Page 10 - Газета "Родовая Земля"
P. 10

10  • СрЕДа обиТаниЯ                                                                                                        № 10 (207), октябрь 2021 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


                Фермеры кормят мир                                                                   87,5% фруктов и ягод, 80% ово-  часть того, что они производят,
                                                                                                     щей и 32% яиц;
                                                                                                                                   не попадает в данные статистиче-
                                                                                                        •  Казахстан:  чуть  больше  97%  ских ведомств.
                                                                                                                                      Маленькие фермерские хозяй-
                                                                                                     фермерских  хозяйств малень-
                                                                                                     кие и, работая на 46% земли, они  ства — это не только наш основ-
                                                                                                     производят 98% фруктов и ягод,  ной источник пищи на сегодняш-
                                                                                                     97% молока, 95% картофеля, 94%  ний день, но и наше будущее.
                                                                          •  Во  множестве  мест  мы  бы-  овощей, 90% мяса, 78% сахарной   из множества источников мы
                                                                       стро теряем хозяйства и ферме-  свёклы, 73% подсолнечника, 51%  слышим, что нам необходимо уд-
                                                                       ров, при этом большие хозяйства  зерновых и 42% яиц;        воить производство продуктов
                                                                       становятся ещё больше.           • Россия: у маленьких фермер-  питания в ближайшие десятиле-
                                                                          Можно подумать, что это есте-  ских хозяйств 8,8% сельхоззем-  тия. рекомендуют комбинации
                                                                       ственный процесс, вроде как про-  ли, но они производят 56% сель-  различных торговых и инвестици-
                                                                       мышленная революция в сель-   хозпродукции, включая 90% кар-  онных поблажек, плюс новые тех-
                                                                       ском хозяйстве. и в итоге получа-  тофеля, 83% овощей, 55% молока,   нологии. но всё это создаёт толь-
                                                                       ем высокоэффективные, высоко-  39% мяса и 22% зерновых;     ко большее неравенство.
                                                                       продуктивные сельхозпредприя-    •  Украина:  маленькие  фер-  реальным решением являет-
                                                                       тия, которые производят много-  мы обрабатывают 16% сельхоззе-  ся передача контроля и ресурсов
                                                                       много еды. но оказывается, это  мель, но производят 55% сельхоз-  самим мелким сельхозпроизводи-
                 егодня широко распро-   некоммерческая    организация  не совсем так. и вышеупомянутое  продукции, в том числе 97% кар-  телям и принятие сельскохозяйст-
                 странено мнение, что ма-  GRAIN (https://www.grain.org) про-  исследование даёт нам ещё не-  тофеля, 97% мёда, 88% овощей,   венной политики, направленной
                 ленькие фермерские хо-  вела исследование статистиче-  сколько выводов:             83% фруктов и ягод и 80% молока.  на их реальную поддержку.
                 зяйства производят боль-  ской информации по фермерским   •  Маленькие  фермеры  про-  и если маленькие фермы ис-
           Сшую часть продовольствия  хозяйствам по всему миру. Вот не-  должают быть основными произ-  пользуют так мало земли, то как   P.S. Ещё один вывод исследо-
           в мире. и это правда.         сколько выводов.              водителями продуктов питания в  же они производят большую
              но многие ли из нас понимают,   • Сегодня в мире подавляющее  мире.                    часть сельхозпродукции? одна из   вания: большинство мелких сель-
                                                                                                                                   хозпроизводителей в мире —
           что они делают это, пользуясь ме-  большинство сельхозпроизводи-  •  Маленькие  фермы  в  целом  причин в том, что маленькие фер-  женщины.
