Page 21 - Газета "Родовая Земля"
P. 21

«             »                                                                          ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                       •  21
             9 (218),          2022  .

                                                                                                                                   сем спокойно стала относиться к
                                                                                                                                   школе («отличников» наша семья
                                                                                                                                   так и не рождает, колокольчиком
                                                                                                                                   на плече у выпускника никто не
                                                                                                                                   тряс, да и на банальных утренни-
              — Ты сделала уроки?        Убедившись, что всё более-менее  го брата. Возможно, потому что он  предметам, и «вылезать» это стало   ках  мои  дети  всегда стоят в чет-
              — Да.                      в порядке, забыла про учёбу до её  довольно много времени уделял  к концу учебного года. Сейчас ста-  вёртом ряду, так чего уж тут че-
              — Точно?                   окончания школы. То есть, конеч-  ей  в детстве.  «Я взрастил  её!»  —  раюсь балансировать на границе   рез себя перепрыгивать — сама-
              — Точно.                   но, я всем интересовалась, помо-  гордо говорит он периодически.  между «это твоя ответственность,   то я знаю, что они у меня гениаль-
              — И обществознание?        гала по запросу, ходила на роди-  Она тоже увлекается баскетболом,  делай сама, я тебе доверяю» и «да-  ные и талантливые), а может, по-
              — Ой, про обществознание за-  тельские собрания и даже была в   так же рассеянна, и её так же ин-  вай всё-таки разберёмся, почему у   тому что мне некогда — и рабо-
           была.                         родительском комитете один год.   тересует очень многое — но толь-  тебя снова «три» по контрольной   ты стало больше, и детей, и свои
              — И английский?            Но уроки у неё я больше никогда   ко не то, что задано по программе.  по математике, открывай-ка до-  потребности стали для меня важ-
              — А нам не задали.         не проверяла.                 Прибавим к этому, что у неё уже  машку».                    нее, — но я явственно ощущаю,
              — Как не задали? Вот вижу в   Помню, как меня раздражало,   — в силу принадлежности к «дру-  Поскольку средняя переплю-  что младшая снова вполне спо-
           электронном дневнике задание.  когда я звонила подруге и она, бы-  гому поколению», которое увле-  нула в безалаберности даже сво-  собна делать уроки сама. Да, не с
                                                                                                                                   середины первого класса, но с его
              — Ой, извини, я не знала.  стро проговорив новости, броса-
              — А математику покажи-ка!  ла мне: «Всё, извини, мне с Серё-  чено гаджетами и хуже умеет кон-  его старшего брата, я уже почти  конца я уроки у неё не проверяю.
           Тут же ничего не дописано! На вто-  жей надо уроки делать». «Серёжа   центрироваться — гораздо мень-  совсем точно сделала вывод, что  И сейчас, в начале второго — то-
                                                                                                                                   же нет. Посмотрим, как сложится
           рой задаче силы, что ли, кончи-  в 6-м классе, — думала я. — Какой   ше тяга к чтению. Да и уровень IQ  «то поколение» (мои старшие де-  на этот раз.
           лись?                         ужас! Кого она вырастит, что за ин-  у брата, откровенно говоря, не-  ти родились в 90-х) несравнимо   Какой итог, спросите вы?
              — Я просто не поняла, как тут  фантилизм!»               сколько выше. Я искренне хотела  самостоятельнее поколения ны-  Основное правило — правил нет.
           решать...                        Следующим по счёту школьни-  с ней пойти «по плану» старшей  нешних школьников, рождённых   И то, что подходит для детей про-
              Знакомо? Почему мы дела-   ком у меня был мальчик — пре-  сестры — опыт, что «так можно»,  в 2000-х. Что, кстати, хором под-  двинутого психолога, может не
           ем уроки с детьми? Мы прочита-  красный умный наш сын, прочи-                                                           подходить вам. Бывают дети с осо-
           ли десяток статей о том, что так не  тывающий  в начале  учебного го-                                                   бенностями и даже не подтвер-
           надо. Что нужно прививать им от-  да весь учебник, «потому что ин-                                                      ждённые диагнозом, а просто. Бы-
           ветственность, а пока мы прове-  тересно», и далее особо к нему                                                         вают дети, которым не хватает об-
           ряем уроки, это недостижимо. «Не  не возвращающийся. Сын, кото-                                                         щения с мамой, и они таким обра-
           сделал уроки? Пусть получит свою  рый еженедельно забывал в шко-                                                        зом это компенсируют. Бывают де-
           честную двойку, это его выбор»,  ле то телефон, то тетрадь, то смен-                                                    ти, плотно витающие в облаках...
