Page 10 - Газета "Родовая Земля"
P. 10
10 • СрЕДа обиТаниЯ № 10 (207), октябрь 2021 г.
«Родовая Земля»
Фермеры кормят мир 87,5% фруктов и ягод, 80% ово- часть того, что они производят,
щей и 32% яиц;
не попадает в данные статистиче-
• Казахстан: чуть больше 97% ских ведомств.
Маленькие фермерские хозяй-
фермерских хозяйств малень-
кие и, работая на 46% земли, они ства — это не только наш основ-
производят 98% фруктов и ягод, ной источник пищи на сегодняш-
97% молока, 95% картофеля, 94% ний день, но и наше будущее.
• Во множестве мест мы бы- овощей, 90% мяса, 78% сахарной из множества источников мы
стро теряем хозяйства и ферме- свёклы, 73% подсолнечника, 51% слышим, что нам необходимо уд-
ров, при этом большие хозяйства зерновых и 42% яиц; воить производство продуктов
становятся ещё больше. • Россия: у маленьких фермер- питания в ближайшие десятиле-
Можно подумать, что это есте- ских хозяйств 8,8% сельхоззем- тия. рекомендуют комбинации
ственный процесс, вроде как про- ли, но они производят 56% сель- различных торговых и инвестици-
мышленная революция в сель- хозпродукции, включая 90% кар- онных поблажек, плюс новые тех-
ском хозяйстве. и в итоге получа- тофеля, 83% овощей, 55% молока, нологии. но всё это создаёт толь-
ем высокоэффективные, высоко- 39% мяса и 22% зерновых; ко большее неравенство.
продуктивные сельхозпредприя- • Украина: маленькие фер- реальным решением являет-
тия, которые производят много- мы обрабатывают 16% сельхоззе- ся передача контроля и ресурсов
много еды. но оказывается, это мель, но производят 55% сельхоз- самим мелким сельхозпроизводи-
егодня широко распро- некоммерческая организация не совсем так. и вышеупомянутое продукции, в том числе 97% кар- телям и принятие сельскохозяйст-
странено мнение, что ма- GRAIN (https://www.grain.org) про- исследование даёт нам ещё не- тофеля, 97% мёда, 88% овощей, венной политики, направленной
ленькие фермерские хо- вела исследование статистиче- сколько выводов: 83% фруктов и ягод и 80% молока. на их реальную поддержку.
зяйства производят боль- ской информации по фермерским • Маленькие фермеры про- и если маленькие фермы ис-
Сшую часть продовольствия хозяйствам по всему миру. Вот не- должают быть основными произ- пользуют так мало земли, то как P.S. Ещё один вывод исследо-
в мире. и это правда. сколько выводов. водителями продуктов питания в же они производят большую
но многие ли из нас понимают, • Сегодня в мире подавляющее мире. часть сельхозпродукции? одна из вания: большинство мелких сель-
хозпроизводителей в мире —
что они делают это, пользуясь ме- большинство сельхозпроизводи- • Маленькие фермы в целом причин в том, что маленькие фер- женщины.
нее чем четвертью сельскохозяй- телей маленькие, и они становят- более продуктивны, чем большие мерские хозяйства более произ-
ственных угодий в мире, и что да- ся всё меньше. хозяйства. водительны, чем большие. а ещё владимир пиСАренКо
же эта скудная доля быстро сокра- • Маленькие сельхозпроизво- и вот тому доказательства: они ориентируются на местные и Центр восстановительного
щается? дители занимают меньше четвер- • Беларусь: на 17% земли ма- национальные рынки и на собст- земледелия «Бузинушка»,
Маленькая международная ти сельскохозяйственных угодий. ленькие хозяйства производят венные семьи. При этом большая Краснодарский край
Лес, и Чему стоило бы учить детей в школах
искренне убеждена, что в форму, доступную для жизни и разрушатся. Уже меняет. Уже раз- экологии? ВСё СВЯзано Со ВСЕМ! матику, физику, химию, биологию,
нам всем необходимо по- роста других живых организмов, рушаются. Каждый элемент экосистемы вы- географию?! Чтобы поскорее по-
нимать, что лес — это не включая нас с вами. Процесс этот называется обез- полняет множество функций, и ка- строить космолёт, управляемый
сообщество растений и Деревья не только создают, лесение. основная причина обез- ждая функция выполняется мно- искусственным интеллектом, и
Я животных. Это единый но и сохраняют почвы, защищая лесения — антропогенное воз- жеством элементов. Когда погиба- спастись с испорченной и погуб-
организм с разными клетками, ор- их от разрушающего воздейст- действие, включая кроме выжи- ют леса, мы уничтожаем биораз- ленной планеты?!
ганами и функциями. Единый ор- вия дождя и от иссушения солн- гания и вырубки, например, ки- нообразие нашей планеты, теря- Я не против космолётов и меч-
ганизм. и он не только работает, цем и ветром. Да, леса противо- слотные дожди. основная причи- ем устойчивость биосферы к на- ты о скоростях. но важно, чтобы
он ещё и общается со всеми во- стоят эрозии, способствуют устой- на возникновения лесных пожа- шим ошибкам. Мы теряем тех, кто было куда вернуться и к кому.
