Page 21 - Газета "Родовая Земля"
P. 21
« » ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО • 21
9 (218), 2022 .
сем спокойно стала относиться к
школе («отличников» наша семья
так и не рождает, колокольчиком
на плече у выпускника никто не
тряс, да и на банальных утренни-
— Ты сделала уроки? Убедившись, что всё более-менее го брата. Возможно, потому что он предметам, и «вылезать» это стало ках мои дети всегда стоят в чет-
— Да. в порядке, забыла про учёбу до её довольно много времени уделял к концу учебного года. Сейчас ста- вёртом ряду, так чего уж тут че-
— Точно? окончания школы. То есть, конеч- ей в детстве. «Я взрастил её!» — раюсь балансировать на границе рез себя перепрыгивать — сама-
— Точно. но, я всем интересовалась, помо- гордо говорит он периодически. между «это твоя ответственность, то я знаю, что они у меня гениаль-
— И обществознание? гала по запросу, ходила на роди- Она тоже увлекается баскетболом, делай сама, я тебе доверяю» и «да- ные и талантливые), а может, по-
— Ой, про обществознание за- тельские собрания и даже была в так же рассеянна, и её так же ин- вай всё-таки разберёмся, почему у тому что мне некогда — и рабо-
была. родительском комитете один год. тересует очень многое — но толь- тебя снова «три» по контрольной ты стало больше, и детей, и свои
— И английский? Но уроки у неё я больше никогда ко не то, что задано по программе. по математике, открывай-ка до- потребности стали для меня важ-
— А нам не задали. не проверяла. Прибавим к этому, что у неё уже машку». нее, — но я явственно ощущаю,
— Как не задали? Вот вижу в Помню, как меня раздражало, — в силу принадлежности к «дру- Поскольку средняя переплю- что младшая снова вполне спо-
электронном дневнике задание. когда я звонила подруге и она, бы- гому поколению», которое увле- нула в безалаберности даже сво- собна делать уроки сама. Да, не с
середины первого класса, но с его
— Ой, извини, я не знала. стро проговорив новости, броса-
— А математику покажи-ка! ла мне: «Всё, извини, мне с Серё- чено гаджетами и хуже умеет кон- его старшего брата, я уже почти конца я уроки у неё не проверяю.
Тут же ничего не дописано! На вто- жей надо уроки делать». «Серёжа центрироваться — гораздо мень- совсем точно сделала вывод, что И сейчас, в начале второго — то-
же нет. Посмотрим, как сложится
рой задаче силы, что ли, кончи- в 6-м классе, — думала я. — Какой ше тяга к чтению. Да и уровень IQ «то поколение» (мои старшие де- на этот раз.
лись? ужас! Кого она вырастит, что за ин- у брата, откровенно говоря, не- ти родились в 90-х) несравнимо Какой итог, спросите вы?
— Я просто не поняла, как тут фантилизм!» сколько выше. Я искренне хотела самостоятельнее поколения ны- Основное правило — правил нет.
решать... Следующим по счёту школьни- с ней пойти «по плану» старшей нешних школьников, рождённых И то, что подходит для детей про-
Знакомо? Почему мы дела- ком у меня был мальчик — пре- сестры — опыт, что «так можно», в 2000-х. Что, кстати, хором под- двинутого психолога, может не
ем уроки с детьми? Мы прочита- красный умный наш сын, прочи- подходить вам. Бывают дети с осо-
ли десяток статей о том, что так не тывающий в начале учебного го- бенностями и даже не подтвер-
надо. Что нужно прививать им от- да весь учебник, «потому что ин- ждённые диагнозом, а просто. Бы-
ветственность, а пока мы прове- тересно», и далее особо к нему вают дети, которым не хватает об-
ряем уроки, это недостижимо. «Не не возвращающийся. Сын, кото- щения с мамой, и они таким обра-
сделал уроки? Пусть получит свою рый еженедельно забывал в шко- зом это компенсируют. Бывают де-
честную двойку, это его выбор», ле то телефон, то тетрадь, то смен- ти, плотно витающие в облаках...
