Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

«             »                                                                          ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                       •  23
             10 (255),         2025  .


              — Кто у вас лидер — ты или
           он?                           «Вы хоть раз заглядывали в его тетрадь?»
              — Когда как. Он мне город по-
           казывает, а я ему другое рассказы-
           ваю и показываю.              Как школа вынуждает родителей учиться вместо детей
              — Почему ты не дружишь с
           другими ребятами?
              — Мало что пересекается. Им   Я внимательная мама: слушаю,                                                           день четверти позвонил учитель
           не нужно моё, а мне — их. Может   что говорят вокруг, читаю, рассма-                                                    со словами: «У вашего ребён-
           быть, я потом ещё пойму, как они   триваю различные точки зрения                                                        ка (третий класс) по немецкому
           устроены.                     о школе, с учителями разговари-                                                           двойка», я сдерживаться не стала.
              — Какие предметы ты учишь?  ваю, с детьми. Что говорят психо-                                                        Спросила: «Вы уверены, что двой-
              — Математику, физику, биоло-  логи? Например, что школа — зо-                                                        ка? В моём понимании «два» — это
           гию.                          на ответственности ребёнка. Что                                                           полное неусвоение материала, не-
              — А твой друг?             учиться должен не родитель, он-                                                           проходной балл. Вы знаете, что ре-
              — Он плохо учится. Всё списы-  то своё уже оттрубил 11 лет, те-                                                      бёнок жил за границей, говорил
           вает у меня. Ему физкультура нра-  перь он работает, обеспечивает                                                       на двух языках? У нас нет никаких
           вится и технология ещё. Он хотел   семью, приезжает вечером после                                                       оснований считать, что он не спо-
           бы боксом заниматься или самбо,   работы домой, чтобы...                                                                собен усвоить материал третьего
           но нужны деньги. Мы сейчас дума-  Ну, допустим, просто погово-                                                          класса по иностранному языку хо-
           ем, как заработать. В 13 лет нигде   рить с  ребёнком.  Спросить:  «Как                                                 тя бы на тройку. Не высшая мате-
           не берут на работу. Мы пробова-  прошёл твой день? Что случилось?                                                       матика всё-таки». Дальше уже ни-
           ли пять раз. Два раза нас надули,   С кем поссорился, с чем столкнул-                                                   кто не мог остановиться.
           один раз вообще — еле ноги уне-  ся, как пережил обиду, что боле-                                                          — А вы открывали его те-
           сли.                          ло, что поел, как настроение, сы-                                                         традь?
              — Спроси у отца и особенно у   нок?» Вместе почитать на ночь   способны списать с доски домаш-  У меня три ребёнка. Всех я вос-  — Я? Нет, я за него не учусь.
           матери. Когда ты был маленьким   книгу, сыграть в шахматы, посмо-  нее задание? Им не хватает интел-  питываю в одинаковой культур-  — А вы знаете, что он ничего
           и жалким, они зарабатывали в ин-  треть фильм или просто выпить   лекта  выучить урок  или  решить  ной и социальной среде. Один   не сдавал?
           тернете. Что у тебя с русским?  чаю и каждому уткнуться в своё.   задачу?                 получился очень умный, сообра-   Не сдавал — ставьте двойки,
              — Врождённая грамотность.   Это если у родителя нет дополни-  Я постоянно сталкиваюсь с ма-  зительный, воспитанный и край-  назначайте пересдачу, пишите
           Но правила не учу.            тельных дел, других детей, собак,   мами, судорожно распечатываю-  не самостоятельный. Всегда луч-  мне об этом, но почему о том, что у
              — Корректура. А твой друг?  которых надо выгулять, и кто-то   щими на работе очередной «про-  ший ученик в классе, что позволи-  младшего школьника двойка, я уз-
              — У Пашки ошибка на ошибке.   специально обученный убирает в   ект» из Википедии, верстающие  ло мне быть далёкой от школы на-  наю в день выставления четверт-
           Но он интересно рисует. Я каран-  доме и готовит еду.       картинки к банальному контен-  столько, насколько это было вооб-  ных  оценок,  что называется, как
           дашом, а он мои краски берёт. Не   Но это идеальная картинка ти-  ту, написанному посредственны-  ще возможно для занятой работа-  снег на голову! Это месть? Жела-
           очень похоже, но интересно. Смо-  хого семейного вечера. В реаль-  ми копирайтерами для посредст-  ющей мамы. В родительском ко-  ние принудить меня к репетитор-
           трите.                        ности же школа терзает родите-  венных сайтов. Мамы эти между  митете  меня тихо  ненавидели  за   ству у учителя немецкого? Такой
              Достаёт гаджет. Я надеваю оч-  лей домашними заданиями, сроч-  работой и плитой пытаются учить-  то, что я ничего не делала, а ре-  способ построить непослушного,
           ки. Показывает мне — сначала ка-  ной подготовкой поделок, про-  ся вместо детей ради условно хо-  бёнок прекрасно со всем справ-  но умного ребёнка, высказав пре-
           рандашный и очень качественно   веркой усваиваемого материала и   роших оценок, лишая ребёнка са-  лялся сам. Он сменил несколь-  зрение к семье? Учитель со слова-
           выполненный  портрет сумрачно-  постоянным состоянием внутрен-  мостоятельной работы, блокируя  ко школ. Последние — самосто-  ми «о чём тут говорить» разговор
           го мальчишки-Гавроша. Понимаю   ней истерики — достаточно ли   ему путь к реальным знаниям, не  ятельно, выбирая те, где уровень   закончил.
