Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22

22  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                                  № 3 (248), март 2025 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


           Кукольная «скорая помощь»
           Кукольная «скорая помощь»                                                                                               ный. Но главное, что волнует ро-
                                                                                                                                   дителей — такой ребёнок плохо
                                                                                                                                   адаптируется в детском коллек-
                                                                                                                                   тиве: шумит, перевозбуждается,
                                                                                                                                   становится неуправляемым. У не-
                                                                                                                                   го трудности с занятиями, потому
                                                                                                                                   как он не в состоянии высидеть
                                                                                                                                   спокойно и двадцати минут.
                                                                                                                                      В последнее время появилось
              С прискорбием психиатры заключают, что сегодня всё больше детей с психическими и поведенческими про-  ко в процессе занятий с ним про-  много детей с девиантным пове-
           блемами. Измотавшись сами, измотав ребёнка, в отчаянии мы начинаем искать специалистов, взывая о помощи.   исходили заметные перемены к   дением, которых очень тянет к
           Среди таких специалистов — Татьяна Львовна Шишова и Ирина Яковлевна Медведева, авторы популярных книг   лучшему. Он вдруг начинал рисо-  плохому. Они с лёгкостью и радо-
           «Новое время — новые дети», «Книга для трудных родителей», «Разноцветные белые вороны», «Проклятие Хама»   вать, лепить, сочинять рассказы   стью перенимают дурное. От это-
                                                                                                     — проявлялись творческие спо-
           о психологии и воспитании детей.                                                                                        го, соответственно, проблемы и в
                                                                                                     собности. Многим детям бывает   саду, и в школе, и дома.
              В своих рассуждениях на столь животрепещущие темы авторы опираются на огромный личный опыт рабо-  достаточно одного этапа. Но есть
                                                                                                                                      — Из-за чего возникают по-
           ты с «трудными» детьми по собственной коррекционной методике. Ирина Яковлевна и Татьяна Львовна не толь-  и второй этап занятий, на который   добные трудности у детей? Кто
           ко психологи и педагоги, они ещё и известные драматурги. Писать пьесы подруги-коллеги взялись в начале 80-  берутся дети из разных групп, раз-  виноват в проблемах малыша
           х годов. Это в основном были детские пьесы, которые ставились по всему Советскому Союзу в кукольных и дет-  ных возрастов. Они репетируют и   — семья?
           ских театрах. Может быть, поэтому их методика называется «куклотерапия» и основана на театральном искусстве.  показывают настоящий «живой»   — Раньше, 15–20 лет назад,
              Об уникальной методике и психологических проблемах современных детей мы побеседовали с Татьяной   спектакль, для которого пишутся   существовало два аспекта: пер-
           Львовной ШИШОВОЙ.                                                                         специальные психокоррекцион-  вый — врождённые проблемы, то
                                                                                                     ные пьесы.                    есть органические, которые мо-
                                                                                                        — Дети знают, что ваши за-  гут быть последствиями родовых
              — Когда и почему вам при-  — с психиатром Юрием Степано-  деляем чудесным волшебным ха-  нятия психологические?
           шла в голову идея создания  вичем Шевченко и логопедом Ва-  рактером. У каждой собачки есть   — Нет, для детей всё выгля-  травм, заболевания, мешающего
           «куклотерапии»?               димом Петровичем Добриденем,  достоинства и есть один малень-  дит как игра в кукольный театр.   ребёнку адаптироваться. Второй
              — В середине 80-х годов, когда  которые к тому времени создали  кий недостаток — та самая пато-  Мы считаем: детям неполезно   — семейная ситуация: конфликт-
           мы с Ириной Яковлевной писали  собственную игровую методику  логическая доминанта. И соба-  знать, что у них что-то не в по-  ные отношения либо педагоги-
           пьесы, часто ездили на фестивали  для детей с заиканием.    ка в сценках ведёт себя из-за сво-  рядке с психикой или есть пси-  ческие ошибки родителей. Чаще
           кукольных театров, где различные   Назвали её ИНТЭКС — ин-  его характера так, что серьёзно   хологические трудности. Корень   всего это был комплекс. На сегод-
           театральные коллективы страны  тенсивно-экспрессивный метод.  усложняет ребёнку жизнь. А он   слова психология — «псих», и   ня к вышеперечисленному приба-
           представляли наиболее интерес-  Ирина рассказала о нашей задум-  вынужден её воспитывать!   большинство детей понимает это   вился ещё один — социокультур-
           ные постановки. Во время спек-  ке. Они её сразу же подхватили,   Сюжеты бывают самые раз-  очень рано.                 ный фактор.
