Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
« » ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО • 23
10 (255), 2025 .
— Кто у вас лидер — ты или
он? «Вы хоть раз заглядывали в его тетрадь?»
— Когда как. Он мне город по-
казывает, а я ему другое рассказы-
ваю и показываю. Как школа вынуждает родителей учиться вместо детей
— Почему ты не дружишь с
другими ребятами?
— Мало что пересекается. Им Я внимательная мама: слушаю, день четверти позвонил учитель
не нужно моё, а мне — их. Может что говорят вокруг, читаю, рассма- со словами: «У вашего ребён-
быть, я потом ещё пойму, как они триваю различные точки зрения ка (третий класс) по немецкому
устроены. о школе, с учителями разговари- двойка», я сдерживаться не стала.
— Какие предметы ты учишь? ваю, с детьми. Что говорят психо- Спросила: «Вы уверены, что двой-
— Математику, физику, биоло- логи? Например, что школа — зо- ка? В моём понимании «два» — это
гию. на ответственности ребёнка. Что полное неусвоение материала, не-
— А твой друг? учиться должен не родитель, он- проходной балл. Вы знаете, что ре-
— Он плохо учится. Всё списы- то своё уже оттрубил 11 лет, те- бёнок жил за границей, говорил
вает у меня. Ему физкультура нра- перь он работает, обеспечивает на двух языках? У нас нет никаких
вится и технология ещё. Он хотел семью, приезжает вечером после оснований считать, что он не спо-
бы боксом заниматься или самбо, работы домой, чтобы... собен усвоить материал третьего
но нужны деньги. Мы сейчас дума- Ну, допустим, просто погово- класса по иностранному языку хо-
ем, как заработать. В 13 лет нигде рить с ребёнком. Спросить: «Как тя бы на тройку. Не высшая мате-
не берут на работу. Мы пробова- прошёл твой день? Что случилось? матика всё-таки». Дальше уже ни-
ли пять раз. Два раза нас надули, С кем поссорился, с чем столкнул- кто не мог остановиться.
один раз вообще — еле ноги уне- ся, как пережил обиду, что боле- — А вы открывали его те-
сли. ло, что поел, как настроение, сы- традь?
— Спроси у отца и особенно у нок?» Вместе почитать на ночь способны списать с доски домаш- У меня три ребёнка. Всех я вос- — Я? Нет, я за него не учусь.
матери. Когда ты был маленьким книгу, сыграть в шахматы, посмо- нее задание? Им не хватает интел- питываю в одинаковой культур- — А вы знаете, что он ничего
и жалким, они зарабатывали в ин- треть фильм или просто выпить лекта выучить урок или решить ной и социальной среде. Один не сдавал?
тернете. Что у тебя с русским? чаю и каждому уткнуться в своё. задачу? получился очень умный, сообра- Не сдавал — ставьте двойки,
— Врождённая грамотность. Это если у родителя нет дополни- Я постоянно сталкиваюсь с ма- зительный, воспитанный и край- назначайте пересдачу, пишите
Но правила не учу. тельных дел, других детей, собак, мами, судорожно распечатываю- не самостоятельный. Всегда луч- мне об этом, но почему о том, что у
— Корректура. А твой друг? которых надо выгулять, и кто-то щими на работе очередной «про- ший ученик в классе, что позволи- младшего школьника двойка, я уз-
— У Пашки ошибка на ошибке. специально обученный убирает в ект» из Википедии, верстающие ло мне быть далёкой от школы на- наю в день выставления четверт-
Но он интересно рисует. Я каран- доме и готовит еду. картинки к банальному контен- столько, насколько это было вооб- ных оценок, что называется, как
дашом, а он мои краски берёт. Не Но это идеальная картинка ти- ту, написанному посредственны- ще возможно для занятой работа- снег на голову! Это месть? Жела-
очень похоже, но интересно. Смо- хого семейного вечера. В реаль- ми копирайтерами для посредст- ющей мамы. В родительском ко- ние принудить меня к репетитор-
трите. ности же школа терзает родите- венных сайтов. Мамы эти между митете меня тихо ненавидели за ству у учителя немецкого? Такой
Достаёт гаджет. Я надеваю оч- лей домашними заданиями, сроч- работой и плитой пытаются учить- то, что я ничего не делала, а ре- способ построить непослушного,
ки. Показывает мне — сначала ка- ной подготовкой поделок, про- ся вместо детей ради условно хо- бёнок прекрасно со всем справ- но умного ребёнка, высказав пре-
рандашный и очень качественно веркой усваиваемого материала и роших оценок, лишая ребёнка са- лялся сам. Он сменил несколь- зрение к семье? Учитель со слова-
выполненный портрет сумрачно- постоянным состоянием внутрен- мостоятельной работы, блокируя ко школ. Последние — самосто- ми «о чём тут говорить» разговор
го мальчишки-Гавроша. Понимаю ней истерики — достаточно ли ему путь к реальным знаниям, не ятельно, выбирая те, где уровень закончил.
