Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО № 3 (248), март 2025 г.
«Родовая Земля»
Кукольная «скорая помощь»
Кукольная «скорая помощь» ный. Но главное, что волнует ро-
дителей — такой ребёнок плохо
адаптируется в детском коллек-
тиве: шумит, перевозбуждается,
становится неуправляемым. У не-
го трудности с занятиями, потому
как он не в состоянии высидеть
спокойно и двадцати минут.
В последнее время появилось
С прискорбием психиатры заключают, что сегодня всё больше детей с психическими и поведенческими про- ко в процессе занятий с ним про- много детей с девиантным пове-
блемами. Измотавшись сами, измотав ребёнка, в отчаянии мы начинаем искать специалистов, взывая о помощи. исходили заметные перемены к дением, которых очень тянет к
Среди таких специалистов — Татьяна Львовна Шишова и Ирина Яковлевна Медведева, авторы популярных книг лучшему. Он вдруг начинал рисо- плохому. Они с лёгкостью и радо-
«Новое время — новые дети», «Книга для трудных родителей», «Разноцветные белые вороны», «Проклятие Хама» вать, лепить, сочинять рассказы стью перенимают дурное. От это-
— проявлялись творческие спо-
о психологии и воспитании детей. го, соответственно, проблемы и в
собности. Многим детям бывает саду, и в школе, и дома.
В своих рассуждениях на столь животрепещущие темы авторы опираются на огромный личный опыт рабо- достаточно одного этапа. Но есть
— Из-за чего возникают по-
ты с «трудными» детьми по собственной коррекционной методике. Ирина Яковлевна и Татьяна Львовна не толь- и второй этап занятий, на который добные трудности у детей? Кто
ко психологи и педагоги, они ещё и известные драматурги. Писать пьесы подруги-коллеги взялись в начале 80- берутся дети из разных групп, раз- виноват в проблемах малыша
х годов. Это в основном были детские пьесы, которые ставились по всему Советскому Союзу в кукольных и дет- ных возрастов. Они репетируют и — семья?
ских театрах. Может быть, поэтому их методика называется «куклотерапия» и основана на театральном искусстве. показывают настоящий «живой» — Раньше, 15–20 лет назад,
Об уникальной методике и психологических проблемах современных детей мы побеседовали с Татьяной спектакль, для которого пишутся существовало два аспекта: пер-
Львовной ШИШОВОЙ. специальные психокоррекцион- вый — врождённые проблемы, то
ные пьесы. есть органические, которые мо-
— Дети знают, что ваши за- гут быть последствиями родовых
— Когда и почему вам при- — с психиатром Юрием Степано- деляем чудесным волшебным ха- нятия психологические?
шла в голову идея создания вичем Шевченко и логопедом Ва- рактером. У каждой собачки есть — Нет, для детей всё выгля- травм, заболевания, мешающего
«куклотерапии»? димом Петровичем Добриденем, достоинства и есть один малень- дит как игра в кукольный театр. ребёнку адаптироваться. Второй
— В середине 80-х годов, когда которые к тому времени создали кий недостаток — та самая пато- Мы считаем: детям неполезно — семейная ситуация: конфликт-
мы с Ириной Яковлевной писали собственную игровую методику логическая доминанта. И соба- знать, что у них что-то не в по- ные отношения либо педагоги-
пьесы, часто ездили на фестивали для детей с заиканием. ка в сценках ведёт себя из-за сво- рядке с психикой или есть пси- ческие ошибки родителей. Чаще
кукольных театров, где различные Назвали её ИНТЭКС — ин- его характера так, что серьёзно хологические трудности. Корень всего это был комплекс. На сегод-
театральные коллективы страны тенсивно-экспрессивный метод. усложняет ребёнку жизнь. А он слова психология — «псих», и ня к вышеперечисленному приба-
представляли наиболее интерес- Ирина рассказала о нашей задум- вынужден её воспитывать! большинство детей понимает это вился ещё один — социокультур-
ные постановки. Во время спек- ке. Они её сразу же подхватили, Сюжеты бывают самые раз- очень рано. ный фактор.
