Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
«Родовая Земля» КЛЮЧИ ЗНАНИЯ • 23
№ 9 (218), сентябрь 2022 г.
Самарский опыт советской школы в наши дни слово «надо»
Надо ли нам
ам знакомы жалобы, что
одители-участники наше- ребёнок не выполняет ин-
го семейного класса выбра- струкции, ему сложно
ли для обучения своих детей Вучиться, реализовывать
в начальной школе совет- дисциплинарные моменты. Не хо-
Рские учебники 40–50-х годов чет идти спать, не хочет идти до-
прошлого века, переизданные пе- мой, бросает начатое, отвлекает-
дагогическим коллективом. ся... Доходит до того, что все рыча-
Надо отдать должное: работа ги воздействия и наказания пере-
по переработке учебников ведёт- стают действовать.
ся на общественных началах, с Когда с ребёнком появляется
привлечением специалистов-доб- рядом взрослый, который форму-
ровольцев со всей нашей стра- лирует задачу, контролирует, вы-
ны: учителей, методистов, худож- являет ошибки и корректирует
ников, редакторов, верстальщи- их, получается, что это не сам ре-
ков и других. Это огромный труд, бёнок делает. Всегда есть что-то
направленный на возрождение внешнее, что организует его, ста-
классического отечественного об- вит и формулирует мотивы, цели и
разования в нашей стране. осуществляет контроль.
Ведётся также работа по вклю-
Золотой вопрос для родителя:
чению учебников в федеральный «Как сделать внешнее — внутрен-
перечень, рекомендованных к
использованию для реализации ним?!»
программ общего образования. Как помочь ребёнку приобре-
Почему за основу взяты именно сти способность к внутренней мо-
учебники этих годов? Первые ста- тивации, к формулированию внут-
бильные советские учебники по- ренней программы деятельности,
явились к концу 30-х годов, а уже самоконтролю.
в середине 50-х их стали менять За эти функции в организме
в сторону повышения строгости отвечает лобная кора. От её ак-
и наукообразия. Это сказалось тивности и тонуса зависят три
на наглядности материала и, как важнейших функции деятельнос-
следствие, ухудшило возможно- ти: цель, программа и контроль.
сти его усвоения учениками. Учеб- Лобная кора зреет под действи-
ники же 40–50-х годов выстрое- ем различных социальных и пси-
ны по канонам классического об- хологических факторов. Что это
разования и давно показали свою за факторы? Какие условия нуж-
надёжность. Что же изменяют в ны ребёнку для успешного фор-
учебниках и как их адаптируют? мирования функций самоконт-
В них устраняются анахронизмы, роля?
элементы идеологии, добавляют- В какой-то момент дошколь-
ся комментарии и вопросы к тек- ного детства внешний контроль,
стам, описывающим дореволюци- кам тех годов и собственным нара- внимание формированию трудо- нительно по 10–15 предложений функция всеорганизующего взро-
онную и советскую Россию, мате- боткам нашей учительницы. Также вой культуры детей, умению гото- текста. Это помогает нарабаты- слого должны быть переданы ре-
риал под формальные требования хочу отметить, что благодаря её от- вить себе рабочее место и соблю- вать словарный запас, формирует бёнку. Поэтому на начальном эта-
ФГОС, чтобы их можно было офи- личным организаторским способ- дать порядок, отвечать за свои по- зрительную память. пе должен быть взрослый, кото-
циально использовать в школе. ностям мы успешно применили ступки. Дети очень дружны, ув- Литературное чтение у нас рый внешне регламентирует де-
При замене текстов опира- опыт двухкомплектных школ со- лечены учёбой и порой даже по- разбито на два блока. Первый — ятельность ребёнка. Создаёт ре-
лись на другие пособия и сборни- ветского времени, когда один учи- сле уроков играют в «свою» шко- по учебнику «Родная речь» (авто- жим дня, обязанности, нормы по-
ки этих же авторов, а также на за- тель занимается одновременно с лу. Могу отметить, что всегда есть ры Е. Е. Соловьёва, Л. А. Карпин- ведения. При отсутствии внеш-
мену текстов по календарному и двумя классами. На каждом уроке момент конкуренции при подго- ская, Н. Н. Щепетова), методика него формулирования цели, про-
тематическому принципу с учётом детям предлагается самостоятель- товке домашнего задания, когда преподавания в котором основа- граммы и контроля, неоткуда
психофизиологических особен- ная работа, благодаря этому выра- ребята подтягивают свои знания и на на принципах, разработанных взяться внутреннему. Как отсут-
ностей детей. Хочется подчерк- батывается самодисциплина. Ра- умения до определённой планки. К. Д. Ушинским. Второе — вне- ствие внешнего контроля, так и
нуть единую концептуальную це- бота учителя заключается в объ- Учительница всегда даёт помимо классное чтение дополнительной чрезмерный контроль, когда ро-
лостность линейки учебников. Это яснении нового материала, закре- основных часть заданий «по жела- литературы к пятницам с неболь- дитель чрезмерно опекает —
единая методическая база отбо- плении полученных знаний и на- нию». И чаще всего их делают все шим сочинением о прочитанном. опасные ситуации.
ра содержания и подхода к адап- выков и проверке усвоения. Под- ученики. Скорость чтения некоторых уче- Итак, важнейшее условие фор-
тации: «связь времён», «опора на робно о планировании таких за- Уже сейчас дети самостоятель- ников сейчас уже 75–77 слов в ми- мирования внутренней мотива-
классику», «опора на реальность», нятий можно прочитать в «Мето- но пишут небольшие сочинения нуту. Это чтение осознанное, с пе- ции — готовность родителя ре-
«принцип наглядности», «прин- дике преподавания арифметики в как на заданную, так и на свобод- ресказом прочитанного. Также мы гламентировать жизнь ребёнка,
цип единства». начальной школе» под редакцией ную тему, описывают свои эмоции проводим занятия по «Окружаю- мягко и постепенно передавая
Примеры. В учебнике «Родная Александра Спиридоновича Пчел- после прочтения рассказов по щему миру» без привязки к учеб- ему эти функции.
