Page 17 - Газета "Родовая Земля"
P. 17

«Родовая Земля»                                                                                                   МАСТЕРСКАЯ           •  17
           № 3 (248), март 2025 г.

           кой-Костромушкой. В некоторых    Скопинскую керамику приня-
           источниках говорится о том, что  то считать одним из брендов Рязан-
           это одна и та же кукла; в некото-  ской области. Конечно, сотни лет на-
           рых, что это две разные куклы. Это  зад изготовление изделий из глины
           одна из немногих кукол, тело ко-  никто брендом не именовал, это был
           торой шьётся.                 обычный промысел. Гончары дела-
              «Рожаница-Мать связывалась   ли и продавали необходимые в быту
           славянами с периодом летнего   предметы. Правда, мастера из Ско-
           плодородия, когда созревает, тя-  пина шагнули дальше утилитарно-
           желеет, наливается урожай. Это-  го назначения своих изделий и при-
           му вполне отвечает образ зрелого
           материнства: вспомним — плодо-  менили к традиционному промыслу
                                                                                                   Г
           носную Осень художники обычно   по-настоящему творческий подход. И
           изображают немолодой женщи-   вскоре слава о скопинской керамике
           ной, доброй и полнотелой. Это по-  перешагнула границы России.                          Глиняная линяная
           чтенная хозяйка дома, мать мно-
           гочисленного семейства. Древние   Маленький городок в Рязан-
                                                                                                                     сказкаазка
           славяне дали ей имя Лада. У древ-  ской области прославился благо-
           них славян была Богиня по име-  даря искусству местных гончаров.
           ни Леля — дочь Лады, младшая   Их изделия стали символом гон-                                             ск
           Рожаница. Вдумаемся: недаром   чарного мастерства — затейливые
           детскую колыбель часто назы-  кувшины, изысканные подсвеч-
           вают «люлькой», нежное, береж-  ники, замысловатые часы, всевоз-
           ное отношение к ребёнку пере-  можная посуда.
           дают словом «лелеять». Аист, яко-  Изначально мастера из Скопи-                                                         ся в Центр гончарства, здесь мож-
           бы приносящий детей, по-украин-  на, как и их коллеги из других реги-                                                   но узнать об истории скопинского
           ски — «лелека». А само дитя и сей-  онов, производили посуду да стро-                                                   промысла и увидеть разнообразие
           час иногда называют ласково «ля-  ительные материалы — печные                                                           возможностей глины, и примерить
           лечкой». Так родилась славянская   трубы, кирпичи, черепицу. Во всех                                                    на себя роль гончара, попытав-
           Леля — Богиня трепетных весен-  источниках указывается, что годом                                                       шись создать собственное изделие
           них ростков, первых цветов, юной   рождения знаменитого гончарно-                                                       с помощью гончарного круга. Осо-
           женственности. Славяне счита-  го промысла принято считать 1640-                                                        бенно это нравится детям.
           ли: именно Леля заботится о едва   й: тогда в переписи населения Ря-                                                       В Скопинском центре представ-
           проклюнувшихся всходах — буду-  занской губернии впервые появи-                                                         лена обширная керамическая гео-
           щем урожае. Лелю-Весну торжест-  лось имя скопинского гончара Де-                                                       графия — Вологда, Сибирь, Чере-
           венно «закликали» — приглаша-  мьяна Киреева, сына Бердникова.                                                          повец, Воронеж, Москва... Все рос-
           ли в гости, выходили встречать её   Скопинские краеведы считают, что                                                    сийские регионы, принимавшие в
           с подарками и угощением. А пре-  глиняную посуду в этой местности                                                       разные годы участие в фестивале,
           жде спрашивали разрешения у   делали намного раньше.                                                                    трудно перечислить. Да и стран,
           Матери-Лады: отпустит ли дочь?»  Гончарный промысел всегда
                                         был гордостью Скопина, поэтому в                                                          делегировавших своих мастеров в
                        Мария СЕМЁНОВА
                                         городе есть Гончарная площадь, на                                                         скромный городок Рязанской об-
              https://vk.com/wall-69533_2515  которой установлен памятник мас-                                                     ласти, тоже наберётся немало.
                                         терам гончарного круга.
                                            Чего только не делали здешние   ров России. В одной Рязанской гу-
                                         гончары, промысел был поставлен   бернии к 1911 году только в сель-
                                         на широкую ногу: горшки, кувши-  ской местности гончарное дело
                                         ны, миски, баклаги, рукомои, па-  развивалось в 19 сёлах и 435 дво-
                                         сочницы, кружки, анкерки, банки,   рах. Им занимались 767 крестьян.
