Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

«Родовая Земля»                                                                                               КЛЮЧИ ЗНАНИЯ             •  23
           № 9 (218), сентябрь 2022 г.

           Самарский опыт советской школы в наши дни                                                                                 слово «надо»
                                                                                                                                      Надо ли нам




                                                                                                                                         ам знакомы жалобы, что
                одители-участники  наше-                                                                                                 ребёнок не выполняет ин-
                го семейного класса выбра-                                                                                               струкции,  ему  сложно
                ли для обучения своих детей                                                                                        Вучиться,       реализовывать
                в начальной школе совет-                                                                                           дисциплинарные моменты. Не хо-
           Рские учебники 40–50-х годов                                                                                            чет идти спать, не хочет идти до-
           прошлого века, переизданные пе-                                                                                         мой, бросает начатое, отвлекает-
           дагогическим коллективом.                                                                                               ся... Доходит до того, что все рыча-
              Надо отдать должное: работа                                                                                          ги воздействия и наказания пере-
           по переработке учебников ведёт-                                                                                         стают действовать.
           ся на общественных началах, с                                                                                              Когда с ребёнком появляется
           привлечением специалистов-доб-                                                                                          рядом взрослый, который форму-
           ровольцев со  всей нашей  стра-                                                                                         лирует задачу, контролирует, вы-
           ны: учителей, методистов, худож-                                                                                        являет ошибки и корректирует
           ников, редакторов, верстальщи-                                                                                          их, получается, что это не сам ре-
           ков и других. Это огромный труд,                                                                                        бёнок делает. Всегда есть что-то
           направленный на возрождение                                                                                             внешнее, что организует его, ста-
           классического отечественного об-                                                                                        вит и формулирует мотивы, цели и
           разования в нашей стране.                                                                                               осуществляет контроль.
              Ведётся также работа по вклю-
                                                                                                                                      Золотой вопрос для родителя:
           чению учебников в федеральный                                                                                           «Как сделать внешнее — внутрен-
           перечень, рекомендованных к
           использованию  для реализации                                                                                           ним?!»
           программ общего образования.                                                                                               Как помочь ребёнку приобре-
           Почему за основу взяты именно                                                                                           сти способность к внутренней мо-
           учебники этих годов? Первые ста-                                                                                        тивации, к формулированию внут-
           бильные советские учебники по-                                                                                          ренней программы деятельности,
           явились к концу 30-х годов, а уже                                                                                       самоконтролю.
           в середине 50-х их стали менять                                                                                            За  эти  функции  в  организме
           в сторону повышения строгости                                                                                           отвечает лобная кора. От её ак-
           и наукообразия. Это сказалось                                                                                           тивности и тонуса зависят три
           на наглядности материала и, как                                                                                         важнейших функции деятельнос-
           следствие, ухудшило возможно-                                                                                           ти: цель, программа и контроль.
           сти его усвоения учениками. Учеб-                                                                                       Лобная кора зреет под действи-
           ники же 40–50-х годов выстрое-                                                                                          ем различных социальных и пси-
           ны по канонам классического об-                                                                                         хологических факторов. Что это
           разования и давно показали свою                                                                                         за факторы? Какие условия нуж-
           надёжность. Что же изменяют в                                                                                           ны ребёнку для успешного фор-
           учебниках и как их адаптируют?                                                                                          мирования функций самоконт-
           В них устраняются анахронизмы,                                                                                          роля?