такля мы не раз обращали внима- потому как в их методе были эле- ные, но содержательная часть Для многих малышей тяжёлая Нередко поведение детей
ние на то, что нередко актёры, ра- менты игротерапии, а им очень обязательно отвечает нуждам на- травма знать, что его ведут к пси- искажается даже сильней, чем
ботая «в живом плане», то есть без хотелось попробовать и куклоте- шей коррекционной работы. На- хологу, что у него есть проблемы. под влиянием двух предыдущих
кукол, играли крайне плохо: нее- рапию, они слышали, что на За- пример, весьма распространён- А игра, тем более игра театрали- факторов. У детей может не быть
стественные движения, фальши- паде существуют подобные опы- ный сюжет «Шашки»: мальчик с зованная, всегда интересна. Все в «органики», больших сложно-
вые интонации. Однако стоило то- ты. Таким образом, в 90-м году собакой играли в шашки. Когда глубине души мечтают хоть нена- стей в семье, но малыши смотрят
му же самому актёру взять в руки мы, вдохновлённые их советами собака поняла, что проигрыва- долго стать артистами. К тому же западные мультфильмы, игра-
куклу, как вдруг он преображался: и предложением сотрудничества, ет, она перевернула доску, сбро- современные дети привыкли, что ют в компьютерные игры и даль-
перед нами представал замеча- начали работать. Первые занятия сила фигуры и обвинила во всём их водят на различные уроки, в ше проникаются современными
тельный актёр с красивой, изящ- проходили на базе физкультур- хозяина, то есть ребёнка. И ма- кружки, и это не вызывает у них подростковыми интересами, ко-
ной пластикой, изумительным го- ного диспансера, где Юрий Сте- лыш должен придумать, что бы- никаких вопросов. Ну а для ро- торые пропагандирует массовая
лосом. Когда мы увидели это впер- панович проводил группы детей ло дальше. дителей это, конечно, не игра, а культура.
вые — поразились, а после заду- с заиканием и больных бронхи- Ребёнок, с одной стороны, не серьёзная психолого-педагогиче- Вследствие этого поведенче-
мались: почему так? альной астмой. унижается, ему не говорят, что это ская работа. ские реакции и характер «искрив-
Пришли к выводу: кукла явля- — В чём состоит суть вашей он себя так плохо ведёт. Но в то же — С какими поведенчески- ляются», ребёнок становится не-
ется определённой психологиче- методики? время малыш видит себя со сто- ми психологическими пробле- послушным, грубым, агрессив-
ской защитой. Играя «вживую», — Сразу скажу: самое глав- роны. мами вы работаете? ным. И если такого подростка при-
человек произносит речь будто от ное условие работы — присутст- Кукол мы используем самых — Поначалу мы брали толь- водят к нам уже в школьном воз-
себя. А управляя куклой, говорит вие и активное участие родите- обыкновенных, тряпичных. Дома ко стеснительных детей и малы- расте — 11, 12, 13 лет, то это быва-
от её лица, это уже не он. И если лей. Чтобы изменить поведение дети репетируют теми игрушками, шей со страхами. С течением вре- ет уже огромный клубок проблем,
на взрослых людей, профессио- ребёнка, родителям прежде все- которые у них есть. Так что специ- мени круг проблем, с которыми который крайне сложно, а то и не-
нально подготовленных артистов го следует пересмотреть своё по- ально подбирать ничего не требу- мы работали, расширялся. И те- возможно распутать.
кукла оказывает сильное психо- ведение, свои подходы к малышу. ется. А вот детали декораций ре- перь мы занимаемся с любыми — А с какими детьми легче
логическое воздействие, то на де- Мы проводим групповые бесе- бята нередко делают сами. Конеч- работать: с малышами или под-
тей — и подавно. Более того, с по- ды с родителями на воспитатель- но, с помощью родителей. проблемами поведения, обще- ростками?
ния — это застенчивость, агрес-
мощью игрушки можно менять ные темы, индивидуальное кон- Кстати, часто бывало, что до — Школьный возраст — бо-
поведение ребёнка. Правда, тог- сультирование. Методика наша наших занятий ребёнок ничем не сивность, патологическая жажда лее застарелые проблемы. Но,
да мы думали только о застенчи- «двухчастная», состоит из двух интересовался, боялся трудно- лидерства, ревность к братьям и с другой стороны, это уже авто-
вых малышах и о ребятишках со этапов. стей, любое новшество вызыва- сёстрам, расторможенность, за- номные дети. Да и соображения у
страхами. Первый этап — психологиче- ло категорический отказ. Одна- торможенность, плохая успева- них, как правило, побольше. В ка-
— Когда начались первые ские этюды и импровизирован- емость в школе, демонстратив- ждом возрасте есть свои плюсы и
опыты? ное кукольное действо. Сначала ность, детское воровство, то есть минусы.
