Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
«Родовая Земля» ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО • 23
№ 2 (235), февраль 2024 г.
Пмне хотелось дать ему. Мамы — не феи ки счастья не остались пустыми.
омню, как родив своего
первого ребёнка, я пла-
Сейчас в конце каждого дня я
кала от того, как много
стараюсь замечать, какие глаза у
вые, радостные или удивлённые,
Как я хотела, чтобы он был счаст- моих детей. Если они горящие, жи-
лив и здоров. Как я молилась о если сами они полны впечатле-
том, чтобы Бог бережно пронёс гических пособий для родителей, из них уже не действовало. Тог- витие — это, конечно, всё да, но я ний, мыслей и идей, я про себя ти-
его на руках по его жизни, нигде вооружённая активным слушань- да я впервые столкнулась со сво- не об этом сейчас. Я о том, что бу- хо радуюсь — этот день лёг жем-
не ударив. Я была готова на всё ем и безусловным принятием. Про им материнским безсилием. Я ни- дет греть их, когда им будет холод- чужинками в их ожерелья жизни.
ради счастья этого крохотного че- себя лелея мысль (неосознавае- чего не могла сделать, только ле- но, поддерживать, когда им будет Я не знаю, сколько таких бусин бу-
ловечка, моего сына. Я старатель- мую, конечно) о том, как мой ма- жать с ним рядом, обнимать его и сложно, давать силы и веру в себя, дет у них, не знаю длинными или
но вкладывалась в свою семью, лыш вырастет успешным, счастли- молиться, чтобы он это выдержал. когда они будут отчаиваться. короткими будут их ожерелья. Но
стараясь укрепить её. Я училась, вым, здоровым, свободным, уве- Я понимала тогда, что это травма, Мы можем положить в шка- знаю, что я смогла сегодня постро-
изучала психологию, в том числе ренным в себе на радость и гор- что это навсегда изменит его, тре- тулку их неизвестной пока нико- ить нашу жизнь так, чтобы сегод-
детскую, я разбиралась в сущест- дость мне, так много и хорошо за- щиной ляжет в его детской душе. му жизни драгоценные жемчужи- няшние жемчужинки у них появи-
вующих методиках воспитания и ботившейся о нём. Честно говоря, я боялась, что он ны радости, открытий, удивления, лись. И это то, что я могу. Я не ан-
развития, выбирая наиболее гар- Но в какой-то момент всё пош- сойдёт с ума. Я была рядом и ни- счастья, близости, доверия, люб- гел хранитель, не могущественная
моничную и бережную для мое- ло не так. Мой сын никак не хотел чего не могла для него сделать... ви. Мы можем смеяться и дура- фея, я просто мама. Я могу сде-
го ребёнка. Я даже пошла рабо- становиться идеальным малышом Я тогда поняла кое-что. Что мы, читься вместе с детьми, чувствуя лать для них так мало в контекс-
тать по ней, чтобы быть со своим моей мечты. Он устраивал истери- мамы, не всесильны. Мы не смо- единение и близость в общем ве- те всей их жизни. И в то же время,
малышом рядом и помогать ему ки, болел, не хотел ходить в сад и жем уберечь наших детей от боли, селье. Можем читать им интерес- пока они со мной, я могу сделать
влиться в новую обстановку. Я за- многое другое. Я, конечно, рабо- которую им суждено пережить, не ные книги, рассказывать истории, для них так много в контексте се-
нималась личной психотерапией, тала с этим, искала причины в се- спасём от возможных несчастий, помогая открывать им тайны на- годняшнего дня.
стараясь стать более осознанной бе, менялась и т.п. Но уже тогда ко аварий, ошибок в их взрослой шего мира. Можем играть с ними Екатерина ЗИНОВЬЕВА
и цельной, чтобы не передать мои мне закралась мысль, что не всё жизни. Нас не будет рядом, когда в игры — подвижные, настоль- https://vk.com/psychojournal
имеющиеся травмы дальше по на- так просто и не всё зависит от ме- они будут слышать тяжёлые изве- ные, словесные, чувствуя радость
следству. Я очень старалась. ня. Что-то может происходить и стия, когда будут встречаться с по- от общения друг с другом. Можем
В то же время я всё глуб- вопреки моим стараниям и впол- следствиями своих решений, ког- знакомить их с тем, что любим мы,
же закапывалась в неосознавае- не правильным действиям. да они встретятся с обманом, пре- создавая возможность для общих
мую мною депрессию. Моя жизнь А потом мой сын сломал ногу в дательством или несправедливо- интересов и совместных занятий.