           — это друг. Потом — буйство кра-  родитель вовлечён, в курсе ли он   давая и шанса научиться чему-то  обучения лучше.      Ребёнок, к слову, два раза хо-
           сочных  пятен,  в котором  угады-  всего, что происходит с ребёнком   самостоятельно.        Второй ребёнок берёт усерди-  дил на пересдачу, но ничего уже
           вается закат над озером. Видимо,   в школе?                    Так с первого по 11 класс. А что  ем, учится самостоятельно, пока-  сделать не смог, учитель по не-
           творчество Пашки.                Школа возмущается, требует   мы получаем на выходе? Молодых  зывая для школы результат сред-  мецкому стоял на своём. Школа
              — Надо думать. Но наверняка                              людей, которые не представляют  ний, но старательно вытягива-  — это же третий Рим, своя импе-
           возможно, — говорю я, — что-то   внимания: «Вы хоть заглядывали  себе, как самостоятельно освоить  ет себе тройки и четвёрки. При   рия, не пал на колени — получай!
           оформительское. Твои родители   в его тетрадь?» Хочется спросить:  задачу, предмет, получить знания,  этом эмоционально ребёнок ста-  Несмотря на подавленное на-
                                         «А вы?»
                                                                       защитить проект. Подростков, ко-
                                                                                                     рается занимать в школе как мож-
           помогут, у них есть опыт и связи.  Или: «Вы должны обязательно  торые никогда не учились, уча-  но меньше места, буквально не   строение, на то, что он, конеч-
              — Зачем им? Они Пашку не   проверять домашние задания!»  ствуя только в гонке за прилич-  отсвечивать, лишь бы не приста-  но, не понимает, почему ему, пар-
           любят. Мама говорит, чтобы я с   Напрашивается вопрос: «Я ведь у  ные оценки, причём вместе с ро-  вали. При этом боится, что оста-  ню сообразительному, единствен-
           ним не дружил.                вас не на окладе, верно? Всё, что  дителями. В итоге подросшие де-  вят  на второй  год, подозреваю,   ному в классе (я полагаю, и в па-
              — Они ничего про него не зна-  я должна своим детям — всё даю.  ти не умеют собирать и обрабаты-  что это наиболее частая угроза в   раллели) влепили пару, — я по-
           ют. А ты знаешь.              Вам я ничего, дорогая школа, кро-  вать информацию. Вычленять из  младшей школе.          прежнему не буду учиться за него,
              — Ну поглядим, — качает го-  ме того, чтобы привести вовре-  неё главное, сложить это всё в го-  Третий  —  умный  и  сообрази-  проверять его тетради и ругать за
           ловой с сомнением и недоверием.  мя здорового и опрятно одето-  лове и рассказать устно или пись-  тельный, но с нестабильным для   оценки.
                                         го в школьную форму ребёнка, не  менно. Для чего мы своими рука-  школы поведением. Тут насто-  А  вот  учителям,  которые  так
                      *      *      *    должна».                      ми растим таких детей? Чтобы по-  ящие кровь, пот и слёзы. Непо-  показывают своё отношение и
              — Он вписался, — говорю я     Что  я  вижу  вокруг:  безконеч-  лучить пять? Натянуть тройку?  слушный, требующий вниматель-  власть над младшими школьни-
           мужчине. — Просто подошёл с   ные переписки в родительских ча-  Выглядеть приличными в глазах  ного отношения к себе, не готовый   ками, я бы рекомендовала вспом-
           другого конца мира — с того, где   тах о том, что задали. Как начина-  школы?             молча терпеть принятые в школе   нить, чему их учили в университе-
           сейчас нет толкучки и очереди. И   ют в первом классе, так до конца   Школа пережует наших де-  унижения за норму.      те, освежить в памяти работы по
           вообще — малолюдно.           средней школы остановиться не  тей и выплюнет их, завернув в   Поставили  к  «позорному»  педагогике и детской психологии,
              — Это из-за нас?           могут. Не о том спрашивают, что  свою статистику и рейтинг. А де-  столбу на физкультуре — стал «за-  почитать что-то свежее и рабо-
              — Думаю, в значительной сте-  дети сегодня ели, устали ли они и  тям жить  дальше, искать  работу  бывать» форму. Накричали — по-  тать не на выдавливание неудоб-
           пени — да.                    когда вместе поедут в цирк, а кто  и на этой работе показывать ре-  просил жалобную книгу. Унизили   ных учеников, а просто качествен-
              — Это плохо? Опасно?       какой выучил стих, как понял та-  зультаты, которые должны прино-  перед  всем классом —  крикнул:   но делать свою работу — учить
              — Помилуйте, почему же пло-  кую-то задачу и какие слова вы-  сить деньги. Желательно не толь-  «Отойдите от меня, пусть она уй-  детей.