круг. Даже с людьми. более то- чивости водоснабжения экоси- ров — деятельность человека. поддерживает биосферу живой. а то смешно уже: дети не зна-
го, он может взаимодействовать стем в сухие и дождливые пери- за последние 8000 лет погиб- Чем меньше их, тем меньше шан- ют, как посадить дерево, зато хо-
с людьми. но если люди этого не оды, регулируют выпадение осад- ла почти половина некогда суще- сов у нас. Шансов на жизнь на этой дят на робототехнику делать ро-
понимают, то, конечно, общение ков. Кроме того, они играют клю- ствовавших лесов, 75% площади планете, счастливую и долгую. ботов. Вот роботы нас спасут, да.
не получается. чевую роль как поглотители дву- существовавших веками лесов мы Детям необходимо это пони- Всё возьмут и нам исправят. Лес
«Если бы мы могли осознать в окиси углерода — основного пар- обезлесили за один лишь XX век. мать, потому что, похоже, взрос- посадят. Еду нам на монокультур-
полной мере, что делает для нас никового газа. То есть за прошедшие 100 лет мы лые в массе своей не успевают это ных (читайте не биоразнообраз-
дерево, насколько оно благотвор- Вода, солнце, ветер — это всё не просто потеряли, мы, челове- осознать. и восстанавливать пла- ных) полях вырастят. Служить
но для жизни на земле, то мы бы, энергия, движущаяся энергия ог- чество, уничтожили, истребили нету, возрождать леса предстоит нам будут. Когда леса не останет-
подобно многим племенам, почи- ромной силы. она разрушает, если 37,5% лесов планеты и продолжа- нашим детям. и это много работы.
тали все деревья как своих братьев нет тех, кто её преобразует. а пре- ем истреблять. Поэтому я считаю, что в шко- ся, построят нам бункеры под зем-
и сестёр», — говорил натуралист, образует в первую очередь лес. из оставшихся лесов лишь лах необходимо учить детей са- лёй и космолёты над землёй: на-
биогеограф и автор концепции без леса, без деревьев атмосфе- 22% состоят из естественных эко- жать деревья, понимать их фун- до же будет прятаться от обилия
пермакультуры билл Моллисон. ра изменит свой состав, и системы систем, остальные сильно измене- кции в нашей жизни, взаимодей- энергии, которую некому преоб-
Я хочу, чтобы дети в моей шко- поддержания жизни на планете ны антропогенным воздействием ствовать с ними. о, да с ними не разовывать. роботы из природ-
ле могли почувствовать и понять просто можно, а уже необходимо ной энергии смогут наделать нам
это. Я буду очень стараться со- взаимодействовать. электричество. будет нам в под-
здать для этого все условия. не мо- надо, чтобы дети знали все земельях и в космолётах светло и
жет детское сердце не откликнуть- местные виды деревьев и других чем гаджеты заряжать. Может, да-
ся. Это большинству взрослого на- растений. Это важнее, чем знать же растения в горшках останутся
селения в городах не до леса, не до флаги всех государств или марки для красоты. но может, их заменят
деревьев. а дети ещё не погрузи- машин, бренды одежды и гадже- пластиковыми, как сейчас в ре-
лись в суету, не отключили сердца. тов... сторанах и офисах, чтобы ни жуч-
они способны чувствовать Приро- Хочу, чтобы дети умели вы- ков там всяких не разводилось, ни
ду. Я в это верю. Я это вижу. ращивать еду. Хорошую, свежую, мошкары. Удобно...
Я хочу, чтобы дети знали, что у здоровую, вкусную, без всяких иронизирую, конечно, но хо-
деревьев леса много функций, но глутаматов натрия, такую природ- чу сказать не про то, что роботы
есть главная. Деревья являются ную лечебную еду. и искусственный интеллект — это
для земли оСноВныМи преобра- Хочу, чтобы дети умели компо- плохо. а что с мыслями, приклеен-
зователями и регуляторами по- стировать отходы, собирать и хра- ными к роботам, нам планету не
ступающей энергии. В кронах де- нить семена, проращивать их и са- сохранить живой, красивой и при-
ревьев огромное количество сол- жать, хранить, перерабатывать и годной для нашей с вами жизни. Я
нечной энергии, энергии ветра и консервировать продукты, сохра- за здравый смысл.
осадков, которые преобразуются няя в них полезное, а ещё — фер- Потому буду делать школу с
ментировать. природосообразным образовани-
Хочу, чтобы дети знали лекар- ем, в которой каждый ребёнок от-
— нашим с вами, увы, разрушаю- ственные растения и умели их вы- кроет для себя, что лес — это не
щим воздействием. ращивать, употреблять. Владе- сообщество растений, а единый
истребление леса делает наш ли знаниями о фильтрации воды, живой организм, с которым мож-
климат всё суше. именно леса ста- умели растить овощи, фрукты и но взаимодействовать, который
бильно переносят влагу от океа- любые растения с помощью без- можно вырастить и который будет
нов в глубь материков, обеспечи- пахотной пермакультуры. Умели нам служить и вместе с нами жить
вая полноводность рек, грунто- определять грибы. счастливо.
вых вод и болот. Хочу, чтобы мы с детьми уме- Уже делаю...
Леса — это самые богатые эко- ли вдохновенно восстанавливать
системы на планете. Там прожива- и создавать экосистемы на своих
ют до 80% известных человеку ви- улицах, в своих городах, на своих вера пиСАренКо,
дов живых организмов. У каждо- участках земли, на пустырях, на педагог
го из них свои важные функции в деградированных полях, на пепе- и пермакультурный дизайнер.
поддержании жизнедеятельности лищах, повсюду. Краснодарский край, Выселковский
биосферы. Помните первый закон иначе зачем осваивать мате- район, станица Бузиновская