Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

«Родовая Земля»                                                                                                     ПУТЬ К СЕБЕ        •  23
           № 5 (238), май 2024 г.

           Плюсы советской системы образования                                                                                     Требования к педагогам
                                                                                                                                   и уважение к профессии
                                                                                                                                      Педагог в советской школе
           Доступность и всеохватность   ма должна быть усвоена всеми.  ми при изучении химии и матема-  проблемами и неудачами. Отлич-  — это образ с высоким социаль-
                                         Но если подросток интересуется  тики, увязывались через домини-  ник брал его под своё попечение  ным статусом. Учителей уважали
              Одним из самых значительных   каким-то отдельным предметом,  рующие в обществе идеи. Таким  и занимался, пока двоечник не до-  и относились к их профессии как к
           преимуществ советской системы   то ему давались все возможности  образом, новые понятия и терми-  бьётся успехов.       ценному и общественно значимо-
           школьного образования являлась   для его дополнительного изуче-  ны вводились параллельно, что   • Равные условия для всех. Об-  му труду. О школе снимали филь-
           его доступность. Это право было   ния. При школах были математи-  помогало структурировать зна-  щественный статус и материаль-  мы, слагали песни, представляя
           закреплено конституционно (ста-  ческие кружки, кружки любителей  ния и формировать у детей це-  ное положение родителей учени-  в них педагогов как интеллигент-
           тья 45 Конституции СССР 1977 го-  словесности и так далее.  лостную картину мира.         ка никак не влияло на результа-  ных, честных и высоконравствен-
           да). Главное отличие советской   Существовали и профильные                                ты в школе. Все дети находились  ных людей, на которых нужно рав-
           системы образования от амери-  классы, и профильные школы,  Наличие стимула и вовлечён-   в равных условиях, учились по од-  няться.
           канской или британской заклю-  где дети получали возможность                              ной программе, поэтому дорога
           чалось в единстве и согласован-  углуб ленно изучать те или иные   ности в учебный процесс  была открыта для всех. Школьных  Быть учителем
           ности всех звеньев образования.   предметы.                    Сегодня педагоги бьют трево-  знаний было достаточно, чтобы
           Чёткая вертикальная система (на-                            гу: у школьников отсутствует мо-  поступить в вуз, не нанимая репе-  считалось почётно
           чальная, средняя школа, техни-                              тивация к учёбе, многие старше-  титоров.                      Для этого были основания.
           кум, вуз, аспирантура, докторан-  Фундаментальность         классники не ощущают ответст-    • Упор не только на обучение,   К личности учителя в советской
           тура) позволяла точно спланиро-  и разносторонность знаний  венности за собственное буду-  но и на воспитание. Советская   школе предъявлялись высокие
           вать вектор своего обучения. Для   Несмотря на то, что в совет-  щее. В советское время создать  школа охватывала свободное вре-  требования. Преподавать шли
           каждой ступени были выработа-  ской школе выделился мощный  мотивацию удавалось благода-  мя ученика, интересовалась его   люди, окончившие вузы и имев-
           ны единые программы и требо-  ряд ведущих предметов, среди ко-  ря взаимодействию нескольких  увлечениями. Секции и внеуроч-  шие внутреннее призвание об-
           вания. При переезде родителей  торых был русский язык, биоло-  факторов:                  ные занятия были обязательными.  учать детей.
           или смены школы по каким-либо  гия, физика, математика — изуче-  • Оценки по предметам соот-  • Наличие безплатных факуль-  Такая ситуация сохранялась до
           иным причинам не было необхо-  ние дисциплин, дающих систем-  ветствовали полученным знаниям.  тативных занятий. В советской   1970-х годов. Учителя имели срав-
           димости заново изучать матери-  ное представление о мире, было  В СССР не боялись ставить двойки  школе, кроме обязательной про-  нительно высокие зарплаты да-
           ал или пытаться вникнуть в сис-  обязательным. В результате уче-  и тройки даже за год. Статистика  граммы, регулярно проводились   же по сравнению с квалифици-
           тему, принятую в новом образо-  ник покидал школьную скамью,  по классам, конечно, играла роль,  факультативы для желающих. За-  рованными рабочими. Но бли-
           вательном учреждении. Макси-  имея практически энциклопеди-  но не имела первостепенное зна-  нятия по дополнительным дисци-  же к «перестройке» ситуация ста-
           мум неприятностей, который мог  ческие знания. Эти знания стано-  чение. Двоечника могли оставить  плинам были безплатными и до-  ла меняться. Снижению автори-
           доставить переход в другую шко-  вились тем крепким фундамен-  на второй год: это был не только  ступными для всех, у кого было  тета личности учителя способст-
           лу, — необходимость повторять  том, на котором можно было впо-  позор перед другими детьми, но и  время и интерес их изучать.  вовало развитие капиталистиче-
           или догонять 3–4 темы по каждой  следствии воспитать специалиста  мощный стимул взяться за учёбу.   • Материальная поддержка  ских отношений. Установка на ма-
           дисциплине. Учебники в школь-  почти по любому профилю.     Оценку нельзя было купить: при-  студентов — стипендии состав-  териальные ценности, которые те-
           ной библиотеке выдавались без-   Залогом качественного об-  ходилось учиться, ведь по-друго-  ляли почти треть от средней зара-  перь стали достижимыми, сдела-
           платно и были доступны абсолют-  разования была синхронизация  му заработать отличный результат  ботной платы страны.   ли профессию педагога малопри-
           но всем.                      получаемых знаний по разным  было невозможно.                  Совокупность указанных фак-  быльной и непрестижной, что по-
              Ошибочно полагать, что в со-  предметам посредством идеоло-  • Система шефства и опеки в  торов порождала огромный сти-  влекло за собой нивелирование
           ветской школе у всех учеников  гии. Факты, узнаваемые ученика-  СССР была неоспоримым преиму-  мул к учёбе, без которого совет-  истинной ценности школьных от-
           был одинаковый уровень зна-   ми на уроках физики, переклика-  ществом. Слабый ученик не оста-  ское образование не было бы та-  меток.
           ний. Безусловно, общая програм-  лись со сведениями, полученны-  вался один на один со своими  ким эффективным.                         https://dzen.ru