           такля мы не раз обращали внима-  потому как в их методе были эле-  ные, но содержательная часть   Для многих малышей тяжёлая   Нередко поведение детей
           ние на то, что нередко актёры, ра-  менты игротерапии, а им очень  обязательно отвечает нуждам на-  травма знать, что его ведут к пси-  искажается даже сильней, чем
           ботая «в живом плане», то есть без  хотелось попробовать и куклоте-  шей коррекционной работы. На-  хологу, что у него есть проблемы.   под влиянием двух предыдущих
           кукол, играли крайне плохо: нее-  рапию, они слышали, что на За-  пример, весьма распространён-  А игра, тем более игра театрали-  факторов. У детей может не быть
           стественные движения, фальши-  паде существуют подобные опы-  ный сюжет «Шашки»: мальчик с   зованная, всегда интересна. Все в   «органики», больших сложно-
           вые интонации. Однако стоило то-  ты. Таким образом, в 90-м году  собакой играли в шашки. Когда   глубине души мечтают хоть нена-  стей в семье, но малыши смотрят
           му же самому актёру взять в руки  мы, вдохновлённые их советами  собака поняла, что проигрыва-  долго стать артистами. К тому же   западные мультфильмы, игра-
           куклу, как вдруг он преображался:  и предложением сотрудничества,  ет, она перевернула доску, сбро-  современные дети привыкли, что   ют в компьютерные игры и даль-
           перед нами представал замеча-  начали работать. Первые занятия  сила фигуры и обвинила во всём   их водят на различные уроки, в   ше проникаются современными
           тельный актёр с красивой, изящ-  проходили на базе физкультур-  хозяина, то есть ребёнка. И ма-  кружки, и это не вызывает у них   подростковыми интересами, ко-
           ной пластикой, изумительным го-  ного диспансера, где Юрий Сте-  лыш должен придумать, что бы-  никаких вопросов. Ну а для ро-  торые пропагандирует массовая
           лосом. Когда мы увидели это впер-  панович проводил группы детей  ло дальше.              дителей это, конечно, не игра, а   культура.
           вые — поразились, а после заду-  с заиканием и больных бронхи-  Ребёнок, с одной стороны, не   серьёзная психолого-педагогиче-  Вследствие этого поведенче-
           мались: почему так?           альной астмой.                унижается, ему не говорят, что это   ская работа.           ские реакции и характер «искрив-
              Пришли к выводу: кукла явля-  — В чём состоит суть вашей  он себя так плохо ведёт. Но в то же   — С какими поведенчески-  ляются», ребёнок становится не-
           ется определённой психологиче-  методики?                   время малыш видит себя со сто-  ми психологическими пробле-  послушным, грубым, агрессив-
           ской защитой. Играя «вживую»,    — Сразу скажу: самое глав-  роны.                        мами вы работаете?            ным. И если такого подростка при-
           человек произносит речь будто от  ное условие работы — присутст-  Кукол мы используем самых   — Поначалу мы брали толь-  водят к нам уже в школьном воз-
           себя. А управляя куклой, говорит  вие и активное участие родите-  обыкновенных, тряпичных. Дома   ко стеснительных детей и малы-  расте — 11, 12, 13 лет, то это быва-
           от её лица, это уже не он. И если  лей. Чтобы изменить поведение  дети репетируют теми игрушками,   шей со страхами. С течением вре-  ет уже огромный клубок проблем,
           на взрослых людей, профессио-  ребёнка, родителям прежде все-  которые у них есть. Так что специ-  мени круг проблем, с которыми   который крайне сложно, а то и не-
           нально подготовленных артистов  го следует пересмотреть своё по-  ально подбирать ничего не требу-  мы работали, расширялся. И те-  возможно распутать.
           кукла оказывает сильное психо-  ведение, свои подходы к малышу.  ется. А вот детали декораций ре-  перь мы занимаемся с любыми   — А с какими детьми легче
           логическое воздействие, то на де-  Мы проводим групповые бесе-  бята нередко делают сами. Конеч-                        работать: с малышами или под-
           тей — и подавно. Более того, с по-  ды с родителями на воспитатель-  но, с помощью родителей.   проблемами поведения, обще-  ростками?
                                                                                                     ния — это застенчивость, агрес-
           мощью игрушки можно менять  ные темы, индивидуальное кон-      Кстати, часто бывало, что до                                — Школьный возраст — бо-
           поведение ребёнка. Правда, тог-  сультирование. Методика наша  наших занятий ребёнок ничем не   сивность, патологическая жажда   лее застарелые проблемы. Но,
           да мы думали только о застенчи-  «двухчастная», состоит из двух  интересовался, боялся трудно-  лидерства, ревность к братьям и   с другой стороны, это уже авто-
           вых малышах и о ребятишках со  этапов.                      стей, любое новшество вызыва-  сёстрам, расторможенность, за-  номные дети. Да и соображения у
           страхами.                        Первый этап — психологиче-  ло категорический отказ. Одна-  торможенность, плохая успева-  них, как правило, побольше. В ка-
              — Когда начались первые  ские этюды и импровизирован-                                  емость в школе, демонстратив-  ждом возрасте есть свои плюсы и
           опыты?                        ное кукольное действо. Сначала                              ность, детское воровство, то есть  минусы.