превратилась в «я должна», «так двух местах на ровном месте, упав стью. Они будут проживать это са- Можем обнимать, целовать, гла-
правильно», «это необходимо для дома на пластмассовую игруш- ми, без нас, и очень повезёт, если дить, мять, тискать их, наполняя
моего малыша». Я боялась оши- ку. И в нашей жизни начался ад с рядом с ними будет какой-то близ- любящими объятиями и прикос-
биться. Мне казалось, что так мно- больницами, рентгенами и непре- кий человек, готовый поддержать новениями.
го зависит от меня, моего настрое- кращающимся криком моего ре- и быть рядом. Мы можем ошибаться, уста-
ния, внутреннего состояния. Если бёнка. Он кричал четыре дня, не Своим идеальным материнст- вать, ругаться, не соответствовать
я закричу на ребёнка или не по- останавливаясь вообще, периоди- вом мы не защитим их от бед, не психологическим рекомендациям
дойду к нему вовремя, у него обя- чески проваливаясь в сон на 10– убережём от несчастий. Они пой- и т.п. Но важно, чтобы мы не про-
зательно случится психологиче- 20 минут. Круглые сутки. Ещё 10 дут своим путём, даже не задумав- пустили возможности радовать
ская травма, он потеряет доверие дней он орал ночами, по 5–6 раз шись о том, какими мы хотели бы наших детей и радоваться вместе
ко мне и к миру. за ночь. Я скормила ему все име- их видеть. Но у нас есть 16–17 лет, с ними. А дети не обязательно вы-
Ребёнок стал центром моей ющиеся детские и взрослые обез- когда мы можем что-то сделать растут успешными и счастливы-
жизни. Наверное, я была похожа боливающие, уже несмотря на до- для них. ми, преуспевающими и знамени-
на идеальную маму из психоло- зировки. Через два дня ни одно Воспитание, образование, раз- тыми. Но важно, чтобы их шкатул- • «Будешь себя плохо вести,
10 фраз, мы тебя отдадим дяде (бабай-
ке)»
Это очень конкретное посла-
ние, в котором говорится, что ре-
бёнок ценен, только если он удо-
бен своим родителям. Родитель
транслирует своему чаду: «Не
будь собой, ты должен быть та-
ким, каким ты нас устраиваешь».
Вырастая, такие дети не знают, че-
которые делают из детей го они хотят, и пытаются угодить
всем и каждому.
• «Дома получишь!»
закомплексованных взрослых добное выражение в свой адрес,
У детей, часто слышащих по-
непросто складываются отноше-
ния с начальством, поскольку ро-
дительская фигура как бы склеива-
ется с фигурой начальника, и чело-
век начинает бояться шефа и при
этом хочет ему угодить, чтобы не
Семейный психолог Светла- если родитель признает их дости- всего, был такой опыт, и тогда они лучают чьё-то внимание, то не быть наказанным. Но, как прави-
на Меркулова считает, что да- жения, но он вряд ли это сделает. говорят: «Ничего страшного, мне знают, что с ним делать. Они пря- ло, руководство чувствует подоб-
• «Ты моя курочка, обезьян-
тоже так говорили, я же вырос, по-
чутся, закрываются, теряются. У ное отношение и в ответ начинает
же одна небрежно брошенная ка, поросёночек...» смотри, какой я замечательный». такого ребёнка как будто нет вы- «гнобить» такого подчинённого.
