учат- Если применить эту модель к
как вода с маслом. В школе вам писание похоже на сердитую, пол- В моей семье распорядок дня ся поэтапно? Разве по ним нельзя домашнему обучению и, напри-
надо отдельное разрешение да- ную осуждения тётушку, которая по большей части выглядел следу- отстать? Не следует ли ими зани- мер, обсудить с ребёнком цели в
же на то, чтобы сходить в туалет! смотрит на вас сверху вниз за то, ющим образом. маться по жёсткому расписанию? изучении математики?