Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22

22  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                                  № 3 (212), март 2022 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»

           Альтернативное детство,                                                                                                 с игрой или деятельностью взро-
                                                                                                                                   слых. Например, мама делает иг-
                                                                                                                                   рушки, шьёт, вяжет или рисует, а
           или Вальдорфская педагогика                                                                                             дети, заинтересовываясь заняти-
                                                                                                                                   ем взрослого и подражая ему, то-
                                                                                                                                   же втягиваются в работу. Это мо-
                                                                                                                                   жет быть подготовка к празднику,
                                                                                                                                   рукоделие, плетение корзин, ри-
                                                                                                                                   сование мелками, выпекание бу-
              Ребёнок, который учится ра-                                                                                          лочек. Детям не задают опреде-
           ботать руками, становится ис-                                                                                           лённой темы и нет никакого дав-
           полнителем.                                                                                                             ления извне. Стимул — только ин-
              Ребёнок, который учится ра-                                                                                          терес ребёнка, его фантазия, вся-
           ботать руками и головой, стано-                                                                                         чески поддерживаемые и разви-
           вится создателем.                                                                                                       ваемые взрослыми.
              Ребёнок, который учится ра-                                                                                             Как же строится вальдорф-
           ботать руками, головой и сер-                                                                                           ский день? Первый «вдох» — это
           дцем, становится творцом.                                                                                               утренний круг, ритмическая иг-
                                                                                                                                   ра-действие, в которой дети вме-
                    алыш, который совсем                                                                                           сте со взрослым проговаривают
                    недавно казался кро-                                                                                           и поют какой-нибудь игровой сю-
                    шечным, теперь уже                                                                                             жет. Такой способ занятий позво-
           Мне держится за мамину                                                                                                  ляет малышам, непоседам и его-
           юбку и даже говорит: «Я сам». Он                                                                                        зам, соединить свои возрастные
           любит по двадцать раз в день рас-                                                                                       особенности с занимательными
           сказывать наизусть стишок «Ми-                                                                                          речевыми упражнениями в виде
           лый котик сел на плотик, моет ро-                                                                                       игры. Дети копируют определён-
           тик и животик». Он подружился с                                                                                         ные движения-жесты воспитате-
           соседским карапузом. У него уже                                                                                         ля, ритмически двигаются. Повто-
           есть любимые сказки и игры. В пе-                                                                                       ряя эти игры каждый день в нена-
           сочнице он подрался из-за синего                                                                                        вязчивой форме, ребята запоми-
           совочка. Он взрослеет.                                                                                                  нают стихи и песни. У них разви-
              Мамочки малышей-ровесни-                                                                                             вается память, а движения день
           ков вовсю обсуждают, в каком дет-                                                                                       ото дня становятся более чёт-
           саду ребёнку будет лучше: в од-                                                                                         кими и скоординированными.
           ном каждый день кормят анана-                                                                                           Каждую неделю малыши узна-
           сами, в другом учат английскому,                                                                                        ют новую  сказку, которую взро-
           в третьем как раз набирает группу                                                         шло время обработки земли, и ма-  слый рассказывает или показы-
           самая добрая в мире воспитатель-                                                          лыши делают свои грядочки и са-  вает в виде театрального мини-
           ница. Куда же податься?                                                                   жают пшеницу, мастерят изделия   представления. Дети, подражая
              В поисках ответа на этот воп-                                                                                        взрослому, не только сами начи-
           рос я набрела на вальдорфскую                                                             из дерева, лозы, шерсти, ткани.   нают рассказывать эти сказки, но
                                                                                                     Так дети переживают настроение
           педагогику, которая не спешит                                                             сезона, и из этого сопережива-  и придумывают новые. Развива-
           нагружать малое дитя иностран-                                                            ния рождается чувство близости   ются и музыкальные способно-
           ными языками и математикой, а                                                             с природой. Завершение каждо-  сти малышей, слух и чувство рит-
           предлагает сначала научить кро-                                                           го сезона, целой эпохи для ребён-  ма, ведь в вальдорфской педаго-
           ху осознавать себя в мире, вос-                                                           ка, всегда отмечают особенным   гике много поют. А пение можно
           питать его яркой, свободной лич-                                                          праздником, который не готовят   сопровождать игрой на флейте,
           ностью.                                                                                   заранее и не репетируют изо дня   ксилофоне, лире или другом на-
              А начинают вальдорфцы с за-                                                            в день. Он как бы рождается сам   родном инструменте. Так, благо-
           боты о трёх человеческих сущ-                                                             собою и становится кульминаци-  даря игре, сказкам и музыке, ре-
           ностях: теле, душе и духе. Иными                                                          ей всех чувств. И самое лучшее   шается одна из главных задач
           словами, педагоги рассматривают                                                           угощение на нём — это пироги,   воспитания маленького человеч-
           ребёнка как целостного, гармо-                                                            выпеченные детскими ручонками   ка — созвучие души и тела.