речь», в разделе, приуроченному ко, Учпедгиз, 1949 год (глава 6). внеклассному чтению. Для этого у нику, с опытами и наблюдениями В дошкольном детстве есть
к празднику 23 февраля, объяс- В нашей группе среди родите- нас есть творческие тетради, кото- за природой. И делаем разнооб- важный момент, когда должна
няется преемственность Красной, лей есть чёткое понимание и осоз- рыми дети обмениваются и могут, разные творческие работы из бу- произойти передача внешнего к
Советской и Российской армий. нание того, что именно учебники например, дописать, продолжить маги и пластилина. В нашем учеб- внутреннему контролю. И он свя-
Во всех учебниках используются сталинской эпохи благодаря тру- рассказ товарища. Занятия начи- нике «Родная речь» много текстов зан с основным видом деятель-
произведения великих классиков ду великих педагогов совместили наются с каллиграфической раз- о природе и информации об окру- ности ребёнка — игрой. В данном
и лучшие образцы фольклора, от- в себе всё лучшее, что позволило минки, подготовки руки к письму. жающем мире: как сидеть за пар- вопросе важны сюжетно-ролевые
сутствуют сомнительные тексты, дать прекрасное образование и Затем класс занимается арифме- той, как чистить зубы, о школе, го- игры: в «магазин», в «парикмахер-
которыми так «богаты» современ- воспитание людям, которые ста- тикой: все вместе проверяют до- роде, саде, о семье. скую», в «школу» и т.д. Именно в
ные учебники. Материал учебни- ли нашими родителями, которы- машнее задание, практикуют уст- Многие родители задают мне сюжетно-ролевой игре ребёнок
ков учитывает реальные, а не за- ми мы гордимся по сей день. Я са- ный счёт (придумывают и решают вопрос: есть ли у нас оценки? овладевает этой способностью к
вышенные возрастные возмож- ма ребёнок «перестройки», эпохи задачи, разбирают новую тему, де- Оценка у нас в классе одна — это волевой регуляции. Задача взро-
ности детей, с учётом их индиви- перемен. Училась в сложные 90-е лают самостоятельную работу). В пятёрка. И её надо заслужить: при- слого — организовать эту игру
дуальных особенностей. Содер- годы, когда очень многое, как и настоящий момент дети в 1 классе ложить усилия и выполнить пра-
жание материала приближено к сейчас, зависело от позиции ро- по арифметике изучают уже умно- вильно домашние задания, напи- или условия для неё.
Может ли компьютерная игра
опыту ребёнка и основывается на дителей в вопросах образования жение на 7, 8, 9 и плавно подходят сать сочинение, подготовить свой
его взаимодействии с реальным и воспитания. Я очень благодар- к освоению деления. рассказ на интересную тему и т.д. заменить сюжетно-ролевую? К со-
миром, от простого к более слож- на моим родителям, их жизнен- При этом все предыдущие зна- Занятия в нашей группе про- жалению, нет. Даже в самой слож-
ному. На уроках чтения рассказы- ному кредо, методам воспитания, ния усвоены крепко, что провере- водятся три раза в неделю, по ной игре, где ребёнок конструиру-
вается об окружающем ребёнка которыми дышала страна в совет- но самостоятельными работами. 3–3,5 часа. ет реальность, всё равно высокая
мире и о маленьких чудесах во- скую эпоху и которые они проне- То есть дети готовы к проработ- Наша учительница проводит доля предзаданности. То есть иг-
круг него. По возможности, учени- сли через всю свою жизнь и нау- ке новых тем без спешки, с пред- занятия с дошкольниками (2 года рающий не является в полной ме-
ки сначала сами наблюдают явле- чили меня любить своё Отечест- варительной тщательной подго- и 1 год до школы). Также пригла- ре творцом ситуации. Он вынуж-
ние, а потом читают его описание. во, знать свою историю, чтить па- товкой, закреплением изученного шаем учеников 1 и 2 классов теку- ден выбирать из предложенных
Таким образом, авторы опираются мять героев, понимать, как и чему материала, повторением, после- щего года. реакций.
на дидактику Константина Дмит- учить своего ребёнка. довательным движением от про- Все родители приняли реше- Родители, помните: до шко-
риевича Ушинского: на взаимос- В нашей семейной инициати- стого к более сложному. На уро- ние аттестоваться ежегодно за лы важно научиться не читать, пи-
вязь предметов между собой, вос- ве большое внимание уделяется ках русского языка активно ра- класс, мы подали коллективную сать и т.д., а играть, играть, ещё
питательную направленность обу- вопросам воспитания, поведения, ботаем со словарными словами. заявку в ЦПСО «Альфа». раз играть, проживая в игре раз-
чения, взаимосвязь разных эта- уважения к семье, старшим, учите- Дома составляем и записываем с ные сюжеты и создавая собствен-
пов и стадий. лю, взаимовыручке, любви к при- ними предложения. Пишем мно- Оксана АЛЕКСЕЕВА ный мир.
Планирование уроков прово- роде и умению наблюдать за ней, го. Помимо упражнений по учеб- г. Самара
дится по оригинальным методич- коллективной работе. Уделяется нику, дома переписываем допол- http://rvs.su По материалам levania.by