           нее чем четвертью сельскохозяй-  телей маленькие, и они становят-  более продуктивны, чем большие  мерские хозяйства более произ-
           ственных угодий в мире, и что да-  ся всё меньше.           хозяйства.                    водительны, чем большие. а ещё         владимир пиСАренКо
           же эта скудная доля быстро сокра-  •  Маленькие  сельхозпроизво-  и вот тому доказательства:  они ориентируются на местные и    Центр восстановительного
           щается?                       дители занимают меньше четвер-   •  Беларусь:  на  17%  земли  ма-  национальные рынки и на собст-  земледелия «Бузинушка»,
              Маленькая   международная  ти сельскохозяйственных угодий.  ленькие хозяйства производят  венные семьи. При этом большая          Краснодарский край


           Лес, и Чему стоило бы учить детей в школах





                  искренне убеждена, что  в форму, доступную для жизни и  разрушатся. Уже меняет. Уже раз-  экологии? ВСё СВЯзано Со ВСЕМ!  матику, физику, химию, биологию,
                  нам всем необходимо по-  роста других живых организмов,  рушаются.                 Каждый элемент экосистемы вы-  географию?! Чтобы поскорее по-
                  нимать, что лес — это не  включая нас с вами.           Процесс этот называется обез-  полняет множество функций, и ка-  строить космолёт, управляемый
                  сообщество растений и     Деревья не только создают,  лесение. основная причина обез-  ждая функция выполняется мно-  искусственным  интеллектом, и
           Я животных. Это единый  но и сохраняют почвы, защищая  лесения — антропогенное воз-       жеством элементов. Когда погиба-  спастись  с испорченной  и  погуб-
           организм с разными клетками, ор-  их от разрушающего воздейст-  действие, включая кроме выжи-  ют леса, мы  уничтожаем  биораз-  ленной планеты?!
           ганами и функциями. Единый ор-  вия дождя и от иссушения солн-  гания и вырубки, например, ки-  нообразие нашей планеты, теря-  Я не против космолётов и меч-
           ганизм. и он не только работает,  цем и ветром. Да, леса противо-  слотные дожди. основная причи-  ем устойчивость биосферы к на-  ты  о  скоростях.  но  важно,  чтобы
           он ещё и общается со всеми во-  стоят эрозии, способствуют устой-  на возникновения лесных пожа-  шим ошибкам. Мы теряем тех, кто   было куда вернуться и к кому.
           круг. Даже с людьми. более то-  чивости водоснабжения экоси-  ров — деятельность человека.  поддерживает биосферу живой.   а то смешно уже: дети не зна-
           го, он может взаимодействовать  стем в сухие и дождливые пери-  за последние 8000 лет погиб-  Чем меньше их, тем меньше шан-  ют, как посадить дерево, зато хо-
           с людьми. но если люди этого не  оды, регулируют выпадение осад-  ла почти половина некогда суще-  сов у нас. Шансов на жизнь на этой   дят  на робототехнику делать  ро-
           понимают, то, конечно, общение  ков. Кроме того, они играют клю-  ствовавших лесов, 75% площади  планете, счастливую и долгую.  ботов. Вот роботы нас спасут, да.
           не получается.                чевую роль как поглотители дву-  существовавших веками лесов мы   Детям необходимо это пони-  Всё возьмут и нам исправят. Лес
              «Если бы мы могли осознать в  окиси углерода — основного пар-  обезлесили за один лишь XX век.  мать,  потому  что, похоже,  взрос-  посадят. Еду нам на монокультур-
           полной мере, что делает для нас   никового газа.            То есть за прошедшие 100 лет мы  лые в массе своей не успевают это   ных (читайте не биоразнообраз-
           дерево, насколько оно благотвор-  Вода, солнце, ветер — это всё  не просто потеряли, мы, челове-  осознать. и восстанавливать пла-  ных) полях вырастят. Служить
           но для жизни на земле, то мы бы,   энергия, движущаяся энергия ог-  чество, уничтожили,  истребили  нету, возрождать леса предстоит   нам будут. Когда леса не останет-
           подобно многим племенам, почи-  ромной силы. она разрушает, если  37,5% лесов планеты и продолжа-  нашим детям. и это много работы.
