Page 15 - Газета "Родовая Земля"
P. 15

«Родовая Земля»                                                                                                          ИСТОКИ        •  15
           № 11 (256), ноябрь 2025 г.

                                                                       вом нā, обозначающим земную
                                                                       твердь,  сушу,  материк,  берег,
                                                                       грунт. Понятия «край», «терри-
                                                                       тория», «страна»  и  им  подоб-
                                                                       ные обозначаются обоими сло-
                                                                       вами.
                                                                          Искусству  нанесения  изо-
                                                                       бражений на жезл и великолеп-
                                                                       ному  знанию  географии (и  ги-
                                                                       дрографии)  местности  удив-
                                                                       ляться не приходится, это слов-
                                                                       но  заложено  в  менталитете
                                                                       уильта как одного из тунгусских
                                                                       народов,  что  многократно  от-
                                                                       мечали  исследователи.  У  эвен-
                                                                       ков реки «задавали <…> струк-
                                                                       туру самого пространства», для
                                                                       них  издавна  характерна  фено-
                                                                       менальная  способность  ориен-
                                                                       тировки  по  гидрографической
                                                                       сети края (В. К. Арсеньев. Зим-
                                                                       ний поход по реке Хунгари; А.
                                                                       Лаврилье. Ориентация по рекам
                                                                       у эвенков юго-востока Сибири:
                                                                       Система пространственной, со-
                                                                       циальной  и  ритуальной  ориен-
                                                                       тации;  А.  А.  Бурыкин.  Пред-
                                                                       ставления  народов  северо-вос-
                                                                       тока Азии об окружающем про-
                                                                       странстве и их отражение в из-
                                                                       образительном искусстве).
                                                                       внимания человека, что находи- «Я еду на Сахалин»«Я еду на Сахалин»
                                                                          Цикличность  жизни  на  не-
                                                                       бе и земле всегда была в центре
           детельствует  об  очень  давнем  на, то можно предположить его   ло отражение в искусстве, в том
           переселении  общности  на  Са-  использование  в  качестве  ква-  числе  орнаменте (спираль,  со-
           халин, хотя для определения да-  дранта для определения место-  лярные  символы,  символы  во-  21 апреля 1890 года — день,  Туре, Тоболу и Иртышу до Тоболь-
           ты необходимо дальнейшее из-  нахождения  относительно  По-  ды и огня, плодородия, добра и   когда Антон Павлович Чехов по-  ска. От Тобольска на «Ермаке» же
           учение археологического, исто-  лярной  звезды.  Все  линии  на   зла, жизни и смерти, а также зо-  кинул московские улицы и отпра-  плыл по Иртышу до Оби, по кото-
           рического  и  этнологического  роге,  разделяющие  жанровые   оморфные  фигуры  и  т.д.).  Всё   вился в свою самую дальнюю и,  рой доехал до Сургута» (из письма
           материалов.                   сакральные  композиции,  обра-  это есть на Рукутамском жезле.  пожалуй, самую значимую доро-  родным от 14–17 мая 1890 г.).
              Отдельно  отмечу  такой  ас-  зуют семь секторов, пять по 15   У орочей появление осенью   гу. Весенняя Россия, сбрасываю-  Урал встретил писателя суро-
           пект. Все поперечные линии на  градусов и два крайних вместе   Ориона (Кȳку  ǯавин’и — «ле-  щая зимнее оцепенение, раскры-  во: «Уральские впечатления: ме-
           жезле  одинарные,  и  только  на  тоже составляют 15. Известно,   бединая  оморочка»)  предвеща-  валась перед ним во всей красе,  тели, холод, две ночи не спал, раз-
           ручке —  двойные.  Они  отде-  что  за  час  тень  передвигается   ло  начало  перелёта  птиц.  Ку-  пока он, врач и писатель с боль-  болелся желудок, два раза при-
           ляют  три  основных  уровня  за-  на такой угол. Значит, Рукутам-                         ными лёгкими, упрямо двигался к  шлось принимать касторку... Тем
           гробного мира буни.           ский жезл вполне мог использо-  ку (или кȳкку) у уильта, ульчей  цели — острову Сахалин, русской  не менее я в отличнейшем настро-
                                                                       и  нанайцев  означает «лебедь»  каторге на краю империи.