— авторитетно пишут психологи ку, то физкультурную форму, то Так почему бы не напоминать им
в своих блогах. Я киваю, читая, — что-то ещё. Сын, к учёбе которого иногда спускаться на землю и фо-
какие молодцы! Правильно! И це- с пятого класса у учителей возник- кусироваться на определённых
лую неделю не проверяю уроки. ли большие вопросы. Как-то, уже вещах (например, для меня, взро-
Обнаруживаю позже две двойки в классе в седьмом, ему даже поста- слой тёти, такую функцию испол-
журнале, две в тетради и замеча- вили «н/а» в четверти по общест- няет заботливый муж). И бывают
ние в дневнике от «русички». вознанию, учительница вызвала дети, которые — при всём види-
Установка «не делайте уро- меня в школу. Первые минут 15 мом «пофигизме» по отношению к
ки с детьми» действительно пра- мне рассказывали, какой умный, оценкам — на самом деле сильно
вильная и, что важно, изобретён- начитанный и с широким круго- из-за них переживают.
ная не сегодня. В советское вре- зором у меня ребёнок. «Тогда по- Не секрет, что те времена,
мя это просто никому в голову не чему не аттестован?» — резонно когда дразнили «ботаником», а
приходило. Со мной уроки, к при- удивилась я. И мне ещё 15 минут двоеч ники считались крутыми
меру, не делали. Не делали и с се- объясняли, что знания надо сис- парнями, остались позади. Сей-
строй. Наши занятые родители во- тематизировать, рабочие тетра- час дети, которые учатся хоро-
обще не вникали в учебный про- ди заполнять, на уроках слушать и шо, пользуются большим уваже-
цесс. «Мама, почему ты не спра- домашние задания хоть иногда го- нием в классе, а те, кто не выле-
шиваешь, что я получила?» — «Ну, товить. зает из «трояков» и «пар», — не-
хорошо, что ты получила, Аня?» — В общем, как вы уже поняли, гласно считаются неудачниками.
«Пятёрку по математике и четвёр- всю среднюю школу я контроли- Если они, конечно, не придумали
ку по истории» — «Молодец, я же ровала домашки сына, сидела с себе какого-то мощного альтер-
знаю, что у тебя всё хорошо». Вот и ним над математикой, напоми- теперь был подкреплён многочи- тверждают старые учителя: «Дети нативного кредо.
весь разговор. нала, проверяла... Сына подруги В общем, когда вашему ребён-
Более того, я и со своей стар- Серёжу теперь вспоминала с по- сленными статьями по популяр- сейчас совсем другие. Вот, помню, ку трудно и плохо, помогайте ему
шей дочкой не делала уроки. По- каянным чувством. ной возрастной психологии о том, мы раньше вообще таблицу умно- с уроками, да. Только не зацикли-
сле первого полугодия перво- В ту пору я сделала вывод, что что «так надо». Мы даже проводи- жения не учили, просто дети как- вайтесь на этом, умоляю! Если ва-
го класса сообщила ей, что она «у мальчиков всегда так, а девоч- ли с ней эксперименты: одну чет- то сами постепенно её запомина- ше участие в его школьных делах
уже большая, к школе привыкла, ки другие». И искренне верила в верть я проверяла уроки, вторую ли. Сейчас же задаёшь на лето по- будет сильно разбавлено вашей
и я больше не буду проверять у него, пока в школу не пошла моя — нет. Результаты, на самом деле, сле первого класса, но и даже в же насыщенной профессиональ-
неё задания и то, как она сложи- средняя дочь. были примерно одинаковыми, но шестом её знают плохо». Но я сно- ной и личной жизнью, всем от это-
ла портфель. После этого неделю Наша средняя дочь и внешне, в конце третьей четверти обнару- ва ошиблась: в школу пошла моя го будет только лучше.
тихонько, пока она спала, всё-таки и по интересам, и по «замашкам» жилось, что у ребёнка выпали це- младшая дочь...
проверяла и задания, и портфель. очень похожа на своего старше- лые пласты знаний по некоторым Возможно, потому что я сов- Анна ЕРШОВА
Надо уметь воспитывать шок и размахивал им перед лицом себя положить под микроскоп. А
как поступить немедленно после
сына в течение нескольких минут.
