Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО № 2 (235), февраль 2024 г.
«Родовая Земля»
тивны и имеют смысл исключи- меньше, чем жизнь, и её надо вы- тит, и ставить сумму траншей в за-
тельно в том случае, если сами ро- вести за рамки ваших отношений висимость от его успеваемости и
дители психологически благопо- с ребёнком. поведения.
лучны или хотя бы стабильны. • Школа должна научить не • Не надо за детей проживать
• Есть родители, которые хотят столько математике и литературе, их жизнь, решать, что им делать и
вырастить ответственных, само- сколько самой жизни. От школы что нет, решать за них их пробле-
стоятельных, успешных детей. важно получить не столько теоре- мы, давить на них своими амбици-
И бывают родители, цель ко- тические знания, сколько практи- ями, ожиданиями, указаниями. Вы
торых — тотальный контроль над ческие навыки: умение общать- же постареете. Как они сами жить-
ребёнком, а уж каким он там вы- ся, строить отношения, отвечать то будут?
растет не так и важно — главное, за себя — свои слова и поступки, • Во всём мире учиться в уни-
чтобы не срывался с поводка. решать свои проблемы, договари- верситеты идут только самые ум-
• БУДУЧИ НЕСЧАСТНЫМИ ваться, распоряжаться своим вре- ные и самые богатые. Остальные
людьми, вы никак не сможете так менем... Именно эти навыки по- идут работать, искать себя и зара-
выстроить отношения с ребёнком, могают уверенно чувствовать се- батывать на высшее образование.
чтобы он был счастлив. А если бя во взрослой жизни и зарабаты- А у нас что?
счастливы родители, то специаль- вать себе на жизнь. • ЕСЛИ РЕБЁНКА ПОСТОЯННО
но и делать ничего не надо. • ЧРЕЗМЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОПЕКАЮТ, он не знает, что такое
• Многие считают, что у них, ро- ребёнка из-за плохих оценок — нести ответственность за свои по-
ступки, остаётся инфантильным
• У ребёнка обязательно долж- и падким на любую возможность
но быть личное свободное время, нарушить запрет.
когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до Важно любить ребёнка! • Я против постоянного при-
4 часов в день. Тревожные амби- стального контроля. Ребёнок дол-
циозные родители детей заорга- жен быть уверен, что в семье его
низовывают. Кружки, секции, язы- любят, уважают, с ним считаются
ки... И получают неврозы и всё, что и ему ДОВЕРЯЮТ. Вот в этом слу-
к ним прилагается. учебниками, лучше попробовать дителей, всё нормально, а пробле- это только зеркало реакции взро- чае он не свяжется с «плохой ком-
• Повторяю: делать уроки с панией» и избежит многих соблаз-
ребёнком не надо. Собирать с определить эту причину и рабо- мы только у их детей. И удивляют- слых. Если родители спокойно ре- нов, перед которыми не могут
агируют на двойку или неудачи
ним портфель не надо. Спраши- тать над её устранением. ся, когда в одной семье выраста- устоять сверстники с напряжён-
вать: «Как там, в школе?» не надо. • Если ваш ребёнок не в со- ют два совершенно разных ребён- в спорте, ещё на какие-то сбои, ной ситуацией в семье.
Вы и отношения портите, и ре- стоянии делать уроки сам, у этого ка: один уверенный в себе, успеш- если родители улыбаются, гово- • Когда я работал в школе, то в
зультат только отрицательный. всегда есть причина. Лень тут не ный, отличник боевой и полити- рят: «Мой хороший, не расстраи- День знаний говорил, что учиться
Вам что, с ним больше погово- при чём. Такой категории как лень ческой, а другой — закомплексо- вайся», то и ребёнок спокоен, ста- надо хотя бы потому, что за работу
рить не о чем? в психологии вообще не существу- ванный неудачник, вечно ноющий билен, обязательно выравнивает- головой платят во много раз боль-
• Российские родители ори- ет. Лень всегда раскладывается на или агрессивный. А ведь это зна- ся в учёбе и находит дело, где у не- ше, чем за физический труд. И что
ентированы на оценки. Это ещё отсутствие мотивации и воли. чит, что дети по-разному ощуща- го всё получается. выучившись, вы сможете работать
с советских времён. Например, в • Как часто из-за тревоги по ли себя в семье, и кому-то из них • Если в начальной школе ваш и получать деньги за то, что сами
моём классе учились два чеха и поводу оценок буквально рушатся не хватило внимания. Кто-то был ребёнок не справляется с про- любите делать.