              Первый —  когда  человек  ваться как солнечные часы.     (уильтинская  фраза  кукунуǯǯu                              ении и здоров», — сообщал он
                                                                                                        «В Москве мне нет житья от  родным 29 апреля, словно стара-
           только ушёл — называется пэ-     Третий  уровень  буни  назы-  ȳхани,  уjсэj  сэгдэхэни — «он  друзей и знакомых. Не дают ра-
           ду нā («нижняя земля, нижний  вается  пунэктэунэ — «пепел».   сел на свою птицу, вверх взле-  ботать, не дают отдыхать», — жа-  ясь их успокоить.
                                                                                                                                      За Уралом открылся совер-
           подземный мир»).              Одновременно  пепел  в  земле   тел»).  Именно  Орион  помо-  ловался Чехов в одном из писем.  шенно иной мир: «Я в Сибири... И
              Второй  именуется  селтау-  как бы служит основой для за-  гал  людям  разных  этнокуль-  Усталость от суеты, от «благоду-
           на,  то  есть «уголь».  По  пове-  рождения новой жизни.    тур  определить  долгожданный   шия» столичной жизни стала од-  так странно видеть совсем осо-
                                                                                                                                   бенную жизнь, ни на что не похо-
           рьям  уильта,  кости  превраща-                             день,  когда  начинает  увеличи-  ной из причин, толкнувших его  жую», — удивлялся Чехов в пись-
           ются  в  уголь.  Его  символиче-  Многомерность             ваться светлое время суток по-  на этот непростой путь. Месяца-  ме Суворину из Томска в начале
           ское  изображение  находим  на                              сле темноты зимы или, иными   ми он готовился к путешествию:  мая.
           ручке  жезла.  Как  известно,  на   Как упоминалось выше, ар-  словами,  отсутствия  жизни.  А   изучал книги, карты, собирал све-  И далее в том же письме —
           Сахалине  много  открытых  ме-  тефакт с берегов Рукутамы чёт-  значит,  пробуждения  жизнен-  дения. Его решимость оставалась  признание, которое многое гово-
           сторождений  угля.  Одно  из   ко  не  датирован.  Однако  для   ных сил природы.         непоколебимой, хотя близкие не-  рит о характере писателя: «Уез-
           уильтинских  объяснений  на-  изучения  этнической  культу-    Взглянем  ещё  раз  на  Руку-  доумевали, зачем человеку с при-  жая, я тешил себя мыслями о том,
           звания острова — Сагари на, то   ры  возраст  жезла  имеет  дале-  тамский  жезл,  дабы  увидеть   знаками чахотки и нестабильным   как буду тосковать в дороге, о тех
           есть «чёрная  земля»  от  сагари   ко не первостепенное значение.   цикличность  бытия.  Помимо   доходом бросаться в такую аван-  отчаянных мыслях, какие придут
           селта («чёрный  уголь»).  Уточ-  Если  даже  сакральные  компо-  предполагаемого  изображения   тюру.                   ко мне в глуши, о тоске, которая
           ню:  все  тунгусо-маньчжур-   зиции не являются прямым от-  Полярной звезды на нём есть и    «Еду я на Сахалин не из-за ли-  заберётся под сердце в сибирские
           ские общности владели кузнеч-  ражением древних картографи-  созвездие Ориона. И что харак-  тературных соображений, а для   холодные ночи, но, представь-
           ным ремеслом и могли исполь-  ческих  представлений  народа,                              того, чтобы пожить полгода не так,   те, до сих пор я очень доволен и
           зовать  уголь  не  только  в  быту,   это не умаляет их важности, так   терно:  первая  на  той  стороне,  как я жил до сих пор... Не надоело   не нахожу повода жаловаться на
           но и для ритуалов. Среди саха-  как  очевиден  накопленный  ве-  где  отображена  жизнь,  второе  ли мне моё благодушие?» — так   судьбу. Страстная охота к странст-
                                                                       — на практически пустой, без-
           линских шаманов были мастера  ками и переданный искусными   жизненной стороне рога.       объяснял своё решение сам писа-  вованиям пока не даёт мне заки-
                                                                                                     тель в письме издателю А. С. Суво-
           кузнечного дела, чему есть под-  точными  изображениями  опыт        Людмила МИССОНОВА,  рину от 9 марта 1890 года. О своём   сать на одном месте». С востоком
           тверждения  в  рисунках  япон-  поколений.  Обитаемое  про-                               здоровье Чехов писал с привыч-  менялись не только пейзажи, но и
           ских  художников XVIII–XIX  странство  острова  полностью                  ведущий научный   ной иронией: «Денег у меня ма-  ритм жизни: «Чем дальше на вос-
           веков, хранящихся в городской  включено  в  жизненный  цикл              сотрудник ИЭА РАН  ло, здоровье же моё нельзя на-  ток, тем азиатистее. Здесь уже не
           публичной библиотеке Хакода-  со  сложной  взаимосвязью  ма-                              звать очень хорошим. Я кашляю,   засыпаешь после обеда, как в Мо-
           тэ на Хоккайдо, а также в кол-  териальных и духовных сторон   Полностью статья была опу-  как старая овца, и мой голос, ве-  скве, — не полагается», — под-
                                                                                                                                   мечал он в письме сестре Марии
           лекции  предметов  кузнечного  бытия  тунгусской  этнической   бликована в журнале «Человек и   роятно, походит на голос соста-  Павловне.
