Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
«Родовая Земля» ПУТЬ К СЕБЕ • 23
№ 5 (238), май 2024 г.
Плюсы советской системы образования Требования к педагогам
и уважение к профессии
Педагог в советской школе
Доступность и всеохватность ма должна быть усвоена всеми. ми при изучении химии и матема- проблемами и неудачами. Отлич- — это образ с высоким социаль-
Но если подросток интересуется тики, увязывались через домини- ник брал его под своё попечение ным статусом. Учителей уважали
Одним из самых значительных каким-то отдельным предметом, рующие в обществе идеи. Таким и занимался, пока двоечник не до- и относились к их профессии как к
преимуществ советской системы то ему давались все возможности образом, новые понятия и терми- бьётся успехов. ценному и общественно значимо-
школьного образования являлась для его дополнительного изуче- ны вводились параллельно, что • Равные условия для всех. Об- му труду. О школе снимали филь-
его доступность. Это право было ния. При школах были математи- помогало структурировать зна- щественный статус и материаль- мы, слагали песни, представляя
закреплено конституционно (ста- ческие кружки, кружки любителей ния и формировать у детей це- ное положение родителей учени- в них педагогов как интеллигент-
тья 45 Конституции СССР 1977 го- словесности и так далее. лостную картину мира. ка никак не влияло на результа- ных, честных и высоконравствен-
да). Главное отличие советской Существовали и профильные ты в школе. Все дети находились ных людей, на которых нужно рав-
системы образования от амери- классы, и профильные школы, Наличие стимула и вовлечён- в равных условиях, учились по од- няться.
канской или британской заклю- где дети получали возможность ной программе, поэтому дорога
чалось в единстве и согласован- углуб ленно изучать те или иные ности в учебный процесс была открыта для всех. Школьных Быть учителем
ности всех звеньев образования. предметы. Сегодня педагоги бьют трево- знаний было достаточно, чтобы
Чёткая вертикальная система (на- гу: у школьников отсутствует мо- поступить в вуз, не нанимая репе- считалось почётно
чальная, средняя школа, техни- тивация к учёбе, многие старше- титоров. Для этого были основания.
кум, вуз, аспирантура, докторан- Фундаментальность классники не ощущают ответст- • Упор не только на обучение, К личности учителя в советской
тура) позволяла точно спланиро- и разносторонность знаний венности за собственное буду- но и на воспитание. Советская школе предъявлялись высокие
вать вектор своего обучения. Для Несмотря на то, что в совет- щее. В советское время создать школа охватывала свободное вре- требования. Преподавать шли
каждой ступени были выработа- ской школе выделился мощный мотивацию удавалось благода- мя ученика, интересовалась его люди, окончившие вузы и имев-
ны единые программы и требо- ряд ведущих предметов, среди ко- ря взаимодействию нескольких увлечениями. Секции и внеуроч- шие внутреннее призвание об-
вания. При переезде родителей торых был русский язык, биоло- факторов: ные занятия были обязательными. учать детей.