           ничного человека во всех его про-                                                         из муки, которую они сами смоло-  Пальчиковые и жестовые иг-
           явлениях — интеллектуальных,                                                                                            ры, которыми малыши занимают-
           эмоциональных, духовных, соци-  тается жизненный опыт, потом                                                            ся  ежедневно  (это  тоже  «вдох»),
           альных и физических.          на его основе делаются выводы и                                                           развивают мелкую моторику рук
              Рудольф Штайнер, австриец   строятся теории.                                                                         и речь. Ведь каждый пальчик,
           по происхождению, учёный, ху-    Малыш в этом возрасте —                                                                как и всё человеческое тело, име-
           дожник и философ, основал пер-  единый  орган  чувств,  он открыт                                                       ет своё представительство в коре
           вую вальдорфскую  школу в  1919   окружающему миру, впитывает                                                           больших полушарий мозга, кото-
           году в немецком городе Штутгар-  его, словно губка. Все хорошие и                                                       рые расположены очень близко к
           те. В её основе — глубокое пони-  плохие поступки, радость и гнев,                                                      цент рам речи. Так благодаря инте-
           мание внутреннего мира ребёнка:   мимика и интонации взрослых —                                                         ресным занятиям у малышей раз-
           кто он, как развивается, как откли-  всё это ребёнок воспринимает и,                                                    вивается речь.
           кается на воздействие окружаю-  подражая, обучается.                                                                       За «вдохом» следует «выдох»
           щего  мира. Задача такого  обра-  Малыш постигает мир опыт-                                                             — подвижные игры, координи-
           зования — разностороннее раз-                                                                                           рующие движения и чувство рав-
           витие малыша. Обучение, в кото-  ным, а не рассудочным путём. Ему,                                                      новесия, и игры-ожидания… Что
                                         как существу, наиболее близкому
           рое включены и руки, и голова, и                                                                                        это такое? Представьте: в один
           серд це. Обучение, которое не за-  к естественным законам приро-                                                        тканевой мешочек насыпаем, на-
           гружает детскую память, требуя от   ды, свойственно подражание, то                                                      пример, кофейные зёрна, в дру-
           дошкольника механического за-  есть неосознанное копирование                                                            гой — каштаны, в третий — соль
           поминания стихотворения,  алфа-  поведения. Поэтому в вальдорф-                                                         (вариантов очень  много).  А де-
           вита, порядка чисел. Может быть,   ских детских садах нет деления на   для ребёнка определённый ритм,  ли из пшеницы, которую они сами   тишки по внешнему виду мешоч-
           поэтому вальдорфским педагогам   группы: младшую, среднюю, стар-  дать возможность проживать не-  вырастили!            ков, ощупывая их и запуская ру-
           удаётся сохранить и приумножить   шую. Есть разновозрастная груп-  изменную  последовательность  Ну а самый главный праздник   чонки внутрь, стараются угадать,
           в каждом ребёнке искреннюю лю-  па, в которой дети от 3,5 до 6 лет   событий своей жизни, то он об-  для каждого ребёнка — это, ко-  что же там спрятано. Такие игры
           бовь к учению.                живут как в большой семье. Ма-  ретёт уверенность и спокойствие.  нечно же, его День рождения. Ма-  развивают интуицию, осязание и
              Согласно вальдорфской кон-  ленький ребёнок стремится под-  Ритм недели связан с повторяю-  лыш принимает поздравления,   внимание.