— Самые первые опыты на- мы выявляем «патологическую любые поведенческие трудности — Случалось ли, что вы не
чались очень давно. Ирина Яков- доминанту», то есть то, что меша- плюс сопутствующие невротиче- достигали желаемого эффекта?
левна по специальности пси- ет ребёнку вести себя нормаль- ские проявления (заикание, — Так, чтобы ребёнок про-
холог и после окончания ин- но, ту черту характера, кото- энурез, тики, бронхиаль- ходил весь цикл, и эффекта ни-
ститута несколько лет работа- рая не даёт адапти- ная астма). какого — так не бывало. Да так
ла в психиатрической клинике, роваться к окру- Кроме того, мы рабо- и не может быть. Ребёнок в лю-
в 6-й детской больнице. Уже там жающей среде, таем с детьми-психопата- бом случае получает на занятиях
она предпринимала попытки за- обществу. ми, аутистами, шизофрени- очень много знаний, сведений о
няться психодрамой. В совет- Предположим, ками, детьми с задержкой людях, о поведении людей, о раз-
ское время подобные вещи на- застенчивость. Ре- психического разви- ных эмоциях, о том, как правиль-
ходились под спудом, запреща- бёнок может стес- тия. Мы не берём но и неправильно реагировать в
лись, литературу на эту тему до- няться, потому что только интел- какой-либо ситуации. Он смотрит
стать было очень тяжело. Но тем он стеснитель- лектуально представление, сценки, которые
не менее что-то всё-таки находи- ный, а мо- неполно- разыгрывают другие дети, что-то
ли. Однако поползновения к экс- жет ценных, показывает сам, мы проводим об-
периментам быстро пресекли. И с т ес- умс т- суждение.
вскоре Ирина ушла из больницы, нят ь - венно Коррекция в определённой
занялась драматургией, журна- ся по- отста- степени происходит всегда. В по-
листикой. то м у , лых де- давляющем большинстве случа-
У меня же был педагогический что он тей и детей ев поведение детей нормализу-
опыт с иностранцами. И хотя это скрытый ли- без речи. ется. Конечно, они могут остать-
были взрослые студенты, с ними дер. Это со- — С ка- ся трудными детьми, ведь часто
приходилось работать отчасти и вершенно другой кими жало- у них есть определённая предра-
как с детьми, они не знали русско- характер, темперамент. бами к вам обраща- сположенность. Это все равно ре-
го языка. Так что психолого-педа- Стеснительный малыш не лись 20 лет назад и с каки- бёнок повышенно ранимый, не та-
гогический опыт у нас был. Одна- претендует на первое место. А ми приходят сегодня? кой устойчивый к стрессам, одна-
ко поначалу мы только мечтали. В скрытому лидеру хочется быть — В середине 90-х годов ко он уже вполне справляется со
80-е осуществить подобные чая- впереди всех, но он боится себя возросли жалобы на страхи и школьной или детсадовской на-
ния было крайне трудно. Но с на- проявить, не решается, от этого воровство. Теперь на первом грузкой, хорошо относится к бра-
чалом перестройки всё переме- злится, обижается, вымещая гнев месте детские страхи, демон- тьям, сёстрам.
нилось: людям стали предостав- на близких. стративность, упрямство, гипер- Конечно, могут возникать и
лять инициативу. Мы даём задание сделать из активность. Гиперактивный ребё- обиды, и ссоры, и конфликты, но
Тогда-то Ирина Яковлевна и перчатки игрушечную собаку, ко- нок — очень возбудимый, неусид- они уже в пределах нормы, и ро-
встретилась со своими коллега- торую дети потом используют на чивый, плохо концентрирующий дители в состоянии справиться с
ми по психиатрической больнице занятиях. Каждого щенка мы на- внимание, повышенно агрессив- ними самостоятельно. Однако бы-