или смены школы по каким-либо гия, физика, математика — изуче- • Оценки по предметам соот- • Наличие безплатных факуль- Такая ситуация сохранялась до
иным причинам не было необхо- ние дисциплин, дающих систем- ветствовали полученным знаниям. тативных занятий. В советской 1970-х годов. Учителя имели срав-
димости заново изучать матери- ное представление о мире, было В СССР не боялись ставить двойки школе, кроме обязательной про- нительно высокие зарплаты да-
ал или пытаться вникнуть в сис- обязательным. В результате уче- и тройки даже за год. Статистика граммы, регулярно проводились же по сравнению с квалифици-
тему, принятую в новом образо- ник покидал школьную скамью, по классам, конечно, играла роль, факультативы для желающих. За- рованными рабочими. Но бли-
вательном учреждении. Макси- имея практически энциклопеди- но не имела первостепенное зна- нятия по дополнительным дисци- же к «перестройке» ситуация ста-
мум неприятностей, который мог ческие знания. Эти знания стано- чение. Двоечника могли оставить плинам были безплатными и до- ла меняться. Снижению автори-
доставить переход в другую шко- вились тем крепким фундамен- на второй год: это был не только ступными для всех, у кого было тета личности учителя способст-
лу, — необходимость повторять том, на котором можно было впо- позор перед другими детьми, но и время и интерес их изучать. вовало развитие капиталистиче-
или догонять 3–4 темы по каждой следствии воспитать специалиста мощный стимул взяться за учёбу. • Материальная поддержка ских отношений. Установка на ма-
дисциплине. Учебники в школь- почти по любому профилю. Оценку нельзя было купить: при- студентов — стипендии состав- териальные ценности, которые те-
ной библиотеке выдавались без- Залогом качественного об- ходилось учиться, ведь по-друго- ляли почти треть от средней зара- перь стали достижимыми, сдела-
платно и были доступны абсолют- разования была синхронизация му заработать отличный результат ботной платы страны. ли профессию педагога малопри-
но всем. получаемых знаний по разным было невозможно. Совокупность указанных фак- быльной и непрестижной, что по-
Ошибочно полагать, что в со- предметам посредством идеоло- • Система шефства и опеки в торов порождала огромный сти- влекло за собой нивелирование
ветской школе у всех учеников гии. Факты, узнаваемые ученика- СССР была неоспоримым преиму- мул к учёбе, без которого совет- истинной ценности школьных от-
был одинаковый уровень зна- ми на уроках физики, переклика- ществом. Слабый ученик не оста- ское образование не было бы та- меток.
ний. Безусловно, общая програм- лись со сведениями, полученны- вался один на один со своими ким эффективным. https://dzen.ru
• Мы должны серьёзно отно- какой-то момент во сне.
ситься к нашему мозгу, ведь он же • Если тебе скучно жить — зна-
нас обманывает. Если вспомнить чит, ты совсем не развиваешься.
про галлюцинации, то человека, • Тренируйте мозг постоян-
их видящих, почти невозможно но. Важно найти для себя подхо-
разубедить в том, что их не суще- дящие методики и регулярно их
ствует. Для него они так же реаль- прак тиковать.
ны, как для большинства предме-
ты, находящиеся рядом. Так какие О детях и воспитании
у нас есть с вами основания пола-
• Сейчас мы точно знаем: ге-
гать, что то, что сейчас происходит нием можно только родиться. Но,
с нами — это реальность, а не гал-
Почему важно чему важно люцинация? родившись гением, можно им не
По
стать.
• Мозг работает на максималь-
• Если нейронная сеть трени-
постоянно учиться тоянно учиться ных оборотах именно потому, что рованная, особенно с детства, то
пос
ему необходимо выполнять труд-
память будет ухудшаться с гора-
ные задачи. Сложная работа —
и к
и как перестать скучатьак перестать скучать это лекарство для мозга. здо меньшей скоростью.
• Главная беда современных де-
тей — это амбиции их родителей.
О саморазвитии
• Не важно, знает ли ребёнок
точные даты исторических собы-
• Великая литература, особен-
атьяна Черниговская — из- стике, химии. Не стоит забывать и • Наш мозг — это компьютер, но великая поэзия, ярко демон- тий. Важно, чтобы он понимал, что
и почему происходит на этой пла-
вестная российская учёная про передовые быстро развива- который работает по своим пра- стрируют возможности языка, ко- нете. Всё остальное уже знают по-
в области нейропсихологии, ющиеся нейронауки, в том числе вилам и законам. торыми люди не хотят пользо- исковые системы. Сейчас ценны те
Тдоктор биологических и фи- искусственный интеллект. • Люди должны работать голо- ваться. Язык невероятно богат, но люди, которым в голову будут при-
лологических наук, заслуженный Известный нейролингвист вой, это спасает мозг. Чем больше это лишь инструмент. Научившись ходить гениальные необычные
деятель науки России. Она смо- охотно делится своими знания- он включён, тем дольше сохранён. на нём играть, можно добиться мысли. И это будет открытием.