           цепции, развитие ребёнка идёт   ражать старшим, участвовать во   щимися по одним и тем же дням  сидя на троне. А взрослый расска-  Один раз в неделю полезно
           семилетними циклами. И первое   всём, что они делают, и обучаться.   занятиями.           зывает сказочную историю о по-  проводить  занятия различными
           семилетие — самое важное. Оно   А дети постарше подражают вос-  Годовой ритм связан со сме-  явлении  на свет именинника, о   видами искусства. Это и живопись
           является фундаментом для даль-  питателю и закрепляют свои на-  нами времён года — зимой, вес-  появлении не как случайном со-  акварельными красками, и рисо-
           нейшей жизни, в нём закладыва-  выки, помогая малышам.      ной, летом и осенью. Каждый се-  бытии, а как о долгожданном по-  вание цветными восковыми мел-
           ется основа для здоровой, силь-  В вальдорфской педагогике                                                              ками, и лепка из пчелиного воска
           ной воли в чувствах, мыслях, по-  дети живут в ритме дня, недели,   зон приносит с собой особенные  дарке любящим родителям от Ан-  или воскового пластилина. Леп-
           ступках и стремлениях. В ребён-  года. Причём эта ритмичность не   чувства, которые воспитатель пе-  гела-хранителя, который будет со-  ка развивает моторику и чувстви-
           ке формируются самые глубокие  является каким-то надуманным  редаёт детям в игре, хороводе,  провождать ребёнка всю жизнь и   тельность кистей и пальцев.
           пласты и уровни личности. Имен-  педагогическим изобретением, а  стихах, песнях, занятиях рукоде-  помогать ему в самые трудные ми-  Во время рисования или, пра-
           но  поэтому  на  первый  план  вы-  соответствует великой мудрости  лием и живописью. Например,  нуты...                вильнее сказать, «игры с краска-
           ступают не формальные требо-  наших предков: жить в согласии  зимой дети лепят из тёплого вос-  Режим дня в вальдорфской пе-  ми» детям не задают общей темы,
           вания к знаниям, а человеческие  с тем, что нас окружает, что было  ка, который передаёт малышам  дагогике связан с «вдохом» и «вы-  их воображение не привязывает-
           отношения со взрослыми, за ко-  и будет всегда, независимо от нас  чувство защищённости и уют. Ле-  дохом». «Вдох» — это время, ког-  ся к заданному шаблону. Взрос-
           торыми ребёнок следует, а так-  и наших желаний, — явлениями  том ребята рисуют акварельны-  да взрослый занимает внимание  лый лишь побуждает малышей к
           же общее самочувствие малы-   природы, сменой времён года.   ми красками, которые несут с со-  детей: хоровод, сказка, живопись,  творческому фантазированию. И
           ша. Развитие ребёнка начинает-   Ритм является носителем здо-  бой свежесть и прохладу. Весной,  лепка, пальчиковые и жестовые  если рисунки малышей обычно-
           ся с восприятия — увидеть, пе-  ровья, с ритмом связаны все жиз-  когда природа пробуждается, де-  игры.  «Выдох» —  это  свободное  го детсада впоследствии мало чем
           режить, удивиться. Так приобре-  ненные процессы. И если создать  тям рассказывают о том, что при-  время малышей, которое связано  отличаются друг от друга (и ни-
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27