           тали все деревья как своих братьев   нет тех, кто её преобразует. а пре-  ем истреблять.     Поэтому я считаю, что в шко-  ся, построят нам бункеры под зем-
           и сестёр», — говорил  натуралист,   образует в первую очередь лес.   из оставшихся лесов лишь  лах необходимо учить детей са-  лёй и космолёты над землёй: на-
           биогеограф и автор концепции   без леса, без деревьев атмосфе-  22% состоят из естественных эко-  жать деревья, понимать их фун-  до же будет прятаться от обилия
           пермакультуры билл Моллисон.  ра изменит свой состав, и системы  систем, остальные сильно измене-  кции в нашей жизни, взаимодей-  энергии, которую некому преоб-
              Я хочу, чтобы дети в моей шко-  поддержания жизни на планете  ны антропогенным воздействием  ствовать с ними. о, да с ними не   разовывать. роботы из природ-
           ле  могли почувствовать  и  понять                                                        просто можно, а уже необходимо   ной энергии смогут наделать нам
           это. Я буду очень стараться со-                                                           взаимодействовать.            электричество. будет нам в под-
           здать для этого все условия. не мо-                                                          надо, чтобы дети знали все   земельях и в космолётах светло и
           жет детское сердце не откликнуть-                                                         местные виды деревьев и других   чем гаджеты заряжать. Может, да-
           ся. Это большинству взрослого на-                                                         растений. Это важнее, чем знать   же растения в горшках останутся
           селения в городах не до леса, не до                                                       флаги всех государств или марки   для красоты. но может, их заменят
           деревьев. а дети ещё не погрузи-                                                          машин, бренды одежды и гадже-  пластиковыми, как  сейчас в  ре-
           лись в суету, не отключили сердца.                                                        тов...                        сторанах и офисах, чтобы ни жуч-
           они способны чувствовать Приро-                                                              Хочу,  чтобы  дети  умели  вы-  ков там всяких не разводилось, ни
           ду. Я в это верю. Я это вижу.                                                             ращивать еду. Хорошую, свежую,   мошкары. Удобно...
              Я хочу, чтобы дети знали, что у                                                        здоровую, вкусную, без всяких    иронизирую, конечно, но хо-
           деревьев леса много функций, но                                                           глутаматов натрия, такую природ-  чу сказать не про то, что роботы
           есть главная. Деревья являются                                                            ную лечебную еду.             и искусственный интеллект — это
           для земли оСноВныМи преобра-                                                                 Хочу, чтобы дети умели компо-  плохо. а что с мыслями, приклеен-
           зователями и регуляторами по-                                                             стировать отходы, собирать и хра-  ными к роботам, нам планету не
           ступающей энергии. В кронах де-                                                           нить семена, проращивать их и са-  сохранить живой, красивой и при-
           ревьев огромное количество сол-                                                           жать, хранить, перерабатывать и  годной для нашей с вами жизни. Я
           нечной энергии, энергии ветра и                                                           консервировать продукты, сохра-  за здравый смысл.
           осадков,  которые преобразуются                                                           няя в них полезное, а ещё — фер-  Потому  буду  делать  школу  с
                                                                                                     ментировать.                  природосообразным образовани-
                                                                                                        Хочу, чтобы дети знали лекар-  ем, в которой каждый ребёнок от-
                                                                       — нашим с вами, увы, разрушаю-  ственные растения и умели их вы-  кроет для себя, что лес — это не
                                                                       щим воздействием.             ращивать, употреблять. Владе-  сообщество растений, а единый
                                                                          истребление леса делает наш   ли знаниями о фильтрации воды,  живой организм, с которым мож-
                                                                       климат всё суше. именно леса ста-  умели  растить  овощи,  фрукты  и  но взаимодействовать, который
                                                                       бильно переносят влагу от океа-  любые растения с помощью без-  можно вырастить и который будет
                                                                       нов в глубь материков, обеспечи-  пахотной пермакультуры. Умели  нам служить и вместе с нами жить
                                                                       вая полноводность рек, грунто-  определять грибы.           счастливо.
                                                                       вых вод и болот.                 Хочу, чтобы мы с детьми уме-  Уже делаю...
                                                                          Леса — это самые богатые эко-  ли вдохновенно восстанавливать
                                                                       системы на планете. Там прожива-  и создавать экосистемы на своих
                                                                       ют до 80% известных человеку ви-  улицах, в своих городах, на своих      вера пиСАренКо,
                                                                       дов живых организмов. У каждо-  участках  земли,  на пустырях,  на                педагог
                                                                       го из них свои важные функции в  деградированных полях, на пепе-  и пермакультурный дизайнер.
                                                                       поддержании жизнедеятельности  лищах, повсюду.               Краснодарский край, Выселковский
                                                                       биосферы. Помните первый закон   иначе зачем осваивать мате-       район, станица Бузиновская
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15