Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО № 3 (212), март 2022 г.
«Родовая Земля»
Альтернативное детство, с игрой или деятельностью взро-
слых. Например, мама делает иг-
рушки, шьёт, вяжет или рисует, а
или Вальдорфская педагогика дети, заинтересовываясь заняти-
ем взрослого и подражая ему, то-
же втягиваются в работу. Это мо-
жет быть подготовка к празднику,
рукоделие, плетение корзин, ри-
сование мелками, выпекание бу-
Ребёнок, который учится ра- лочек. Детям не задают опреде-
ботать руками, становится ис- лённой темы и нет никакого дав-
полнителем. ления извне. Стимул — только ин-
Ребёнок, который учится ра- терес ребёнка, его фантазия, вся-
ботать руками и головой, стано- чески поддерживаемые и разви-
вится создателем. ваемые взрослыми.
Ребёнок, который учится ра- Как же строится вальдорф-
ботать руками, головой и сер- ский день? Первый «вдох» — это
дцем, становится творцом. утренний круг, ритмическая иг-
ра-действие, в которой дети вме-
алыш, который совсем сте со взрослым проговаривают
недавно казался кро- и поют какой-нибудь игровой сю-
шечным, теперь уже жет. Такой способ занятий позво-
Мне держится за мамину ляет малышам, непоседам и его-
юбку и даже говорит: «Я сам». Он зам, соединить свои возрастные
любит по двадцать раз в день рас- особенности с занимательными
сказывать наизусть стишок «Ми- речевыми упражнениями в виде
лый котик сел на плотик, моет ро- игры. Дети копируют определён-
тик и животик». Он подружился с ные движения-жесты воспитате-
соседским карапузом. У него уже ля, ритмически двигаются. Повто-
есть любимые сказки и игры. В пе- ряя эти игры каждый день в нена-
сочнице он подрался из-за синего вязчивой форме, ребята запоми-
совочка. Он взрослеет. нают стихи и песни. У них разви-
Мамочки малышей-ровесни- вается память, а движения день
ков вовсю обсуждают, в каком дет- ото дня становятся более чёт-
саду ребёнку будет лучше: в од- кими и скоординированными.
ном каждый день кормят анана- Каждую неделю малыши узна-
сами, в другом учат английскому, ют новую сказку, которую взро-
в третьем как раз набирает группу шло время обработки земли, и ма- слый рассказывает или показы-
самая добрая в мире воспитатель- лыши делают свои грядочки и са- вает в виде театрального мини-
ница. Куда же податься? жают пшеницу, мастерят изделия представления. Дети, подражая
В поисках ответа на этот воп- взрослому, не только сами начи-
рос я набрела на вальдорфскую из дерева, лозы, шерсти, ткани. нают рассказывать эти сказки, но
Так дети переживают настроение
педагогику, которая не спешит сезона, и из этого сопережива- и придумывают новые. Развива-
нагружать малое дитя иностран- ния рождается чувство близости ются и музыкальные способно-
ными языками и математикой, а с природой. Завершение каждо- сти малышей, слух и чувство рит-
предлагает сначала научить кро- го сезона, целой эпохи для ребён- ма, ведь в вальдорфской педаго-
ху осознавать себя в мире, вос- ка, всегда отмечают особенным гике много поют. А пение можно
питать его яркой, свободной лич- праздником, который не готовят сопровождать игрой на флейте,
ностью. заранее и не репетируют изо дня ксилофоне, лире или другом на-
А начинают вальдорфцы с за- в день. Он как бы рождается сам родном инструменте. Так, благо-
боты о трёх человеческих сущ- собою и становится кульминаци- даря игре, сказкам и музыке, ре-
ностях: теле, душе и духе. Иными ей всех чувств. И самое лучшее шается одна из главных задач
словами, педагоги рассматривают угощение на нём — это пироги, воспитания маленького человеч-
ребёнка как целостного, гармо- выпеченные детскими ручонками ка — созвучие души и тела.
ничного человека во всех его про- из муки, которую они сами смоло- Пальчиковые и жестовые иг-
явлениях — интеллектуальных, ры, которыми малыши занимают-
эмоциональных, духовных, соци- тается жизненный опыт, потом ся ежедневно (это тоже «вдох»),
альных и физических. на его основе делаются выводы и развивают мелкую моторику рук
Рудольф Штайнер, австриец строятся теории. и речь. Ведь каждый пальчик,
по происхождению, учёный, ху- Малыш в этом возрасте — как и всё человеческое тело, име-
дожник и философ, основал пер- единый орган чувств, он открыт ет своё представительство в коре
вую вальдорфскую школу в 1919 окружающему миру, впитывает больших полушарий мозга, кото-
году в немецком городе Штутгар- его, словно губка. Все хорошие и рые расположены очень близко к
те. В её основе — глубокое пони- плохие поступки, радость и гнев, цент рам речи. Так благодаря инте-
мание внутреннего мира ребёнка: мимика и интонации взрослых — ресным занятиям у малышей раз-
кто он, как развивается, как откли- всё это ребёнок воспринимает и, вивается речь.