один поляк. После одной серьёз- семьи, крушатся отношения, ро- более чувствительным и больше граммой (тут говорят, уже репе- • БАРДАК В КОМНАТЕ ПОД-
ной контрольной на собрании все дители и дети оказываются разъ- нуждался в любви, а родители это- титора наняли в первом классе), РОСТКА соответствует его вну-
НАШИ родители спрашивали про единены, иногда навсегда. го не заметили. если вам приходится подолгу си- треннему состоянию. Так внеш-
оценки, и только чехи и поляки Психика у подростков и без то- • Следить за тем, чтобы ребё- деть с ребёнком над уроками — не выражается хаос в его душев-
спрашивали что-то вроде: «Как он го обострена, а месяцы подготов- нок был одет, обут и накормлен — проблема не в ребёнке, а в шко- ном мире. Хорошо ещё, если он
себя чувствовал? Он волновался?» ки к ГИА и ЕГЭ становятся по-на- это забота, а не воспитание. К со- ле. Гимназии, лицее. Эти заведе- моется... Требовать «навести по-
И это правильно. стоящему чёрными временами жалению, многие родители увере- ния работают исключительно на рядок» можно только, если вещи
• В отношениях со школой и для семьи: всех преследуют не- ны, что заботы достаточно. амбициях родителей и заботятся ребёнка валяются за пределами
педагогами вы должны быть на врозы и депрессии, они провоци- • КАК ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ с ребён- не о детях, а о собственном пре- его комнаты.
стороне своего ребёнка. Берегите руют истерики, болезни, чуть ли ком в его детстве, так он будет об- стиже и стоимости своих услуг. • ВОСПИТЫВАТЬ — НЕ ЗНАЧИТ
детей. Не бойтесь плохих оценок. не суициды. ращаться с вами в вашей старо- Сложнее — не значит лучше! Ре- ОБЪЯСНЯТЬ, как надо жить. Это не
Бойтесь довести до отвращения к Как избежать всего этого кош- сти. бёнок не должен переутомлять- работает. Дети развиваются толь-
школе и учёбе вообще. мара или хотя бы минимизиро- • Когда у вас рождается ребё- ся, пытаться догнать программу, ко по аналогии. Что можно, а что
• Трудно сказать, у кого больше вать последствия? нок, вы считаете это чудом, вы составленную педагогами, кото- нельзя, как надо и как лучше не
психологических проблем — у от- Я думаю, сосредоточиться на счастливы, что стали родителя- рым непрерывно требуется по- поступать дети понимают не из
личника или у двоечника. любви и вечных ценностях. ми, делаете всё, чтобы ребёнку мощь родителей, репетиторов, слов родителей, а исключитель-
Отличники, которые берут Подумать о том, что довольно было хорошо, радуетесь обще- интернета и т.д. В первом классе но из их поступков. Проще говоря,
усердием и «высиживают» свои скоро, когда все оценки и экзаме- нию с ним, восхищаетесь каждой на подготовку домашнего зада- если отец говорит, что пить вред-
пятёрки — тревожные дети с по- ны сотрутся из памяти, будет важ- мелочью... Но вот ему исполняет- ния должно уходить от 15 до 45 но, а сам не просыхает, то суще-
ниженной самооценкой. но только одно — не утратили ли ся 6 или 7 лет, и между вами и ре- минут. Иначе вы все долго не вы- ствует много шансов, что сын ста-
• Среди причин, по которым вы близость, доверие, понимание, бёнком встаёт школа. Будто в дом держите. нет алкоголиком. Это самый яркий
ребёнок не делает уроки сам, мо- дружбу со своим ребёнком... приходит военком и выдёргива- • НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ МОЖ- пример, но более тонкие вещи де-
жет быть что угодно: повышенное Ведь можно получить пятёр- ет дитя из семьи. Хотя, что, собст- НО и иногда даже необходимо. Но ти улавливают и перенимают не
внутричерепное давление, гипер- ку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «по- венно, происходит такого страш- нужно чётко разделять ребёнка и менее чутко.
тонус, психологические пробле- ступить сына в институт», но уже ного? Ну, надо ему ходить в шко- его поступок. Например, вы зара- • Говорить с детьми надо о
мы, СДВГ (синдром дефицита вни- не восстановить отношений. лу, получать знания по мере сил, нее договорились, что до вашего жизни вообще, а не о том, как НА-
мания и гиперактивность). И вме- • Лекции о воспитании детей, общаться, взрослеть. Зачем же прихода с работы он сделает уро- ДО жить. Если же родитель мо-
сто того, чтобы тратить свои ве- советы психологов и педагогов по позволять этому естественному ки, поест и уберёт за собой. И вот жет говорить с ребёнком только
чера на совместное сидение над поводу отношений в семье эффек- процессу разобщать вас? Школа вы приходите домой и видите кар- о проблемах — у него проблема.