           ремесла  в  фондах  Российского  общности. Точно так же инфор-  мир. Диалог», № 4(13), октябрь –   рившейся невинности. А мне ещё   Впереди у Антона Павлови-
                                                                       декабрь 2023 г.
           этнографического  музея.  Да  и  мация  передаётся  с  помощью                            предстоит до Сахалина сделать 11   ча были ещё тысячи вёрст пути, а
           в словарях много слов, относя-  фольклора.  Неизвестный  мас-        https://perspectum.info  тысяч вёрст! Это и страшно, и ве-  затем — три месяца кропотливой
           щихся  к  кузнечному  делу  всех  тер в глуби веков не имел точ-                          село...» (из того же письма Суво-  работы на каторжном острове. Три
           тунгусских  народов,  включая  ных географических карт и тем                              рину).                        месяца, за которые он опросит по-
           уильта.                       более спутниковых снимков, но                                  Уже через три дня, в вагоне Че-  чти десять тысяч каторжан и посе-
              Изображение  угля  может  явно  владел  полным  объёмом                                хов пишет Суворину с присущей   ленцев, заполнит множество кар-
           также символизировать Поляр-  знания предшествующих поко-                                 ему лаконичностью: «Я еду, еду,   точек и соберёт материал для кни-
           ную  звезду (ромб  с  лучами).  лений.  Можно  сказать,  прово-                           еду... Со вчерашнего утра сижу в   ги «Остров Сахалин» — докумен-
           На  уильтинском  языке  она  на-  дил  мировоззренческое  скани-                          вагоне и поедаю донской хлеб, по-  та такой обличительной силы, что
           зывается  Бỳрақта.  Второе  зна-  рование пространства.                                   сыпая перцем, принимаю миксту-  царская цензура разрешит его пу-
           чение — «кремень, огниво». В     Многомерность  простран-                                 ру, пью молоко и философствую»   бликацию лишь частями.
                                                                                                     (письмо от 24 апреля 1890 г.).
           мир высших сил шаман мог по-  ства (бō) уильта, к примеру, ох-                               Маршрут его пролегал через
           пасть, ориентируясь именно на  ватывает  такие  понятия,  как                             всю Россию: «Начинаю с того, что в          Ирада ОРДУХАНИ
           Полярную  звезду.  В  легендах  «мир», «вселенная», «мест-                                Ярославле на Волге я сел на паро-                   МГИМО
           уильта Буракта нани (дословно:  ность (земля)», «место,  про-                             ход «Александр Невский». От Яро-  Все цитаты взяты из писем
           «земля  Полярной  звезды») —  странство  вне  помещения»,                                 славля до Перми три дня плыл по  А.П. Чехова, опубликованных в соб-
           это одна из сфер верхнего мира.  «небо», «состояние  атмосфе-                             Волге и Каме. В Перми сел в вагон  рании сочинений и писем в 30 то-
           Если  рассматривать  жезл  как  ры», «погода». А планета (Зем-                            и поехал в Тюмень. В Тюмени сел  мах (М.: Наука, 1974–1983)
           ритуальный  инструмент  шама-  ля)  определяется  иным  сло-                              на пароход «Ермак» и поплыл по         https://godliteratury.ru
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20