гла популяризировать сложную, ми не только со студентами рос- Наталья Бехтерева написала науч- многого.
но интересную тему когнитивных сийских и зарубежных вузов, где ную работу, где доказала, что ум- • Нельзя бояться ошибок. По- Про искусство
искажений и нейронных связей читает лекции. Татьяна Чернигов- ные живут дольше. стоянное напряжение от того, что
нашего мозга. ская — частый гость на телевиде- • Некоторые продолжают по- у вас что-то не получилось — худ- • У творцов действительно дру-
Именно Черниговская в на- нии. Она — автор многочислен- вторять, что нервные клетки не шее, что вы можете себе причи- гие мозги: данные томографов по-
шей стране вывела на новый уро- ных книг. восстанавливаются. Но это утвер- нить. казывают, что некоторые его части
вень исследовательскую работу, Черниговская в одном из ин- ждение — неправда. Всё зависит • Единственное, чего мозг не работают у них более активно, чем
направленную на изучение спосо- тервью сравнила мозг с губкой, от того, заставляете ли вы мозг умеет — это не учиться. Он учит- у остальных людей. Каждого ма-
бов познания и обработки инфор- которая впитывает всю получен- работать. Вам должно быть регу- ся всё время. Вопрос только в том, ленького ребёнка надо учить му-
мации. Она по праву может счи- ную извне информацию. А пото- лярно сложно и трудно. Если не что ему предлагают. зыке, потому что это тонкая изы-
таться новатором в науке. По её му советовала читать только хо- давать мышцам нагрузку, то они • Мозг людей, знающих боль- сканная настройка нейронной се-
инициативе в 2000 году была от- рошие книги, смотреть хорошие атрофируются. С мозгом так же. ше одного языка, имеет преиму- ти. И не важно, станет он профес-
крыта узкая специализация пси- фильмы, слушать качественную • Важно понимать, что наш щество перед мозгом тех, кто зна- сионалом при этом или нет.
холингвистики на кафедре язы- музыку и общаться с уравнове- мозг постоянно меняется. И мы ет всего один язык. Учить ино- • Искусство — совершенно
кознания филологического фа- шенными умными людьми. должны адаптироваться к этим из- странную речь полезно. И это ещё особый способ восприятия реаль-
культета Санкт-Петербургского го- Ниже приведены отрывки из менениям. один способ отодвинуть болезнь ности, не менее могущественный,
сударственного университета. интервью и цитаты Татьяны Чер- • Мозг принимает решение за Альцгеймера. чем наука.
Эта удивительная женщина ниговской, которые раскрывают 30 секунд до того, как человек это • То, чему вы научились, начи- • Нужно к себе прислушивать-
уже более 30 лет занимается из- интересные факты и вдохновля- решение осознаёт. Подобный про- нает влиять на гены. ся. Иногда стоит бросить дела и
учением вопроса, как всё-таки ра- ют на новые открытия — о себе и межуток времени огромен для • Открытие нельзя сделать по поехать на отдых, погулять, рас-
ботает человеческий мозг и что о жизни. мозговой деятельности. Потому плану. Но есть существенная до- слабиться. Не стоит ждать, когда
влияет на его функционирование. встаёт вопрос: кто принимает ре- бавка: гениальные мысли прихо- мозг тебе скажет, что я ничего не
Она считает, что сугубо медицин- О мозге шение — человек или его мозг? дят только подготовленным умам. помню. Привет, Альцгеймер.
ский подход здесь недопустим. По- • Мозг помнит всё: мимо чего Таблица Менделеева не просто • Искусством надо занимать-
мимо физико-биологических ис- • Главное — это не то, что мы вы прошли, что вы съели, что по- приснилась ему, он долго до этого ся для того, чтобы выделиться из
следований, необходимо детально знаем, а то, как мы используем на- нюхали. Просто большинство дан- работал над ней, мозг продолжал толпы, стать самим собой.
разбираться в психологии, лингви- ши знания. ных лежит в папке «другое». мыслить, и просто «щёлкнуло» в www.championat.com