Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22

22  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                                № 2 (235), февраль 2024 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


                                                                       тивны  и имеют  смысл  исключи-  меньше, чем жизнь, и её надо вы-  тит, и ставить сумму траншей в за-
                                                                       тельно в том случае, если сами ро-  вести за рамки ваших отношений  висимость от его успеваемости и
                                                                       дители психологически благопо-  с ребёнком.                 поведения.
                                                                       лучны или хотя бы стабильны.     • Школа должна научить не     • Не надо за детей проживать
                                                                          • Есть родители, которые хотят  столько математике и литературе,  их жизнь, решать, что им делать и
                                                                       вырастить ответственных, само-  сколько самой жизни. От школы  что нет, решать за них их пробле-
                                                                       стоятельных, успешных детей.  важно получить не столько теоре-  мы, давить на них своими амбици-
                                                                          И бывают родители, цель ко-  тические знания, сколько практи-  ями, ожиданиями, указаниями. Вы
                                                                       торых — тотальный контроль над  ческие навыки: умение общать-  же постареете. Как они сами жить-
                                                                       ребёнком, а уж каким он там вы-  ся, строить отношения, отвечать  то будут?
                                                                       растет не так и важно — главное,  за себя — свои слова и поступки,   • Во всём мире учиться в уни-
                                                                       чтобы не срывался с поводка.  решать свои проблемы, договари-  верситеты идут только самые ум-
                                                                          •  БУДУЧИ   НЕСЧАСТНЫМИ    ваться, распоряжаться своим вре-  ные и самые богатые. Остальные
                                                                       людьми, вы никак не сможете так  менем... Именно эти навыки по-  идут работать, искать себя и зара-
                                                                       выстроить отношения с ребёнком,  могают уверенно чувствовать се-  батывать на высшее образование.
                                                                       чтобы  он  был  счастлив.  А  если  бя во взрослой жизни и зарабаты-  А у нас что?
                                                                       счастливы родители, то специаль-  вать себе на жизнь.          • ЕСЛИ РЕБЁНКА ПОСТОЯННО
                                                                       но и делать ничего не надо.      • ЧРЕЗМЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ  ОПЕКАЮТ,  он  не  знает,  что  такое
                                                                          • Многие считают, что у них, ро-  ребёнка из-за плохих оценок —  нести ответственность за свои по-
                                                                                                                                   ступки, остаётся инфантильным
              • У ребёнка обязательно долж-                                                                                        и падким на любую возможность
           но быть личное свободное время,                                                                                         нарушить запрет.
           когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до   Важно любить ребёнка!                                                                 • Я против постоянного при-
           4 часов в день. Тревожные амби-                                                                                         стального контроля. Ребёнок дол-
           циозные родители детей заорга-                                                                                          жен быть уверен, что в семье его
           низовывают. Кружки, секции, язы-                                                                                        любят, уважают, с ним считаются
           ки... И получают неврозы и всё, что                                                                                     и ему ДОВЕРЯЮТ. Вот в этом слу-
           к ним прилагается.            учебниками, лучше попробовать  дителей, всё нормально, а пробле-  это только зеркало реакции взро-  чае он не свяжется с «плохой ком-
              •  Повторяю:  делать  уроки  с                                                                                       панией» и избежит многих соблаз-
           ребёнком не надо. Собирать с   определить эту  причину и  рабо-  мы только у их детей. И удивляют-  слых. Если родители спокойно ре-  нов, перед которыми не могут
                                                                                                     агируют  на двойку или  неудачи
           ним  портфель не надо.  Спраши-  тать над её устранением.   ся, когда в одной семье выраста-                            устоять сверстники с напряжён-
           вать: «Как там, в школе?» не надо.   • Если ваш ребёнок не в со-  ют два совершенно разных ребён-  в спорте, ещё на какие-то сбои,   ной ситуацией в семье.
           Вы и отношения портите, и ре-  стоянии делать уроки сам, у этого  ка: один уверенный в себе, успеш-  если родители улыбаются, гово-  • Когда я работал в школе, то в
           зультат только отрицательный.   всегда есть причина. Лень тут не  ный, отличник боевой и полити-  рят: «Мой хороший, не расстраи-  День знаний говорил, что учиться
           Вам что, с ним больше погово-  при чём. Такой категории как лень  ческой, а другой — закомплексо-  вайся», то и ребёнок спокоен, ста-  надо хотя бы потому, что за работу
           рить не о чем?                в психологии вообще не существу-  ванный неудачник, вечно ноющий  билен, обязательно выравнивает-  головой платят во много раз боль-
              • Российские родители ори-  ет. Лень всегда раскладывается на  или агрессивный. А ведь это зна-  ся в учёбе и находит дело, где у не-  ше, чем за физический труд. И что
           ентированы на оценки. Это ещё   отсутствие мотивации и воли.  чит, что дети по-разному ощуща-  го всё получается.       выучившись, вы сможете работать
           с советских времён. Например, в   • Как часто из-за тревоги по  ли себя в семье, и кому-то из них   • Если в начальной школе ваш   и получать деньги за то, что сами
           моём классе учились два чеха и   поводу оценок буквально рушатся  не хватило внимания. Кто-то был  ребёнок не справляется с про-  любите делать.
