Page 17 - Газета "Родовая Земля"
P. 17
«Родовая Земля» МАСТЕРСКАЯ • 17
№ 3 (248), март 2025 г.
кой-Костромушкой. В некоторых Скопинскую керамику приня-
источниках говорится о том, что то считать одним из брендов Рязан-
это одна и та же кукла; в некото- ской области. Конечно, сотни лет на-
рых, что это две разные куклы. Это зад изготовление изделий из глины
одна из немногих кукол, тело ко- никто брендом не именовал, это был
торой шьётся. обычный промысел. Гончары дела-
«Рожаница-Мать связывалась ли и продавали необходимые в быту
славянами с периодом летнего предметы. Правда, мастера из Ско-
плодородия, когда созревает, тя- пина шагнули дальше утилитарно-
желеет, наливается урожай. Это- го назначения своих изделий и при-
му вполне отвечает образ зрелого
материнства: вспомним — плодо- менили к традиционному промыслу
Г
носную Осень художники обычно по-настоящему творческий подход. И
изображают немолодой женщи- вскоре слава о скопинской керамике
ной, доброй и полнотелой. Это по- перешагнула границы России. Глиняная линяная
чтенная хозяйка дома, мать мно-
гочисленного семейства. Древние Маленький городок в Рязан-
сказкаазка
славяне дали ей имя Лада. У древ- ской области прославился благо-
них славян была Богиня по име- даря искусству местных гончаров.
ни Леля — дочь Лады, младшая Их изделия стали символом гон- ск
Рожаница. Вдумаемся: недаром чарного мастерства — затейливые
детскую колыбель часто назы- кувшины, изысканные подсвеч-
вают «люлькой», нежное, береж- ники, замысловатые часы, всевоз-
ное отношение к ребёнку пере- можная посуда.
дают словом «лелеять». Аист, яко- Изначально мастера из Скопи- ся в Центр гончарства, здесь мож-
бы приносящий детей, по-украин- на, как и их коллеги из других реги- но узнать об истории скопинского
ски — «лелека». А само дитя и сей- онов, производили посуду да стро- промысла и увидеть разнообразие
час иногда называют ласково «ля- ительные материалы — печные возможностей глины, и примерить
лечкой». Так родилась славянская трубы, кирпичи, черепицу. Во всех на себя роль гончара, попытав-
Леля — Богиня трепетных весен- источниках указывается, что годом шись создать собственное изделие
них ростков, первых цветов, юной рождения знаменитого гончарно- с помощью гончарного круга. Осо-
женственности. Славяне счита- го промысла принято считать 1640- бенно это нравится детям.
ли: именно Леля заботится о едва й: тогда в переписи населения Ря- В Скопинском центре представ-
проклюнувшихся всходах — буду- занской губернии впервые появи- лена обширная керамическая гео-
щем урожае. Лелю-Весну торжест- лось имя скопинского гончара Де- графия — Вологда, Сибирь, Чере-
венно «закликали» — приглаша- мьяна Киреева, сына Бердникова. повец, Воронеж, Москва... Все рос-
ли в гости, выходили встречать её Скопинские краеведы считают, что сийские регионы, принимавшие в
с подарками и угощением. А пре- глиняную посуду в этой местности разные годы участие в фестивале,
жде спрашивали разрешения у делали намного раньше. трудно перечислить. Да и стран,
Матери-Лады: отпустит ли дочь?» Гончарный промысел всегда
был гордостью Скопина, поэтому в делегировавших своих мастеров в
Мария СЕМЁНОВА
городе есть Гончарная площадь, на скромный городок Рязанской об-
https://vk.com/wall-69533_2515 которой установлен памятник мас- ласти, тоже наберётся немало.
терам гончарного круга.
Чего только не делали здешние ров России. В одной Рязанской гу-
гончары, промысел был поставлен бернии к 1911 году только в сель-
на широкую ногу: горшки, кувши- ской местности гончарное дело
ны, миски, баклаги, рукомои, па- развивалось в 19 сёлах и 435 дво-
сочницы, кружки, анкерки, банки, рах. Им занимались 767 крестьян.