— это друг. Потом — буйство кра- родитель вовлечён, в курсе ли он давая и шанса научиться чему-то обучения лучше. Ребёнок, к слову, два раза хо-
сочных пятен, в котором угады- всего, что происходит с ребёнком самостоятельно. Второй ребёнок берёт усерди- дил на пересдачу, но ничего уже
вается закат над озером. Видимо, в школе? Так с первого по 11 класс. А что ем, учится самостоятельно, пока- сделать не смог, учитель по не-
творчество Пашки. Школа возмущается, требует мы получаем на выходе? Молодых зывая для школы результат сред- мецкому стоял на своём. Школа
— Надо думать. Но наверняка людей, которые не представляют ний, но старательно вытягива- — это же третий Рим, своя импе-
возможно, — говорю я, — что-то внимания: «Вы хоть заглядывали себе, как самостоятельно освоить ет себе тройки и четвёрки. При рия, не пал на колени — получай!
оформительское. Твои родители в его тетрадь?» Хочется спросить: задачу, предмет, получить знания, этом эмоционально ребёнок ста- Несмотря на подавленное на-
«А вы?»
защитить проект. Подростков, ко-
рается занимать в школе как мож-
помогут, у них есть опыт и связи. Или: «Вы должны обязательно торые никогда не учились, уча- но меньше места, буквально не строение, на то, что он, конеч-
— Зачем им? Они Пашку не проверять домашние задания!» ствуя только в гонке за прилич- отсвечивать, лишь бы не приста- но, не понимает, почему ему, пар-
любят. Мама говорит, чтобы я с Напрашивается вопрос: «Я ведь у ные оценки, причём вместе с ро- вали. При этом боится, что оста- ню сообразительному, единствен-
ним не дружил. вас не на окладе, верно? Всё, что дителями. В итоге подросшие де- вят на второй год, подозреваю, ному в классе (я полагаю, и в па-
— Они ничего про него не зна- я должна своим детям — всё даю. ти не умеют собирать и обрабаты- что это наиболее частая угроза в раллели) влепили пару, — я по-
ют. А ты знаешь. Вам я ничего, дорогая школа, кро- вать информацию. Вычленять из младшей школе. прежнему не буду учиться за него,
— Ну поглядим, — качает го- ме того, чтобы привести вовре- неё главное, сложить это всё в го- Третий — умный и сообрази- проверять его тетради и ругать за
ловой с сомнением и недоверием. мя здорового и опрятно одето- лове и рассказать устно или пись- тельный, но с нестабильным для оценки.
го в школьную форму ребёнка, не менно. Для чего мы своими рука- школы поведением. Тут насто- А вот учителям, которые так
* * * должна». ми растим таких детей? Чтобы по- ящие кровь, пот и слёзы. Непо- показывают своё отношение и
— Он вписался, — говорю я Что я вижу вокруг: безконеч- лучить пять? Натянуть тройку? слушный, требующий вниматель- власть над младшими школьни-
мужчине. — Просто подошёл с ные переписки в родительских ча- Выглядеть приличными в глазах ного отношения к себе, не готовый ками, я бы рекомендовала вспом-
другого конца мира — с того, где тах о том, что задали. Как начина- школы? молча терпеть принятые в школе нить, чему их учили в университе-
сейчас нет толкучки и очереди. И ют в первом классе, так до конца Школа пережует наших де- унижения за норму. те, освежить в памяти работы по
вообще — малолюдно. средней школы остановиться не тей и выплюнет их, завернув в Поставили к «позорному» педагогике и детской психологии,
— Это из-за нас? могут. Не о том спрашивают, что свою статистику и рейтинг. А де- столбу на физкультуре — стал «за- почитать что-то свежее и рабо-
— Думаю, в значительной сте- дети сегодня ели, устали ли они и тям жить дальше, искать работу бывать» форму. Накричали — по- тать не на выдавливание неудоб-
пени — да. когда вместе поедут в цирк, а кто и на этой работе показывать ре- просил жалобную книгу. Унизили ных учеников, а просто качествен-
— Это плохо? Опасно? какой выучил стих, как понял та- зультаты, которые должны прино- перед всем классом — крикнул: но делать свою работу — учить
— Помилуйте, почему же пло- кую-то задачу и какие слова вы- сить деньги. Желательно не толь- «Отойдите от меня, пусть она уй- детей.