           один поляк. После одной серьёз-  семьи, крушатся отношения, ро-  более чувствительным и больше  граммой (тут говорят, уже репе-  •  БАРДАК  В  КОМНАТЕ  ПОД-
           ной контрольной на собрании все   дители и дети оказываются разъ-  нуждался в любви, а родители это-  титора наняли в первом классе),   РОСТКА соответствует его вну-
           НАШИ родители спрашивали про   единены, иногда навсегда.    го не заметили.               если вам приходится подолгу си-  треннему состоянию. Так внеш-
           оценки, и только чехи и поляки   Психика у подростков и без то-  • Следить за тем, чтобы ребё-  деть с ребёнком над уроками —   не выражается хаос в его душев-
           спрашивали что-то вроде: «Как он   го обострена, а месяцы подготов-  нок был одет, обут и накормлен —  проблема не в ребёнке, а в шко-  ном  мире.  Хорошо  ещё,  если  он
           себя чувствовал? Он волновался?»   ки к ГИА и ЕГЭ становятся по-на-  это забота, а не воспитание. К со-  ле. Гимназии, лицее. Эти заведе-  моется... Требовать «навести по-
           И это правильно.              стоящему чёрными временами  жалению, многие родители увере-  ния работают исключительно на   рядок» можно только, если вещи
              • В отношениях со  школой и   для семьи: всех преследуют не-  ны, что заботы достаточно.  амбициях родителей и заботятся   ребёнка валяются за пределами
           педагогами вы должны быть на   врозы и депрессии, они провоци-  • КАК ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ с ребён-  не о детях, а о собственном пре-  его комнаты.
           стороне своего ребёнка. Берегите   руют истерики, болезни,  чуть ли  ком в его детстве, так он будет об-  стиже и стоимости своих услуг.   • ВОСПИТЫВАТЬ — НЕ ЗНАЧИТ
           детей. Не бойтесь плохих оценок.   не суициды.              ращаться с вами в вашей старо-  Сложнее — не значит лучше! Ре-  ОБЪЯСНЯТЬ, как надо жить. Это не
           Бойтесь довести до отвращения к   Как избежать всего этого кош-  сти.                     бёнок не должен переутомлять-  работает. Дети развиваются толь-
           школе и учёбе вообще.         мара или хотя бы минимизиро-     • Когда у вас рождается ребё-  ся, пытаться догнать программу,   ко по аналогии. Что можно, а что
              • Трудно сказать, у кого больше   вать последствия?      нок, вы считаете это чудом, вы  составленную педагогами, кото-  нельзя, как надо и как лучше не
           психологических проблем — у от-  Я думаю, сосредоточиться на  счастливы, что стали родителя-  рым непрерывно требуется по-  поступать дети понимают не из
           личника или у двоечника.      любви и вечных ценностях.     ми, делаете всё, чтобы ребёнку  мощь родителей, репетиторов,   слов родителей, а исключитель-
              Отличники, которые берут      Подумать о том, что довольно  было хорошо, радуетесь обще-  интернета и т.д. В первом классе   но из их поступков. Проще говоря,
           усердием и «высиживают» свои   скоро, когда все оценки и экзаме-  нию с ним, восхищаетесь каждой  на подготовку домашнего зада-  если отец говорит, что пить вред-
           пятёрки — тревожные дети с по-  ны сотрутся из памяти, будет важ-  мелочью... Но вот ему исполняет-  ния должно уходить от 15 до 45   но,  а  сам не  просыхает,  то  суще-
           ниженной самооценкой.         но только одно — не утратили ли  ся 6 или 7 лет, и между вами и ре-  минут. Иначе вы все долго не вы-  ствует много шансов, что сын ста-
              • Среди причин, по которым   вы близость, доверие, понимание,  бёнком встаёт школа. Будто в дом  держите.            нет алкоголиком. Это самый яркий
           ребёнок не делает уроки сам, мо-  дружбу со своим ребёнком...  приходит военком и выдёргива-  • НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ МОЖ-   пример, но более тонкие вещи де-
           жет быть что угодно: повышенное   Ведь можно получить пятёр-  ет дитя из семьи. Хотя, что, собст-  НО и иногда даже необходимо. Но   ти улавливают и перенимают не
           внутричерепное давление, гипер-  ку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «по-  венно, происходит такого страш-  нужно чётко разделять ребёнка и   менее чутко.
           тонус, психологические  пробле-  ступить сына в институт», но уже  ного? Ну, надо ему ходить в шко-  его поступок. Например, вы зара-  • Говорить с детьми  надо о
           мы, СДВГ (синдром дефицита вни-  не восстановить отношений.  лу, получать знания по мере сил,  нее договорились, что до вашего   жизни вообще, а не о том, как НА-
           мания и гиперактивность). И вме-  • Лекции о воспитании детей,  общаться, взрослеть. Зачем же  прихода с работы он сделает уро-  ДО жить. Если же родитель мо-
           сто того, чтобы тратить свои ве-  советы психологов и педагогов по  позволять этому естественному  ки, поест и уберёт за собой. И вот   жет говорить с ребёнком только
           чера на совместное сидение над   поводу отношений в семье эффек-  процессу разобщать вас? Школа  вы приходите домой и видите кар-  о проблемах — у него проблема.