Через месяц профессор под-
грубости, нельзя решить вообще,
нял белый флаг и просил принять это случай сугубо индивидуаль-
сына в трудовую колонию. По его ный. Надо знать, что вы за человек
В самом деле: все хотят хоро- Пожалуй, они чаще других гре- его мнению, он реагировал на гру- словам, Федю испортили разные и как вы вели себя в семье. Может
шо воспитывать своих детей, но шат наивной верой в педагогиче- бость сына блестяще. Федя тоже товарищи: быть, вы сами были грубы с вашей
секрет не всем известен. Кто-то им ский «секрет». остался доволен. Но трюковый — Вы знаете, какие бывают де- женой в присутствии сына. Впро-
обладает, кто-то пользуется, а вы Я знал одного такого профес- план не был доведён до конца: ти? чем, если вы оскорбляли вашу же-
во тьме ходите, вам никто не отк- сора педагогики. Он к своему тишь и гладь получились, но бо- Некоторые родители, узнав об ну, когда сына не было дома, — то-
рыл тайны. В таком случае взоры единственному сыну всегда под- жья благодать выпала. этой истории, обязательно спро- же достойно внимания.
всех обращаются к педагогиче- ходил с книгами в руках и с глубо- Профессор ожидал, что через сят: Нет, фокусы в семейном вос-
ским техникумам и вузам. кими психологическими анализа- три-четыре дня Федя бросится — Хорошо! Ну а всё-таки как питании должны быть решитель-
Товарищи родители! ми. Как и многие педагоги, он ве- к нему на шею и скажет: «Отец! Я же нужно поступать, если сын за но отброшены. Рост и воспита-
Между нами: среди нашей пе- рил, что в природе должен суще- был неправ, не лишай меня семей- обедом нагрубил матери? ние детей — это большое, серьёз-
дагогической братии процент се- ствовать этакий педагогический ного очага!» Товарищи! Этак, пожалуй, вы ное и страшно ответственное де-
мейных бракоделов нисколько трюк, после которого все должны Но случилось не так, вернее, меня спросите: как нужно посту- ло, и это дело, конечно, трудное.
не меньше, чем у вас. И наоборот, пребывать в полном благостном не совсем так. Феде очень понра- пить, если утерян кошелек с день- Отделаться здесь лёгким трюком
прекрасные дети вырастают часто удовлетворении: и воспитатель, и вилось посещение ресторанов и гами? Подумайте хорошенько, и нельзя. Если вы родили ребёнка,
у таких родителей, которые ни- ребёнок, и принципы, — тишь да кафе. Его смущала только незна- вы сразу найдёте ответ: купите се- это значит: на много лет вперёд
когда не видели ни парадного, ни гладь и божья благодать! чительность ассигнованной сум- бе новый кошелёк, заработайте вы отдали ему всё напряжение ва-
чёрного входа в педагогическую Сын за обедом нагрубил ма- мы. Он внёс в дело некоторые по- новые деньги и положите их в ко- шей мысли, всё ваше внимание и
науку. тери. Профессор недолго думал и правки: порылся в семейном оча- шелёк. всю вашу волю. Вы должны быть
А педагогическая наука очень решил воодушевлённо: ге и проявил инициативу. Утром в Если сын оскорбляет мать, ни- не только отцом и шефом ваших
мало занимается вопросами се- — Ты, Федя, оскорбил мать, шкафу не оказалось профессор- какой фокус не поможет. Это зна- детей, вы должны быть ещё и ор-
мейного воспитания. Поэтому да- следовательно, ты не дорожишь ских брюк, а вечером сын пришёл чит, что вы очень плохо воспиты- ганизатором вашей собственной
же самые учёные педагоги хотя и семейным нашим очагом, ты не- домой пьяный. вали вашего сына, давно воспи- жизни, ибо вне вашей деятельнос-
хорошо знают, что от чего проис- достоин находиться за нашим сто- Растроганным голосом он изъ- тывали плохо, долго. Всю воспи- ти как гражданина, вне вашего са-
ходит, но в воспитании собствен- лом. Пожалуйста, с завтрашне- яснялся в любви к папе и маме, но тательную работу нужно начинать мочувствия как личности не мо-
ных детей стараются больше по- го дня я даю тебе ежедневно пять о возвращении к семейному столу сначала, нужно многое в вашей жет существовать и воспитатель.
лагаться на здравый смысл и жи- руб лей — обедай, где хочешь. вопроса не подымал. семье пересмотреть, о многом А. С. МАКАРЕНКО
тейскую мудрость. Профессор был доволен. По Профессор снял с себя реме- подумать и прежде всего самого «Книга для родителей»