           элементы идеологии, добавляют-                                                                                             В какой-то момент дошколь-
           ся комментарии и вопросы к тек-                                                                                         ного детства внешний контроль,
           стам, описывающим дореволюци-  кам тех годов и собственным нара-  внимание формированию трудо-  нительно по 10–15 предложений  функция всеорганизующего взро-
           онную и советскую Россию, мате-  боткам нашей учительницы. Также  вой культуры детей, умению гото-  текста. Это помогает нарабаты-  слого должны быть переданы ре-
           риал под формальные требования  хочу отметить, что благодаря её от-  вить себе рабочее место и соблю-  вать словарный запас, формирует  бёнку. Поэтому на начальном эта-
           ФГОС, чтобы их можно было офи-  личным организаторским способ-  дать порядок, отвечать за свои по-  зрительную память.  пе должен быть взрослый, кото-
           циально использовать в школе.  ностям мы успешно применили  ступки. Дети очень дружны, ув-   Литературное чтение у нас  рый внешне регламентирует де-
              При замене текстов опира-  опыт двухкомплектных школ со-  лечены учёбой и порой даже по-  разбито на два блока. Первый —  ятельность ребёнка. Создаёт ре-
           лись на другие пособия и сборни-  ветского времени, когда один учи-  сле уроков играют в «свою» шко-  по учебнику «Родная речь» (авто-  жим дня, обязанности, нормы по-
           ки этих же авторов, а также на за-  тель занимается одновременно с  лу. Могу отметить, что всегда есть  ры Е. Е. Соловьёва, Л. А. Карпин-  ведения. При отсутствии внеш-
           мену текстов по календарному и  двумя классами. На каждом уроке  момент конкуренции при подго-  ская,  Н. Н.  Щепетова),  методика  него формулирования цели, про-
           тематическому принципу с учётом  детям предлагается самостоятель-  товке домашнего задания, когда  преподавания в котором основа-  граммы и контроля, неоткуда
           психофизиологических  особен-  ная работа, благодаря этому выра-  ребята подтягивают свои знания и  на на принципах, разработанных  взяться внутреннему. Как отсут-
           ностей детей. Хочется подчерк-  батывается самодисциплина. Ра-  умения до определённой планки.  К. Д. Ушинским. Второе — вне-  ствие внешнего контроля, так и
           нуть единую концептуальную це-  бота учителя заключается  в объ-  Учительница всегда даёт помимо  классное чтение дополнительной  чрезмерный контроль, когда ро-
           лостность линейки учебников. Это  яснении нового материала, закре-  основных часть заданий «по жела-  литературы к пятницам с неболь-  дитель чрезмерно опекает —
           единая методическая база отбо-  плении полученных знаний и на-  нию». И чаще всего их делают все  шим сочинением о прочитанном.  опасные ситуации.
           ра содержания и подхода к адап-  выков и проверке усвоения. Под-  ученики.                Скорость чтения некоторых уче-   Итак, важнейшее условие фор-
           тации: «связь времён», «опора на  робно о планировании таких за-  Уже сейчас дети самостоятель-  ников сейчас уже 75–77 слов в ми-  мирования внутренней мотива-
           классику», «опора на реальность»,  нятий можно прочитать в «Мето-  но пишут небольшие сочинения  нуту. Это чтение осознанное, с пе-  ции —  готовность  родителя  ре-
           «принцип наглядности», «прин-  дике преподавания арифметики в  как на заданную, так и на свобод-  ресказом прочитанного. Также мы  гламентировать жизнь ребёнка,
           цип единства».                начальной школе» под редакцией  ную тему, описывают свои эмоции  проводим занятия по «Окружаю-  мягко и постепенно передавая
              Примеры. В учебнике «Родная  Александра Спиридоновича Пчел-  после прочтения рассказов по   щему миру» без привязки к учеб-  ему эти функции.
           речь», в разделе, приуроченному  ко, Учпедгиз, 1949 год (глава 6).  внеклассному чтению. Для этого у   нику, с опытами и наблюдениями   В дошкольном детстве есть
           к празднику  23 февраля, объяс-  В нашей группе среди родите-  нас есть творческие тетради, кото-  за природой. И делаем разнооб-  важный момент, когда должна
           няется преемственность Красной,  лей есть чёткое понимание и осоз-  рыми дети обмениваются и могут,   разные творческие работы из бу-  произойти передача внешнего к
           Советской и Российской армий.  нание того, что именно учебники  например, дописать, продолжить   маги и пластилина. В нашем учеб-  внутреннему контролю. И он свя-
           Во всех учебниках используются  сталинской эпохи благодаря тру-  рассказ товарища. Занятия начи-  нике «Родная речь» много текстов  зан с основным видом деятель-
           произведения великих классиков  ду великих педагогов совместили  наются с каллиграфической раз-  о природе и информации об окру-  ности ребёнка — игрой. В данном
           и лучшие образцы фольклора, от-  в себе всё лучшее, что позволило  минки, подготовки руки к письму.   жающем мире: как сидеть за пар-  вопросе важны сюжетно-ролевые
           сутствуют сомнительные тексты,  дать прекрасное образование и  Затем класс занимается арифме-  той, как чистить зубы, о школе, го-  игры: в «магазин», в «парикмахер-
           которыми так «богаты» современ-  воспитание людям, которые ста-  тикой:  все вместе проверяют до-  роде, саде, о семье.  скую», в «школу» и т.д. Именно в
           ные учебники. Материал учебни-  ли нашими родителями, которы-  машнее задание, практикуют уст-  Многие родители задают мне  сюжетно-ролевой  игре ребёнок
           ков учитывает реальные, а не за-  ми мы гордимся по сей день. Я са-  ный счёт (придумывают и решают   вопрос: есть ли у нас оценки?  овладевает этой способностью к
           вышенные возрастные возмож-   ма ребёнок «перестройки», эпохи  задачи, разбирают новую тему, де-  Оценка у нас в классе одна — это  волевой регуляции. Задача взро-
           ности детей, с учётом их индиви-  перемен. Училась в сложные  90-е  лают самостоятельную работу). В   пятёрка. И её надо заслужить: при-  слого  —  организовать  эту игру
           дуальных особенностей. Содер-  годы, когда очень многое, как и  настоящий момент дети в 1 классе   ложить  усилия и  выполнить пра-
           жание материала приближено к  сейчас, зависело от позиции ро-  по арифметике изучают уже умно-  вильно домашние задания, напи-  или условия для неё.