                                                                                                     тину: кастрюля с супом стоит не-  • Если ребёнок пытается ма-
                                                                                                     тронутая, учебники явно не от-  нипулировать взрослыми — у
              Меняем поведение, а не ребёнка                                                         крывались, на ковре бумажки ка-  него просто невроз. И надо ис-
                                                                                                     кие-то валяются, а дитя сидит но-
                                                                                                     сом в планшете.               кать его  причину. Здоровые  лю-
                Мы не ставим задачи изменить ребёнка. Мы  нув дверью, уйдёт в свою комнату, а вы остане-  Главное в этот момент — не   ди не манипулируют, они решают
              не знаем, каким он задуман, в чём смысл его жиз-  тесь плакать или злиться на грязной кухне. Прав-  превращаться в фурию, не орать   свои проблемы, действуя прямо-
              ни и как ему в будущем помогут или помешают те  да, её чистота уже не имеет значения, ужинать вы   про то, что «у всех дети как дети» и   линейно.
              или иные качества. Не надо брать на себя функ-  всё равно не сможете — кусок в горло не полезет.  про то, какой он безсовестный му-  • В разговоре с ребёнком (и не
              ции Создателя. Всё проще: он делает что-то, что   Будьте скромнее. Ваша задача — добиться,   читель, безответственный урод и   только) не критикуйте его, не тро-
              отравляет нам жизнь. И вот эту проблему мы бу-  чтобы всё было убрано прямо сейчас. Потому что   что из него вырастет ноль без па-  гайте его личность, не выходите за
              дем решать.                               вы хотите есть и имеете на это право. А про его   лочки.                   рамки анализа его поступков. Го-
                                                                                                                                   ворите не о нём, а о себе. Не «ты
                Если ребёнок шумит, когда кто-то из близких  безсовестность и тем более про будущую жену по-  Без малейшей агрессии вы
              неважно себя чувствует и прилёг отдохнуть, не на-  размышляете после ужина, если очень захочется.  подходите к ребёнку. Улыбаясь,   — плохой», а «я думаю, ты плохо
              до думать о том, какой он нечуткий, и срочно на-  Конечно, мы имеем право надеяться и верить,   обнимаете его и говорите: «Я те-  поступил». Используйте форму-
                                                                                                                                   лировки: «Мне не нравится, когда
              чинать воспитывать в нём чуткость (обычно это   что правильное поведение сформирует в конеч-  бя очень люблю, но планшета ты
              делается с помощью крика или злобного шипения   ном итоге правильный характер, а тот, согласно   больше не получишь». Можно ещё   ты...», «Мне нравится, когда ты...»,
                                                                                                                                   «Мне бы хотелось, чтобы...».
              в адрес нарушителя покоя). Ваша задача — до-  поговорке,  правильную  судьбу.  Но  только  над-  выдать  телефон  «Nokia»  — типа   Поменьше критики, побольше
              биться тишины. Не изменений в ребёнке, а изме-  еяться, а не пытаться формировать ребёнка по   фонарик. Безо всякого интернета.
              нений в его поведении.                    своей мерке. Практика показывает, что самые хо-  А орать, оскорблять, обижать-  конструктива и позитива.
                                                                                                                                      • Ребёнок должен ощущать,
                Если вы пришли с работы и обнаружили, что   рошие и благополучные дети вырастают у роди-  ся и не разговаривать — вот это-
              ужинать вам негде (стол завален объедками) и не   телей, которые просто живут с ними, общаются,   го не надо. Ребёнок наказан отъё-  что родители — это добрые, но
              из чего (ни одной чистой тарелки), не надо делать   любят их, уважают, отстаивают свои собственные   мом гаджетов.   сильные люди, которые могут его
                                                                                                                                   защитить, могут ему в чём-то от-
              далеко идущие выводы о том, что вырос у вас без-  права и интересы и не очень-то занимаются непо-  • КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ долж-  казать, но всегда действуют в его
              совестный ребёнок, который совсем о вас не дума-  средственно воспитанием.             ны быть у ребёнка уже с 6 лет. Не   интересах и главное — очень его
              ет, и о том, как тяжело придётся с ним его будущей                                     крупные, но регулярно выдавае-  любят.
              жене. Потому что стоит вам начать думать в этом                                        мые  суммы,  которыми  он  распо-
              направлении, вечер сложится очень предсказу-                  Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ     ряжается сам. И очень важно, что-
              емым образом. Сначала будет скандал с потоком        Отрывок из книги «Как ты себя ведёшь,    бы деньги не стали инструментом   Михаил ЛАБКОВСКИЙ,
              упрёков и огрызаний в ответ, а потом дитя, хлоп-  или 10 шагов по изменению трудного поведения»  для манипуляции. Не надо контр-  психолог, писатель
                                                                                                     олировать, на что ребёнок их тра-        https://vk.com/kh_med
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27