           — авторитетно пишут психологи  ку, то физкультурную форму, то                                                           Так почему бы не напоминать им
           в своих блогах. Я киваю, читая, —  что-то ещё. Сын, к учёбе которого                                                    иногда спускаться на землю и фо-
           какие молодцы! Правильно! И це-  с пятого класса у учителей возник-                                                     кусироваться на определённых
           лую неделю не проверяю уроки.  ли большие вопросы. Как-то, уже                                                          вещах (например, для меня, взро-
           Обнаруживаю позже две двойки в  классе в седьмом, ему даже поста-                                                       слой тёти, такую функцию испол-
           журнале, две в тетради и замеча-  вили «н/а» в четверти по общест-                                                      няет заботливый муж). И бывают
           ние в дневнике от «русички».  вознанию, учительница вызвала                                                             дети, которые — при всём види-
              Установка «не делайте уро-  меня в школу. Первые  минут 15                                                           мом «пофигизме» по отношению к
           ки с детьми» действительно пра-  мне рассказывали, какой умный,                                                         оценкам — на самом деле сильно
           вильная и, что важно, изобретён-  начитанный  и  с  широким  круго-                                                     из-за них переживают.
           ная не сегодня. В советское вре-  зором у меня ребёнок. «Тогда по-                                                         Не секрет, что те времена,
           мя это просто никому в голову не  чему не аттестован?» — резонно                                                        когда дразнили «ботаником», а
           приходило. Со мной уроки, к при-  удивилась я. И мне ещё 15 минут                                                       двоеч ники считались крутыми
           меру, не делали. Не делали и с се-  объясняли, что знания надо сис-                                                     парнями, остались позади. Сей-
           строй. Наши занятые родители во-  тематизировать, рабочие тетра-                                                        час  дети,  которые учатся  хоро-
           обще не вникали в учебный про-  ди заполнять, на уроках слушать и                                                       шо, пользуются большим уваже-
           цесс. «Мама, почему ты не спра-  домашние задания хоть иногда го-                                                       нием в классе, а те, кто не выле-
           шиваешь, что я получила?» — «Ну,  товить.                                                                               зает из «трояков» и «пар», — не-
           хорошо, что ты получила, Аня?» —   В общем, как вы уже поняли,                                                          гласно считаются неудачниками.
           «Пятёрку по математике и четвёр-  всю среднюю школу я контроли-                                                         Если они, конечно, не придумали
           ку по истории» — «Молодец, я же  ровала домашки сына, сидела с                                                          себе какого-то мощного альтер-
           знаю, что у тебя всё хорошо». Вот и  ним над математикой, напоми-  теперь был подкреплён многочи-  тверждают старые учителя: «Дети   нативного кредо.
           весь разговор.                нала, проверяла... Сына подруги                                                              В общем, когда вашему ребён-
              Более того, я и со своей стар-  Серёжу теперь вспоминала с по-  сленными статьями по популяр-  сейчас совсем другие. Вот, помню,   ку трудно и плохо, помогайте ему
           шей дочкой не делала уроки. По-  каянным чувством.          ной возрастной психологии о том,  мы раньше вообще таблицу умно-  с уроками, да. Только не зацикли-
           сле первого полугодия перво-     В ту пору я сделала вывод, что   что «так надо». Мы даже проводи-  жения не учили, просто дети как-  вайтесь на этом, умоляю! Если ва-
           го класса сообщила ей, что она  «у мальчиков всегда так, а девоч-  ли с ней эксперименты: одну чет-  то сами постепенно её запомина-  ше участие в его школьных делах
           уже большая, к школе привыкла,  ки другие». И искренне верила в   верть я проверяла уроки, вторую  ли. Сейчас же задаёшь на лето по-  будет сильно разбавлено вашей
           и  я больше  не  буду  проверять  у  него, пока в школу не пошла моя   — нет. Результаты, на самом деле,  сле первого класса, но и даже в  же насыщенной профессиональ-
           неё задания и то, как она сложи-  средняя дочь.             были примерно одинаковыми, но  шестом её знают плохо». Но я сно-  ной и личной жизнью, всем от это-
           ла портфель. После этого неделю   Наша средняя дочь и внешне,  в конце третьей четверти обнару-  ва ошиблась: в школу пошла моя  го будет только лучше.
           тихонько, пока она спала, всё-таки  и по интересам, и по «замашкам»  жилось, что у ребёнка выпали це-  младшая дочь...
           проверяла и задания, и портфель.  очень похожа на своего старше-  лые пласты знаний по некоторым   Возможно, потому что я сов-           Анна ЕРШОВА


           Надо уметь воспитывать                                                                    шок и размахивал им перед лицом  себя  положить под микроскоп. А

                                                                                                                                   как поступить немедленно после
                                                                                                     сына в течение нескольких минут.