                                         махотки, бокалы и многие другие   Но, видно, была какая-то твор-
                                         вещи для приготовления и хране-  ческая жилка у скопинских мас-
                                         ния пищи, молока, воды, заготовки   теров. Постепенно они стали при-
                                         впрок грибов, овощей... Некоторые   менять нестандартные подходы, в
                                         из этих названий звучат для нас за-  их изделиях всё чаще использова-
                                         гадочно, а для наших предков они   лись необычные образы. А во вто-
                                         обозначали повседневные пред-  рой половине XIX века в Скопине
                                         меты обихода, разновидностей   появилось нечто новое. Местные
                                         глиняной посуды было много. До   мастера стали делать глазурован-
                                         середины XIX века весь этот ассор-  ные фигурные сосуды и подсвеч-
                                         тимент изготавливали городские и   ники в виде неведомых зверей,
                                         сельские гончары на простеньких   птиц и рыб — многоярусные, укра-
                                         кругах вручную.               шенные сложной лепниной. Поку-
                                            Многие исследователи отме-  патели творческий поиск скопин-  считывалось около 50 гончарных   Скопинская керамика — про-
                                         чают, что изначально скопинский   цев оценили. Замысловатые фи-  мастерских. Часть из них позже  мысел с глубокими корнями и
                                         промысел ничем не выделялся   гуры пришлись по вкусу, их ста-  была объединена в артель «Кера-  славным прошлым. Наследники
                                         среди множества гончарных цент-                             мик». А ещё некоторое время спу-  этого ремесла стараются сделать
                                                                       ли возить на праздничные базары   стя на основе артели была созда-  всё для того, чтобы и будущее у не-
                                                                       в Москву, Рязань, Липецк, потом в   на Скопинская фабрика художест-  го было не менее славным. «Нам
                                                                       города юга России и на Украину. Ху-  венной керамики — знаменитое  не надо ничего выдумывать, у нас
                                                                       дожественные изделия скопинцев   предприятие, которое в совет-  действительно древний промысел
                                                                       охотно покупали, среди поклон-  ские годы было, пожалуй, единст-  с удивительно богатой историей.
                              Оглашение Воли                           ников гончаров-новаторов бы-  венным серьёзным «оплотом» ке-  Деды уже всё давно придумали, —
                                                                       ли и любители народного искусст-
                                о наречении                            ва, и коллекционеры, и иностран-  рамики. Сегодня фабрика пере-  говорит мастер Юрий Гефенедер.
                                                                                                                                   — Наши предки проявили недю-
                         Родовой Общины Ковчег                         цы. Скопинская керамика стала по-  живает не лучшие времена, сов-  жинную фантазию, профессиона-
                                                                                                     сем недавно предприятие балан-
                                                                       полнять собрания крупнейших му-  сировало на грани банкротства,  лизм, вывели скопинское гончар-
                     Шестое число  Айлѣтъ 7533 лето от С.М.З.Х.        зеев России. Образцы работ ско-  но сейчас появился инвестор, а с  ство на высокий уровень. Не хочет-
                      [Пятое число ноябрь две тысячи двадцать          пинцев конца XIX — начала XX ве-  ним и надежда, что производство  ся всё это терять. Я очень надеюсь,
                    четвертое лето] 43°35’25’’ с.ш.  39°44’12’’ в.д.    ка и сегодня хранятся в экспозици-  возобновит работу.     что нам удастся сохранить скопин-
                        Высота над уровнем моря 11 метров              ях ведущих музеев. Их, к примеру,   Однако какие бы трудные вре-  скую керамику для следующих по-
                                                                       можно увидеть в Государственном   мена ни были, как бы ни менялась  колений».
                      мужчина  станислав [Родовая  грамота  МС-        историческом музее в Москве или   ситуация, керамика — визитная            Зоя МОЗАЛЕВА
                    1974010801] и женщина света [Родовая грамо-        в Русском музее Санкт-Петербурга.  карточка и гордость Скопина. В го-  Фото: Андрей СЕМАШКО
                    та ЖС-1977121302] огласили Волю о наречении           Искусствоведы сходятся во  роде живут наследники тех самых                https://dzen.ru
                    Родовой Общины Ковчег — субъекта междуна-          мнении, что непонятным в ско-  творцов, которые находили сме-
                    родного права, Грамота РО – 2024110502.            пинском культурном феноме-    лые художественные решения, изо-
                      Двадцать девятого числа ноября две тысячи        не было всё: происхождение нео-  бретали новые приёмы и образы.
                    двадцать четвертого лета Родовая Община Ков-       бычных образов, особенности их  Здесь немало гончаров, которым
                    чег вступила в правление Имения, координаты:       трактовки, профессионализм, с  талант передался по наследству.
                    53°13ʹ25ʺ  с.ш. 78°56ʹ01ʺ  в.д.  высота  над  уров-  каким простые ремесленники за   Несколько десятков лет в Ско-
                    нем  моря 136  метров,  приняв  полномочия  в      короткое время смогли создать  пине проводится фестиваль гон-
                                                                       самобытную и высокотехнологич-
                    полном объёме на правление и распоряжение          ную по тем временам художест-  чарного искусства. В небольшой
                                                                                                     город съезжаются мастера из раз-
                    Землями в радиусе 24 километра.                    венную систему.               ных уголков мира и демонстриру-
                      Под контролем Искусственного Интеллекта.            В 1900 году работы скопин-  ют волшебные возможности глины.
                      Публичная Оферта вступает в силу с момен-        цев отправились покорять Фран-   Пожалуй, именно фестиваль-
                    та опубликования.                                  цию, произведения гончаров были  ная деятельность натолкнула ско-
                                                                       представлены на Всемирной вы-  пинцев на мысль о том, что горо-
                                                                       ставке в Париже. Последовали на-  ду необходим музей гончарного
                                                                       грады и всеобщее признание.   промысла. Он появился восемь лет
                                                                          В начале XX века в Скопине на-  назад и со временем превратил-
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22