хо — не толкаться и не стоять в учить к диктанту по английско- ко в качестве продавца или такси- дёт». Школе не нравится, школа к А вы как считаете?
очереди? И разве вы не этого из- му. Где в этой схеме наши продви- ста. Но они ведь не умеют учиться, такому не привыкла. Yulia Rih
начально хотели? нутые дети? Они слепые? Они не мы это делаем за них целых 11 лет! Поэтому, когда в последний https://vk.com/detiroditeli
— Да, действительно... — го-
ворит он и в этот момент делается
очень похожим на своего сына. —
Ког
Значит, по-вашему, ничего страш- Когда мы растим детей, много безпокоимся не о томда мы растим детей,
ного?
— Сейчас абсолютно ничего
страшного, — говорю я. — А даль- Ещё одна штука, которую я по- ло за плечами, а «всё хорошо» не раздо важнее не успехи в учё-
ло за плечами, а «всё хорошо» не
ше поглядим. Скорее всего, будет няла за эти 20 лет: когда мы ра- случилось. И родителей, чьи де- бе и конкурсах, а умение быть в
случилось. И родителей, чьи де-
интересно. стим детей, мы много безпокоим- ти достигали успехов, а потом вы- контакте с собой, понимать свои
ти достигали успехов, а потом вы-
— Ну поглядим, — качает го- ся не о том. яснялось, что их жизнь делает не- состояния, уметь «подстелить
яснялось, что их жизнь делает не-
ловой ровно так же, как сын. Мы думаем, в какую школу выносимой вечный страх «обла- ку бук- соломки» там, где может сло-
выносимой вечный страх «обла-
— ...И ещё вам надо будет отдать, по какой программе, ка- жаться» или ва льно маться, и подгрести ресурс, ког-
жаться» или
Пашку как-нибудь трудоустроить, кие учебники, какие кружки, к стыд «не разрушить. да его не хватает. Умение отка-
стыд «не
— говорю я ему уже на выходе из чему у него есть способности и с о о т- Что уж говорить заться от чего-то, а что-то твёр-
кабинета. — Это обязательно. В как их развивать, куда он будет в е т с т- о большом спор- до отстаивать. Умение управ-
интересах вашего сына. поступать, какую профессию вы- вовать», те, балете, про- лять собой и заботиться о се-
Смотрит сначала удивлённо, а берет. или тре- фессиональном бе. Тот, кто знает себя, понимает
тре-
или
потом в глазах зажигается пони- Нам кажется, что хорошая учё- вога, или депрессия, или театре — там из- свои потребности, умеет с собой
вога, или депрессия, или
вестный серпентарий.
мание. ба, много разных занятий, побе- ещё какие-то проблемы эмоци- Да, всегда есть дети, которым договариваться, в любом случае
ещё какие-то проблемы эмоци-
Я ему рада. Приятная встреча ды на конкурсах и олимпиадах, от- онального, психологического ха- не пропадёт.
— и с отцом, и с сыном. Одновре- личная сдача ЕГЭ — и есть при- рактера. и это по силам, кроме ума и талан- Много ли мы об этом думаем?
менно и о прошлом, и о будущем. та им достались крепкая нервная Часто ли говорим об этом с деть-
знак родительского успеха. Что И никакая золотая медаль система, оптимизм, уверенность
если вот это удалось, то дальше от них не спасёт, и никакие сто в своих силах, выносливость и ми? Оставляем ли «зазор» на по-
Екатерина МУРАШОВА, всё будет хорошо. баллов за ЕГЭ. Хуже того — кру- адаптивность. знание себя в жизни ребёнка? И
детский и семейный психолог, Ох, скажу я вам... тые школы и престижные вузы с Но далеко не всем всё это до- умеем ли это сами?
писатель Много я видела в своём каби- их конкуренцией и гонкой за ре- стаётся в комплекте «за так». Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ,
https://vk.com/co_izhevsk нете людей, у которых всё это бы- зультатом могут уязвимую психи- Для большинства из нас го- психолог, педагог

