Page 15 - Газета "Родовая Земля"
P. 15
«Родовая Земля» ИСТОКИ • 15
№ 11 (256), ноябрь 2025 г.
вом нā, обозначающим земную
твердь, сушу, материк, берег,
грунт. Понятия «край», «терри-
тория», «страна» и им подоб-
ные обозначаются обоими сло-
вами.
Искусству нанесения изо-
бражений на жезл и великолеп-
ному знанию географии (и ги-
дрографии) местности удив-
ляться не приходится, это слов-
но заложено в менталитете
уильта как одного из тунгусских
народов, что многократно от-
мечали исследователи. У эвен-
ков реки «задавали <…> струк-
туру самого пространства», для
них издавна характерна фено-
менальная способность ориен-
тировки по гидрографической
сети края (В. К. Арсеньев. Зим-
ний поход по реке Хунгари; А.
Лаврилье. Ориентация по рекам
у эвенков юго-востока Сибири:
Система пространственной, со-
циальной и ритуальной ориен-
тации; А. А. Бурыкин. Пред-
ставления народов северо-вос-
тока Азии об окружающем про-
странстве и их отражение в из-
образительном искусстве).
внимания человека, что находи- «Я еду на Сахалин»«Я еду на Сахалин»
Цикличность жизни на не-
бе и земле всегда была в центре
детельствует об очень давнем на, то можно предположить его ло отражение в искусстве, в том
переселении общности на Са- использование в качестве ква- числе орнаменте (спираль, со-
халин, хотя для определения да- дранта для определения место- лярные символы, символы во- 21 апреля 1890 года — день, Туре, Тоболу и Иртышу до Тоболь-
ты необходимо дальнейшее из- нахождения относительно По- ды и огня, плодородия, добра и когда Антон Павлович Чехов по- ска. От Тобольска на «Ермаке» же
учение археологического, исто- лярной звезды. Все линии на зла, жизни и смерти, а также зо- кинул московские улицы и отпра- плыл по Иртышу до Оби, по кото-
рического и этнологического роге, разделяющие жанровые оморфные фигуры и т.д.). Всё вился в свою самую дальнюю и, рой доехал до Сургута» (из письма
материалов. сакральные композиции, обра- это есть на Рукутамском жезле. пожалуй, самую значимую доро- родным от 14–17 мая 1890 г.).
Отдельно отмечу такой ас- зуют семь секторов, пять по 15 У орочей появление осенью гу. Весенняя Россия, сбрасываю- Урал встретил писателя суро-
пект. Все поперечные линии на градусов и два крайних вместе Ориона (Кȳку ǯавин’и — «ле- щая зимнее оцепенение, раскры- во: «Уральские впечатления: ме-
жезле одинарные, и только на тоже составляют 15. Известно, бединая оморочка») предвеща- валась перед ним во всей красе, тели, холод, две ночи не спал, раз-
ручке — двойные. Они отде- что за час тень передвигается ло начало перелёта птиц. Ку- пока он, врач и писатель с боль- болелся желудок, два раза при-
ляют три основных уровня за- на такой угол. Значит, Рукутам- ными лёгкими, упрямо двигался к шлось принимать касторку... Тем
гробного мира буни. ский жезл вполне мог использо- ку (или кȳкку) у уильта, ульчей цели — острову Сахалин, русской не менее я в отличнейшем настро-
и нанайцев означает «лебедь» каторге на краю империи.
Первый — когда человек ваться как солнечные часы. (уильтинская фраза кукунуǯǯu ении и здоров», — сообщал он
«В Москве мне нет житья от родным 29 апреля, словно стара-
только ушёл — называется пэ- Третий уровень буни назы- ȳхани, уjсэj сэгдэхэни — «он друзей и знакомых. Не дают ра-
ду нā («нижняя земля, нижний вается пунэктэунэ — «пепел». сел на свою птицу, вверх взле- ботать, не дают отдыхать», — жа- ясь их успокоить.
За Уралом открылся совер-
подземный мир»). Одновременно пепел в земле тел»). Именно Орион помо- ловался Чехов в одном из писем. шенно иной мир: «Я в Сибири... И
Второй именуется селтау- как бы служит основой для за- гал людям разных этнокуль- Усталость от суеты, от «благоду-
на, то есть «уголь». По пове- рождения новой жизни. тур определить долгожданный шия» столичной жизни стала од- так странно видеть совсем осо-
бенную жизнь, ни на что не похо-
рьям уильта, кости превраща- день, когда начинает увеличи- ной из причин, толкнувших его жую», — удивлялся Чехов в пись-
ются в уголь. Его символиче- Многомерность ваться светлое время суток по- на этот непростой путь. Месяца- ме Суворину из Томска в начале
ское изображение находим на сле темноты зимы или, иными ми он готовился к путешествию: мая.