                                                                                                        Через месяц профессор под-
                                                                                                                                   грубости, нельзя решить вообще,
                                                                                                     нял белый флаг и просил принять  это случай сугубо индивидуаль-
                                                                                                     сына в трудовую колонию. По его  ный. Надо знать, что вы за человек
              В самом деле: все хотят хоро-  Пожалуй, они чаще других гре-  его мнению, он реагировал на гру-  словам, Федю испортили разные  и как вы вели себя в семье. Может
           шо воспитывать своих детей, но  шат наивной верой в педагогиче-  бость  сына блестяще. Федя тоже   товарищи:            быть, вы сами были грубы с вашей
           секрет не всем известен. Кто-то им  ский «секрет».          остался доволен. Но трюковый     — Вы знаете, какие бывают де-  женой в присутствии сына. Впро-
           обладает, кто-то пользуется, а вы   Я знал одного такого профес-  план не был доведён до конца:   ти?                   чем, если вы оскорбляли вашу же-
           во тьме ходите, вам никто не отк-  сора  педагогики.  Он к  своему  тишь и гладь получились, но бо-  Некоторые родители, узнав об  ну, когда сына не было дома, — то-
           рыл тайны. В таком случае взоры  единственному сыну всегда под-  жья благодать выпала.    этой истории, обязательно спро-  же достойно внимания.
           всех обращаются к педагогиче-  ходил с книгами в руках и с глубо-  Профессор ожидал, что через   сят:                      Нет, фокусы в семейном вос-
           ским техникумам и вузам.      кими психологическими анализа-  три-четыре дня Федя бросится   — Хорошо! Ну а всё-таки как  питании должны быть решитель-
              Товарищи родители!         ми. Как и многие педагоги, он ве-  к нему на шею и скажет: «Отец! Я   же нужно поступать, если сын за  но отброшены. Рост и  воспита-
              Между нами: среди нашей пе-  рил, что в природе должен суще-  был неправ, не лишай меня семей-  обедом нагрубил матери?  ние детей — это большое, серьёз-
           дагогической братии процент се-  ствовать этакий педагогический  ного очага!»                Товарищи! Этак, пожалуй, вы   ное и страшно ответственное де-
           мейных бракоделов нисколько  трюк, после которого все должны   Но  случилось  не  так,  вернее,  меня спросите: как нужно посту-  ло, и это дело, конечно, трудное.
           не меньше, чем у вас. И наоборот,  пребывать в полном благостном  не совсем так. Феде очень понра-  пить, если утерян кошелек с день-  Отделаться здесь лёгким трюком
           прекрасные дети вырастают часто  удовлетворении: и воспитатель, и  вилось посещение ресторанов и  гами? Подумайте хорошенько, и   нельзя. Если вы родили ребёнка,
           у таких родителей, которые ни-  ребёнок, и принципы, — тишь да  кафе. Его смущала только незна-  вы сразу найдёте ответ: купите се-  это значит: на много лет вперёд
           когда не видели ни парадного, ни  гладь и божья благодать!  чительность ассигнованной сум-  бе новый кошелёк, заработайте   вы отдали ему всё напряжение ва-
           чёрного входа в педагогическую   Сын за обедом нагрубил ма-  мы. Он внёс в дело некоторые по-  новые деньги и положите их в ко-  шей мысли, всё ваше внимание и
           науку.                        тери. Профессор недолго думал и  правки: порылся в семейном оча-  шелёк.                  всю вашу волю. Вы должны быть
              А педагогическая наука очень  решил воодушевлённо:       ге и проявил инициативу. Утром в   Если сын оскорбляет мать, ни-  не только отцом и шефом ваших
           мало занимается вопросами се-    — Ты, Федя, оскорбил мать,  шкафу не оказалось профессор-  какой фокус не поможет. Это зна-  детей, вы должны быть ещё и ор-
           мейного воспитания. Поэтому да-  следовательно, ты не дорожишь  ских брюк, а вечером сын пришёл  чит, что вы очень плохо воспиты-  ганизатором вашей собственной
           же самые учёные педагоги хотя и  семейным нашим очагом, ты не-  домой пьяный.             вали вашего сына, давно воспи-  жизни, ибо вне вашей деятельнос-
           хорошо знают, что от чего проис-  достоин находиться за нашим сто-  Растроганным голосом он изъ-  тывали плохо, долго. Всю воспи-  ти как гражданина, вне вашего са-
           ходит, но в воспитании собствен-  лом. Пожалуйста, с завтрашне-  яснялся в любви к папе и маме, но  тательную работу нужно начинать   мочувствия как личности не мо-
           ных  детей стараются больше  по-  го дня я даю тебе ежедневно пять  о возвращении к семейному столу  сначала, нужно многое в вашей   жет существовать и воспитатель.
           лагаться на здравый смысл и жи-  руб лей — обедай, где хочешь.  вопроса не подымал.       семье пересмотреть, о многом                А. С. МАКАРЕНКО
           тейскую мудрость.                Профессор был доволен. По     Профессор снял с себя реме-  подумать и прежде всего самого        «Книга для родителей»
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26