           хо — не толкаться и не стоять в   учить  к диктанту по  английско-  ко в качестве продавца или такси-  дёт». Школе не нравится, школа к   А вы как считаете?
           очереди? И разве вы не этого из-  му. Где в этой схеме наши продви-  ста. Но они ведь не умеют учиться,  такому не привыкла.                 Yulia Rih
           начально хотели?              нутые дети? Они слепые? Они не  мы это делаем за них целых 11 лет!  Поэтому, когда в последний     https://vk.com/detiroditeli
              — Да, действительно... — го-
           ворит он и в этот момент делается
           очень похожим на своего сына. —
                                         Ког
           Значит, по-вашему, ничего страш-  Когда мы растим детей, много безпокоимся не о томда мы растим детей,
           ного?
              — Сейчас абсолютно ничего
           страшного, — говорю я. — А даль-  Ещё одна штука, которую я по-  ло за плечами, а «всё хорошо» не                       раздо важнее не успехи в учё-
                                                                       ло за плечами, а «всё хорошо» не
           ше поглядим. Скорее всего, будет  няла за эти 20 лет: когда мы ра-  случилось. И родителей, чьи де-                     бе и конкурсах, а умение быть в
                                                                       случилось. И родителей, чьи де-
           интересно.                    стим детей, мы много безпокоим-  ти достигали успехов, а потом вы-                        контакте с собой, понимать свои
                                                                       ти достигали успехов, а потом вы-
              — Ну поглядим, — качает го-  ся не о том.                яснялось, что их жизнь делает не-                           состояния, уметь «подстелить
                                                                       яснялось, что их жизнь делает не-
           ловой ровно так же, как сын.     Мы думаем, в какую школу  выносимой вечный страх «обла-                       ку бук-  соломки»  там, где может сло-
                                                                       выносимой вечный страх «обла-
              — ...И ещё вам надо будет   отдать, по какой программе, ка-  жаться» или                                   ва льно   маться, и подгрести ресурс, ког-
                                                                       жаться» или
           Пашку как-нибудь трудоустроить,   кие учебники, какие кружки, к  стыд «не                                 разрушить.    да его не хватает. Умение отка-
                                                                       стыд «не
           — говорю я ему уже на выходе из   чему у него есть способности и  с о о т-                              Что уж говорить   заться от чего-то, а что-то твёр-
           кабинета. — Это обязательно. В   как их развивать, куда он будет  в е т с т-                           о большом спор-  до отстаивать. Умение управ-
           интересах вашего сына.        поступать, какую профессию вы-  вовать»,                                 те, балете, про-  лять собой и заботиться о се-
              Смотрит сначала удивлённо, а   берет.                    или    тре-                                фессиональном    бе. Тот, кто знает себя, понимает
                                                                              тре-
                                                                       или
           потом  в глазах  зажигается пони-  Нам кажется, что хорошая учё-  вога, или депрессия, или             театре — там из-  свои потребности, умеет с собой
                                                                       вога, или депрессия, или
                                                                                                            вестный серпентарий.
           мание.                        ба, много разных занятий, побе-  ещё какие-то проблемы эмоци-  Да, всегда есть дети, которым   договариваться, в любом случае
                                                                       ещё какие-то проблемы эмоци-
              Я ему рада. Приятная встреча   ды на конкурсах и олимпиадах, от-  онального, психологического ха-                    не пропадёт.
           — и с отцом, и с сыном. Одновре-  личная  сдача  ЕГЭ  — и  есть  при-  рактера.           и это по силам, кроме ума и талан-  Много ли мы об этом думаем?
           менно и о прошлом, и о будущем.                                                           та им достались крепкая нервная   Часто ли говорим об этом с деть-
                                         знак родительского успеха. Что   И никакая золотая медаль   система,  оптимизм, уверенность
                                         если вот это удалось, то дальше  от них не спасёт, и никакие сто   в своих силах, выносливость и   ми? Оставляем ли «зазор» на по-
                    Екатерина МУРАШОВА,   всё будет хорошо.            баллов за ЕГЭ. Хуже того — кру-  адаптивность.              знание себя в жизни ребёнка? И
                детский и семейный психолог,   Ох, скажу я вам...      тые школы и престижные вузы с    Но далеко не всем всё это до-  умеем ли это сами?
                                писатель    Много я видела в своём каби-  их конкуренцией и гонкой за ре-  стаётся в комплекте «за так».  Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ,
                   https://vk.com/co_izhevsk  нете людей, у которых всё это бы-  зультатом могут уязвимую психи-  Для большинства из нас го-    психолог, педагог
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28