кается на воздействие окружаю- подражая, обучается. За «вдохом» следует «выдох»
щего мира. Задача такого обра- Малыш постигает мир опыт- — подвижные игры, координи-
зования — разностороннее раз- рующие движения и чувство рав-
витие малыша. Обучение, в кото- ным, а не рассудочным путём. Ему, новесия, и игры-ожидания… Что
как существу, наиболее близкому
рое включены и руки, и голова, и это такое? Представьте: в один
серд це. Обучение, которое не за- к естественным законам приро- тканевой мешочек насыпаем, на-
гружает детскую память, требуя от ды, свойственно подражание, то пример, кофейные зёрна, в дру-
дошкольника механического за- есть неосознанное копирование гой — каштаны, в третий — соль
поминания стихотворения, алфа- поведения. Поэтому в вальдорф- (вариантов очень много). А де-
вита, порядка чисел. Может быть, ских детских садах нет деления на для ребёнка определённый ритм, ли из пшеницы, которую они сами тишки по внешнему виду мешоч-
поэтому вальдорфским педагогам группы: младшую, среднюю, стар- дать возможность проживать не- вырастили! ков, ощупывая их и запуская ру-
удаётся сохранить и приумножить шую. Есть разновозрастная груп- изменную последовательность Ну а самый главный праздник чонки внутрь, стараются угадать,
в каждом ребёнке искреннюю лю- па, в которой дети от 3,5 до 6 лет событий своей жизни, то он об- для каждого ребёнка — это, ко- что же там спрятано. Такие игры
бовь к учению. живут как в большой семье. Ма- ретёт уверенность и спокойствие. нечно же, его День рождения. Ма- развивают интуицию, осязание и
Согласно вальдорфской кон- ленький ребёнок стремится под- Ритм недели связан с повторяю- лыш принимает поздравления, внимание.
цепции, развитие ребёнка идёт ражать старшим, участвовать во щимися по одним и тем же дням сидя на троне. А взрослый расска- Один раз в неделю полезно
семилетними циклами. И первое всём, что они делают, и обучаться. занятиями. зывает сказочную историю о по- проводить занятия различными
семилетие — самое важное. Оно А дети постарше подражают вос- Годовой ритм связан со сме- явлении на свет именинника, о видами искусства. Это и живопись
является фундаментом для даль- питателю и закрепляют свои на- нами времён года — зимой, вес- появлении не как случайном со- акварельными красками, и рисо-
нейшей жизни, в нём закладыва- выки, помогая малышам. ной, летом и осенью. Каждый се- бытии, а как о долгожданном по- вание цветными восковыми мел-
ется основа для здоровой, силь- В вальдорфской педагогике ками, и лепка из пчелиного воска
ной воли в чувствах, мыслях, по- дети живут в ритме дня, недели, зон приносит с собой особенные дарке любящим родителям от Ан- или воскового пластилина. Леп-
ступках и стремлениях. В ребён- года. Причём эта ритмичность не чувства, которые воспитатель пе- гела-хранителя, который будет со- ка развивает моторику и чувстви-
ке формируются самые глубокие является каким-то надуманным редаёт детям в игре, хороводе, провождать ребёнка всю жизнь и тельность кистей и пальцев.
пласты и уровни личности. Имен- педагогическим изобретением, а стихах, песнях, занятиях рукоде- помогать ему в самые трудные ми- Во время рисования или, пра-
но поэтому на первый план вы- соответствует великой мудрости лием и живописью. Например, нуты... вильнее сказать, «игры с краска-
ступают не формальные требо- наших предков: жить в согласии зимой дети лепят из тёплого вос- Режим дня в вальдорфской пе- ми» детям не задают общей темы,
вания к знаниям, а человеческие с тем, что нас окружает, что было ка, который передаёт малышам дагогике связан с «вдохом» и «вы- их воображение не привязывает-
отношения со взрослыми, за ко- и будет всегда, независимо от нас чувство защищённости и уют. Ле- дохом». «Вдох» — это время, ког- ся к заданному шаблону. Взрос-
торыми ребёнок следует, а так- и наших желаний, — явлениями том ребята рисуют акварельны- да взрослый занимает внимание лый лишь побуждает малышей к
же общее самочувствие малы- природы, сменой времён года. ми красками, которые несут с со- детей: хоровод, сказка, живопись, творческому фантазированию. И
ша. Развитие ребёнка начинает- Ритм является носителем здо- бой свежесть и прохладу. Весной, лепка, пальчиковые и жестовые если рисунки малышей обычно-
ся с восприятия — увидеть, пе- ровья, с ритмом связаны все жиз- когда природа пробуждается, де- игры. «Выдох» — это свободное го детсада впоследствии мало чем
режить, удивиться. Так приобре- ненные процессы. И если создать тям рассказывают о том, что при- время малышей, которое связано отличаются друг от друга (и ни-