                                                                                                                                      Может ли компьютерная игра
           опыту ребёнка и основывается на  дителей в вопросах образования  жение на 7, 8, 9 и плавно подходят   сать сочинение, подготовить свой
           его взаимодействии с реальным  и воспитания. Я очень благодар-  к освоению деления.       рассказ на интересную тему и т.д.  заменить сюжетно-ролевую? К со-
           миром, от простого к более слож-  на моим родителям, их жизнен-  При этом все предыдущие зна-  Занятия в нашей группе про-  жалению, нет. Даже в самой слож-
           ному. На уроках чтения рассказы-  ному кредо, методам воспитания,  ния усвоены крепко, что провере-  водятся три раза в неделю, по   ной игре, где ребёнок конструиру-
           вается об окружающем ребёнка  которыми дышала страна в совет-  но самостоятельными работами.   3–3,5 часа.              ет реальность, всё равно высокая
           мире и о маленьких чудесах во-  скую эпоху и которые они проне-  То есть дети готовы к проработ-  Наша учительница проводит   доля  предзаданности. То  есть иг-
           круг него. По возможности, учени-  сли через всю свою жизнь и нау-  ке новых тем без спешки, с пред-  занятия с дошкольниками (2 года   рающий не является в полной ме-
           ки сначала сами наблюдают явле-  чили меня любить своё Отечест-  варительной тщательной подго-  и 1 год до школы). Также пригла-  ре  творцом ситуации. Он вынуж-
           ние, а потом читают его описание.  во, знать свою историю, чтить па-  товкой, закреплением изученного   шаем учеников 1 и 2 классов теку-  ден выбирать из предложенных
           Таким образом, авторы опираются  мять героев, понимать, как и чему  материала, повторением, после-  щего года.          реакций.
           на дидактику Константина Дмит-  учить своего ребёнка.       довательным движением от про-    Все родители приняли реше-    Родители, помните: до шко-
           риевича Ушинского: на взаимос-   В нашей семейной инициати-  стого к более сложному. На уро-  ние аттестоваться ежегодно за   лы важно научиться не читать, пи-
           вязь предметов между собой, вос-  ве большое внимание уделяется  ках русского языка активно ра-  класс, мы подали коллективную   сать и т.д., а играть, играть, ещё
           питательную направленность обу-  вопросам воспитания, поведения,  ботаем со словарными словами.   заявку в ЦПСО «Альфа».  раз играть, проживая в игре раз-
           чения, взаимосвязь разных эта-  уважения к семье, старшим, учите-  Дома составляем и записываем с                       ные сюжеты и создавая собствен-
           пов и стадий.                 лю, взаимовыручке, любви к при-  ними предложения. Пишем мно-            Оксана АЛЕКСЕЕВА  ный мир.
              Планирование уроков прово-  роде и умению наблюдать за ней,  го. Помимо упражнений по учеб-                 г. Самара
           дится по оригинальным методич-  коллективной  работе. Уделяется  нику, дома переписываем допол-              http://rvs.su     По материалам levania.by
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28