              — Самые первые опыты на-   мы выявляем «патологическую                                 любые поведенческие трудности    — Случалось ли, что вы не
           чались очень давно. Ирина Яков-  доминанту», то есть то, что меша-                        плюс сопутствующие невротиче-  достигали желаемого эффекта?
           левна по специальности пси-   ет ребёнку вести себя нормаль-                                   ские проявления (заикание,   — Так, чтобы ребёнок про-
           холог и после окончания ин-   но, ту черту характера, кото-                                      энурез, тики, бронхиаль-  ходил весь цикл, и эффекта ни-
           ститута несколько лет работа-  рая не даёт адапти-                                               ная астма).            какого — так не бывало. Да так
           ла в психиатрической клинике,  роваться к окру-                                                     Кроме того, мы рабо-  и не может быть. Ребёнок в лю-
           в 6-й детской больнице. Уже там  жающей  среде,                                                таем с детьми-психопата-  бом случае получает на занятиях
           она предпринимала попытки за-  обществу.                                                       ми, аутистами, шизофрени-  очень много знаний, сведений о
           няться психодрамой. В совет-     Предположим,                                                   ками, детьми с задержкой  людях, о поведении людей, о раз-
           ское время подобные вещи на-  застенчивость.  Ре-                                                  психического  разви-  ных эмоциях, о том, как правиль-
           ходились под спудом, запреща-  бёнок может стес-                                                        тия. Мы не берём  но и неправильно реагировать в
           лись, литературу на эту тему до-  няться, потому что                                                      только интел-  какой-либо ситуации. Он смотрит
           стать было очень тяжело. Но тем  он стеснитель-                                                             лектуально  представление, сценки, которые
           не менее что-то всё-таки находи-  ный, а мо-                                                                 неполно-   разыгрывают другие дети, что-то
           ли. Однако поползновения к экс-  жет                                                                           ценных,  показывает сам, мы проводим об-
           периментам быстро пресекли. И  с т ес-                                                                          умс т-  суждение.
           вскоре Ирина ушла из больницы,  нят ь -                                                                          венно     Коррекция в определённой
           занялась драматургией, журна-  ся по-                                                                            отста-  степени происходит всегда. В по-
           листикой.                     то м у ,                                                                         лых де-  давляющем большинстве случа-
              У меня же был педагогический  что  он                                                                   тей и детей  ев поведение детей нормализу-
           опыт с иностранцами. И хотя это  скрытый ли-                                                               без речи.    ется. Конечно, они могут остать-
           были взрослые студенты, с ними  дер. Это со-                                                                  — С ка-   ся трудными детьми, ведь часто
           приходилось работать отчасти и  вершенно  другой                                                           кими жало-   у них есть определённая предра-
           как с детьми, они не знали русско-  характер,  темперамент.                                       бами к вам обраща-    сположенность. Это все равно ре-
           го языка. Так что психолого-педа-  Стеснительный малыш не                                      лись 20 лет назад и с каки-  бёнок повышенно ранимый, не та-
           гогический опыт у нас был. Одна-  претендует на первое место. А                               ми приходят сегодня?      кой устойчивый к стрессам, одна-
           ко поначалу мы только мечтали. В  скрытому лидеру хочется быть                                   — В середине 90-х годов  ко он уже вполне справляется со
           80-е осуществить подобные чая-  впереди всех, но он боится себя                              возросли жалобы на страхи и  школьной или детсадовской на-
           ния было крайне трудно. Но с на-  проявить, не решается, от этого                           воровство. Теперь на первом  грузкой, хорошо относится к бра-
           чалом перестройки всё переме-  злится, обижается, вымещая гнев                             месте детские страхи, демон-  тьям, сёстрам.
           нилось: людям стали предостав-  на близких.                                               стративность, упрямство, гипер-  Конечно, могут возникать и
           лять инициативу.                 Мы даём задание сделать из                               активность. Гиперактивный ребё-  обиды, и ссоры, и конфликты, но
              Тогда-то Ирина Яковлевна и  перчатки игрушечную собаку, ко-                            нок — очень возбудимый, неусид-  они уже в пределах нормы, и ро-
           встретилась со своими коллега-  торую дети потом используют на                            чивый, плохо концентрирующий  дители в состоянии справиться с
           ми по психиатрической больнице  занятиях. Каждого щенка мы на-                            внимание, повышенно агрессив-  ними самостоятельно. Однако бы-
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27