фраза может сильно подейст- Как только ни называют своих Они смогли «забыть», как это боль- бора, он может быть только чьим- • «Уйди! Чтобы я тебя не ви-
вовать на психику маленького детей любящие родители. Всё это но, когда мама или папа тебя от- либо позором. Говоря что-то по- дела и не слышала»
человека. Поэтому в общении приводит к обезличиванию ре- вергают и говорят при этом: «А Ка- добное, вы травмируете собствен- Перевожу: «Ты испортил мне
со своим чадом следует тща- бёнка, его как бы нет, а есть какая- тя лучше, чем ты». Это очень болез- ного малыша. жизнь, исчезни! Тебя не должно
быть». И впоследствии такой ре-
• «Ты совсем как отец (мать)»
то игрушка, с которой можно де-
ненный опыт, который часто дети
тельно выбирать слова, а о не- лать всё, что душе угодно. В нача- переносят в свою взрослую жизнь. Безусловно, эта фраза иллю- бёнок живёт с чувством глубокой
которых выражениях мамам и ле своей жизни ваш сын или дочь • «Раз ты так себя ведёшь, я стрирует отношения папы с ма- вины перед родителем за то, что
папам лучше навсегда забыть. любое сказанное слово будут вос- тебя не люблю» мой, их недовольство своей сов- он мешал жить родителю счаст-
принимать некритично, они бу- После этой фразы ребёнок местной жизнью, которое они вы- ливо.
• «Я в твоём возрасте учи- дут доверять вам. Скажете ребён- начинает стараться изо всех сил мещают на ребёнке. То есть супру- Надо быть острожными с по-
лась на отлично» ку, что он дурак, вместо «тебе нуж- быть правильным, он задвигает ги напрямую не выясняют отноше- добными высказываниями, по-
С рождения и до 6 лет мама и на помощь, давай я объясню», и все свои потребности и желания, ния, но через своё чадо говорят скольку человек может нести их
папа для ребёнка — это практиче- ребёнок примет это. Имя всег- «выращивает» в себе некую ан- друг другу какие-то гадости. И все груз всю жизнь. Вообще прежде
ски боги, которые знают всё. Они да должно быть на первом плане, тенну, которая угадывает желания эти гадости остаются в ребёнке. чем что-то сказать своему ребён-
формируют отношение малыша к это то, как человек будет впослед- и ожидания родителей. В итоге ре- • «Не доешь кашу — будешь ку, нужно хорошо подумать. Мно-
миру и к себе лично. Конкретно в ствии ощущать себя в этом мире, бёнка не существует. Во взрослой слабым и глупым» гие взрослые не слышат, что они
этой фразе можно увидеть конку- насколько он будет целостен. Если жизни он пытается всё время уго- Подобные фразы — это чистой говорят, им было бы полезно хо-
ренцию родителя с ребёнком, он вы часто называется дочку или дить, живёт с установкой «Я хочу, воды манипуляции. Очень часто тя бы иногда услышать себя со
как бы говорит своему чаду: «Ты до сына курочкой или зайчиком, то чтобы меня любили, а для этого я их используют бабушки и дедуш- стороны. Сейчас существует мно-
меня никогда не дотянешься! Как вы как бы откусываете от его име- должен угождать. У меня не будет ки, которые сталкивались с голо- го гаджетов, запишите свою речь
бы ты ни старался, я лучше тебя». ни (от его личности) кусочки. своих желаний, зато будут жела- дом в детские годы. Дальше они и внимательно изучите, как вы об-
Дети, выросшие с такой установ- • «Посмотри, у Кати пятёрка ния других людей». передаются из поколения в по- ращаетесь к своему чаду, какие
кой, как правило, всю жизнь до- за контрольную работу, а у тебя • «Не позорь меня» коление незаметно для нас. У ре- слова ему говорите. Уверяю, вы
казывают семье, что они хорошие. — четвёрка» Дети, которые часто слышат бёнка подобное выражение мо- сделаете массу открытий и, воз-
Вырастая, такие дети никогда не Большинство родителей всё подобную фразу, очень хотят, что- жет развивать страхи или очень можно, не самых приятных.
радуются своим успехам, радость делают из лучших побуждений. У бы все увидели, какие они на са- тяжёлые отношения с едой, её Светлана МЕРКУЛОВА
приходит только в том случае, самих родителей в детстве, скорее мом деле, при этом, если они по- культ, лишний вес и так далее. https://vk.com/psychojournal