тину: кастрюля с супом стоит не- • Если ребёнок пытается ма-
тронутая, учебники явно не от- нипулировать взрослыми — у
Меняем поведение, а не ребёнка крывались, на ковре бумажки ка- него просто невроз. И надо ис-
кие-то валяются, а дитя сидит но-
сом в планшете. кать его причину. Здоровые лю-
Мы не ставим задачи изменить ребёнка. Мы нув дверью, уйдёт в свою комнату, а вы остане- Главное в этот момент — не ди не манипулируют, они решают
не знаем, каким он задуман, в чём смысл его жиз- тесь плакать или злиться на грязной кухне. Прав- превращаться в фурию, не орать свои проблемы, действуя прямо-
ни и как ему в будущем помогут или помешают те да, её чистота уже не имеет значения, ужинать вы про то, что «у всех дети как дети» и линейно.
или иные качества. Не надо брать на себя функ- всё равно не сможете — кусок в горло не полезет. про то, какой он безсовестный му- • В разговоре с ребёнком (и не
ции Создателя. Всё проще: он делает что-то, что Будьте скромнее. Ваша задача — добиться, читель, безответственный урод и только) не критикуйте его, не тро-
отравляет нам жизнь. И вот эту проблему мы бу- чтобы всё было убрано прямо сейчас. Потому что что из него вырастет ноль без па- гайте его личность, не выходите за
дем решать. вы хотите есть и имеете на это право. А про его лочки. рамки анализа его поступков. Го-
ворите не о нём, а о себе. Не «ты
Если ребёнок шумит, когда кто-то из близких безсовестность и тем более про будущую жену по- Без малейшей агрессии вы
неважно себя чувствует и прилёг отдохнуть, не на- размышляете после ужина, если очень захочется. подходите к ребёнку. Улыбаясь, — плохой», а «я думаю, ты плохо
до думать о том, какой он нечуткий, и срочно на- Конечно, мы имеем право надеяться и верить, обнимаете его и говорите: «Я те- поступил». Используйте форму-
лировки: «Мне не нравится, когда
чинать воспитывать в нём чуткость (обычно это что правильное поведение сформирует в конеч- бя очень люблю, но планшета ты
делается с помощью крика или злобного шипения ном итоге правильный характер, а тот, согласно больше не получишь». Можно ещё ты...», «Мне нравится, когда ты...»,
«Мне бы хотелось, чтобы...».
в адрес нарушителя покоя). Ваша задача — до- поговорке, правильную судьбу. Но только над- выдать телефон «Nokia» — типа Поменьше критики, побольше
биться тишины. Не изменений в ребёнке, а изме- еяться, а не пытаться формировать ребёнка по фонарик. Безо всякого интернета.
нений в его поведении. своей мерке. Практика показывает, что самые хо- А орать, оскорблять, обижать- конструктива и позитива.
• Ребёнок должен ощущать,
Если вы пришли с работы и обнаружили, что рошие и благополучные дети вырастают у роди- ся и не разговаривать — вот это-
ужинать вам негде (стол завален объедками) и не телей, которые просто живут с ними, общаются, го не надо. Ребёнок наказан отъё- что родители — это добрые, но
из чего (ни одной чистой тарелки), не надо делать любят их, уважают, отстаивают свои собственные мом гаджетов. сильные люди, которые могут его
защитить, могут ему в чём-то от-
далеко идущие выводы о том, что вырос у вас без- права и интересы и не очень-то занимаются непо- • КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ долж- казать, но всегда действуют в его
совестный ребёнок, который совсем о вас не дума- средственно воспитанием. ны быть у ребёнка уже с 6 лет. Не интересах и главное — очень его
ет, и о том, как тяжело придётся с ним его будущей крупные, но регулярно выдавае- любят.
жене. Потому что стоит вам начать думать в этом мые суммы, которыми он распо-
направлении, вечер сложится очень предсказу- Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ ряжается сам. И очень важно, что-
емым образом. Сначала будет скандал с потоком Отрывок из книги «Как ты себя ведёшь, бы деньги не стали инструментом Михаил ЛАБКОВСКИЙ,
упрёков и огрызаний в ответ, а потом дитя, хлоп- или 10 шагов по изменению трудного поведения» для манипуляции. Не надо контр- психолог, писатель
олировать, на что ребёнок их тра- https://vk.com/kh_med