ручке жезла. Как известно, на Как упоминалось выше, ар- словами, отсутствия жизни. А изучал книги, карты, собирал све- И далее в том же письме —
Сахалине много открытых ме- тефакт с берегов Рукутамы чёт- значит, пробуждения жизнен- дения. Его решимость оставалась признание, которое многое гово-
сторождений угля. Одно из ко не датирован. Однако для ных сил природы. непоколебимой, хотя близкие не- рит о характере писателя: «Уез-
уильтинских объяснений на- изучения этнической культу- Взглянем ещё раз на Руку- доумевали, зачем человеку с при- жая, я тешил себя мыслями о том,
звания острова — Сагари на, то ры возраст жезла имеет дале- тамский жезл, дабы увидеть знаками чахотки и нестабильным как буду тосковать в дороге, о тех
есть «чёрная земля» от сагари ко не первостепенное значение. цикличность бытия. Помимо доходом бросаться в такую аван- отчаянных мыслях, какие придут
селта («чёрный уголь»). Уточ- Если даже сакральные компо- предполагаемого изображения тюру. ко мне в глуши, о тоске, которая
ню: все тунгусо-маньчжур- зиции не являются прямым от- Полярной звезды на нём есть и «Еду я на Сахалин не из-за ли- заберётся под сердце в сибирские
ские общности владели кузнеч- ражением древних картографи- созвездие Ориона. И что харак- тературных соображений, а для холодные ночи, но, представь-
ным ремеслом и могли исполь- ческих представлений народа, того, чтобы пожить полгода не так, те, до сих пор я очень доволен и
зовать уголь не только в быту, это не умаляет их важности, так терно: первая на той стороне, как я жил до сих пор... Не надоело не нахожу повода жаловаться на
но и для ритуалов. Среди саха- как очевиден накопленный ве- где отображена жизнь, второе ли мне моё благодушие?» — так судьбу. Страстная охота к странст-
— на практически пустой, без-
линских шаманов были мастера ками и переданный искусными жизненной стороне рога. объяснял своё решение сам писа- вованиям пока не даёт мне заки-
тель в письме издателю А. С. Суво-
кузнечного дела, чему есть под- точными изображениями опыт Людмила МИССОНОВА, рину от 9 марта 1890 года. О своём сать на одном месте». С востоком
тверждения в рисунках япон- поколений. Обитаемое про- здоровье Чехов писал с привыч- менялись не только пейзажи, но и
ских художников XVIII–XIX странство острова полностью ведущий научный ной иронией: «Денег у меня ма- ритм жизни: «Чем дальше на вос-
веков, хранящихся в городской включено в жизненный цикл сотрудник ИЭА РАН ло, здоровье же моё нельзя на- ток, тем азиатистее. Здесь уже не
публичной библиотеке Хакода- со сложной взаимосвязью ма- звать очень хорошим. Я кашляю, засыпаешь после обеда, как в Мо-
тэ на Хоккайдо, а также в кол- териальных и духовных сторон Полностью статья была опу- как старая овца, и мой голос, ве- скве, — не полагается», — под-
мечал он в письме сестре Марии
лекции предметов кузнечного бытия тунгусской этнической бликована в журнале «Человек и роятно, походит на голос соста- Павловне.
ремесла в фондах Российского общности. Точно так же инфор- мир. Диалог», № 4(13), октябрь – рившейся невинности. А мне ещё Впереди у Антона Павлови-
декабрь 2023 г.
этнографического музея. Да и мация передаётся с помощью предстоит до Сахалина сделать 11 ча были ещё тысячи вёрст пути, а
в словарях много слов, относя- фольклора. Неизвестный мас- https://perspectum.info тысяч вёрст! Это и страшно, и ве- затем — три месяца кропотливой
щихся к кузнечному делу всех тер в глуби веков не имел точ- село...» (из того же письма Суво- работы на каторжном острове. Три
тунгусских народов, включая ных географических карт и тем рину). месяца, за которые он опросит по-
уильта. более спутниковых снимков, но Уже через три дня, в вагоне Че- чти десять тысяч каторжан и посе-
Изображение угля может явно владел полным объёмом хов пишет Суворину с присущей ленцев, заполнит множество кар-
также символизировать Поляр- знания предшествующих поко- ему лаконичностью: «Я еду, еду, точек и соберёт материал для кни-
ную звезду (ромб с лучами). лений. Можно сказать, прово- еду... Со вчерашнего утра сижу в ги «Остров Сахалин» — докумен-
На уильтинском языке она на- дил мировоззренческое скани- вагоне и поедаю донской хлеб, по- та такой обличительной силы, что
зывается Бỳрақта. Второе зна- рование пространства. сыпая перцем, принимаю миксту- царская цензура разрешит его пу-
чение — «кремень, огниво». В Многомерность простран- ру, пью молоко и философствую» бликацию лишь частями.
(письмо от 24 апреля 1890 г.).
мир высших сил шаман мог по- ства (бō) уильта, к примеру, ох- Маршрут его пролегал через
пасть, ориентируясь именно на ватывает такие понятия, как всю Россию: «Начинаю с того, что в Ирада ОРДУХАНИ
Полярную звезду. В легендах «мир», «вселенная», «мест- Ярославле на Волге я сел на паро- МГИМО
уильта Буракта нани (дословно: ность (земля)», «место, про- ход «Александр Невский». От Яро- Все цитаты взяты из писем
«земля Полярной звезды») — странство вне помещения», славля до Перми три дня плыл по А.П. Чехова, опубликованных в соб-
это одна из сфер верхнего мира. «небо», «состояние атмосфе- Волге и Каме. В Перми сел в вагон рании сочинений и писем в 30 то-
Если рассматривать жезл как ры», «погода». А планета (Зем- и поехал в Тюмень. В Тюмени сел мах (М.: Наука, 1974–1983)
ритуальный инструмент шама- ля) определяется иным сло- на пароход «Ермак» и поплыл по https://godliteratury.ru