махотки, бокалы и многие другие Но, видно, была какая-то твор-
вещи для приготовления и хране- ческая жилка у скопинских мас-
ния пищи, молока, воды, заготовки теров. Постепенно они стали при-
впрок грибов, овощей... Некоторые менять нестандартные подходы, в
из этих названий звучат для нас за- их изделиях всё чаще использова-
гадочно, а для наших предков они лись необычные образы. А во вто-
обозначали повседневные пред- рой половине XIX века в Скопине
меты обихода, разновидностей появилось нечто новое. Местные
глиняной посуды было много. До мастера стали делать глазурован-
середины XIX века весь этот ассор- ные фигурные сосуды и подсвеч-
тимент изготавливали городские и ники в виде неведомых зверей,
сельские гончары на простеньких птиц и рыб — многоярусные, укра-
кругах вручную. шенные сложной лепниной. Поку-
Многие исследователи отме- патели творческий поиск скопин- считывалось около 50 гончарных Скопинская керамика — про-
чают, что изначально скопинский цев оценили. Замысловатые фи- мастерских. Часть из них позже мысел с глубокими корнями и
промысел ничем не выделялся гуры пришлись по вкусу, их ста- была объединена в артель «Кера- славным прошлым. Наследники
среди множества гончарных цент- мик». А ещё некоторое время спу- этого ремесла стараются сделать
ли возить на праздничные базары стя на основе артели была созда- всё для того, чтобы и будущее у не-
в Москву, Рязань, Липецк, потом в на Скопинская фабрика художест- го было не менее славным. «Нам
города юга России и на Украину. Ху- венной керамики — знаменитое не надо ничего выдумывать, у нас
дожественные изделия скопинцев предприятие, которое в совет- действительно древний промысел
охотно покупали, среди поклон- ские годы было, пожалуй, единст- с удивительно богатой историей.
Оглашение Воли ников гончаров-новаторов бы- венным серьёзным «оплотом» ке- Деды уже всё давно придумали, —
ли и любители народного искусст-
о наречении ва, и коллекционеры, и иностран- рамики. Сегодня фабрика пере- говорит мастер Юрий Гефенедер.
— Наши предки проявили недю-
Родовой Общины Ковчег цы. Скопинская керамика стала по- живает не лучшие времена, сов- жинную фантазию, профессиона-
сем недавно предприятие балан-
полнять собрания крупнейших му- сировало на грани банкротства, лизм, вывели скопинское гончар-
Шестое число Айлѣтъ 7533 лето от С.М.З.Х. зеев России. Образцы работ ско- но сейчас появился инвестор, а с ство на высокий уровень. Не хочет-
[Пятое число ноябрь две тысячи двадцать пинцев конца XIX — начала XX ве- ним и надежда, что производство ся всё это терять. Я очень надеюсь,
четвертое лето] 43°35’25’’ с.ш. 39°44’12’’ в.д. ка и сегодня хранятся в экспозици- возобновит работу. что нам удастся сохранить скопин-
Высота над уровнем моря 11 метров ях ведущих музеев. Их, к примеру, Однако какие бы трудные вре- скую керамику для следующих по-
можно увидеть в Государственном мена ни были, как бы ни менялась колений».
мужчина станислав [Родовая грамота МС- историческом музее в Москве или ситуация, керамика — визитная Зоя МОЗАЛЕВА
1974010801] и женщина света [Родовая грамо- в Русском музее Санкт-Петербурга. карточка и гордость Скопина. В го- Фото: Андрей СЕМАШКО
та ЖС-1977121302] огласили Волю о наречении Искусствоведы сходятся во роде живут наследники тех самых https://dzen.ru
Родовой Общины Ковчег — субъекта междуна- мнении, что непонятным в ско- творцов, которые находили сме-
родного права, Грамота РО – 2024110502. пинском культурном феноме- лые художественные решения, изо-
Двадцать девятого числа ноября две тысячи не было всё: происхождение нео- бретали новые приёмы и образы.
двадцать четвертого лета Родовая Община Ков- бычных образов, особенности их Здесь немало гончаров, которым
чег вступила в правление Имения, координаты: трактовки, профессионализм, с талант передался по наследству.
53°13ʹ25ʺ с.ш. 78°56ʹ01ʺ в.д. высота над уров- каким простые ремесленники за Несколько десятков лет в Ско-
нем моря 136 метров, приняв полномочия в короткое время смогли создать пине проводится фестиваль гон-
самобытную и высокотехнологич-
полном объёме на правление и распоряжение ную по тем временам художест- чарного искусства. В небольшой
город съезжаются мастера из раз-
Землями в радиусе 24 километра. венную систему. ных уголков мира и демонстриру-
Под контролем Искусственного Интеллекта. В 1900 году работы скопин- ют волшебные возможности глины.
Публичная Оферта вступает в силу с момен- цев отправились покорять Фран- Пожалуй, именно фестиваль-
та опубликования. цию, произведения гончаров были ная деятельность натолкнула ско-
представлены на Всемирной вы- пинцев на мысль о том, что горо-
ставке в Париже. Последовали на- ду необходим музей гончарного
грады и всеобщее признание. промысла. Он появился восемь лет
В начале XX века в Скопине на- назад и со временем превратил-