                                                                                                        • Мы должны серьёзно отно-  какой-то момент во сне.
                                                                                                     ситься к нашему мозгу, ведь он же   • Если тебе скучно жить — зна-
                                                                                                     нас обманывает. Если вспомнить  чит, ты совсем не развиваешься.
                                                                                                     про галлюцинации, то человека,   • Тренируйте мозг постоян-
                                                                                                     их видящих, почти невозможно  но. Важно найти для себя подхо-
                                                                                                     разубедить в том, что их не суще-  дящие методики и регулярно их
                                                                                                     ствует. Для него они так же реаль-  прак тиковать.
                                                                                                     ны, как для большинства предме-
                                                                                                     ты, находящиеся рядом. Так какие  О детях и воспитании
                                                                                                     у нас есть с вами основания пола-
                                                                                                                                      • Сейчас мы точно знаем: ге-
                                                                                                     гать, что то, что сейчас происходит   нием можно только родиться. Но,
                                                                                                     с нами — это реальность, а не гал-
                                                        Почему важно чему важно                      люцинация?                    родившись гением, можно им не
                                                        По
                                                                                                                                   стать.
                                                                                                        • Мозг работает на максималь-
                                                                                                                                      • Если нейронная сеть трени-
                                             постоянно учиться тоянно учиться                        ных оборотах именно потому, что   рованная, особенно с детства, то
                                             пос
                                                                                                     ему необходимо выполнять труд-
                                                                                                                                   память будет ухудшаться с гора-
                                                                                                     ные задачи. Сложная работа —
                               и к
                               и как перестать скучатьак перестать скучать                           это лекарство для мозга.      здо меньшей скоростью.
                                                                                                                                      • Главная беда современных де-
                                                                                                                                   тей — это амбиции их родителей.
                                                                                                     О саморазвитии
                                                                                                                                      • Не важно, знает ли ребёнок
                                                                                                                                   точные даты исторических собы-
                                                                                                        • Великая литература, особен-
                атьяна Черниговская — из-  стике, химии. Не стоит забывать и   • Наш мозг — это компьютер,  но великая поэзия, ярко демон-  тий. Важно, чтобы он понимал, что
                                                                                                                                   и почему происходит на этой пла-
                вестная российская учёная  про передовые быстро развива-  который работает по своим пра-  стрируют возможности языка, ко-  нете. Всё остальное уже знают по-
                в области нейропсихологии,  ющиеся нейронауки, в том числе  вилам и законам.         торыми люди не хотят пользо-  исковые системы. Сейчас ценны те
           Тдоктор биологических и фи-   искусственный интеллект.         • Люди должны работать голо-  ваться. Язык невероятно богат, но   люди, которым в голову будут при-
           лологических наук, заслуженный   Известный    нейролингвист  вой, это спасает мозг. Чем больше  это лишь инструмент. Научившись   ходить гениальные необычные
           деятель науки России. Она смо-  охотно делится своими знания-  он включён, тем дольше сохранён.  на нём играть, можно добиться   мысли. И это будет открытием.
           гла популяризировать сложную,  ми не только со студентами рос-  Наталья Бехтерева написала науч-  многого.
           но интересную тему когнитивных  сийских и зарубежных вузов, где  ную работу, где доказала, что ум-  • Нельзя бояться ошибок. По-  Про искусство
           искажений и нейронных связей  читает лекции. Татьяна Чернигов-  ные живут дольше.         стоянное напряжение от того, что
           нашего мозга.                 ская — частый гость на телевиде-  • Некоторые продолжают по-  у вас что-то не получилось — худ-  • У творцов действительно дру-
              Именно Черниговская в на-  нии. Она — автор многочислен-  вторять, что нервные клетки не  шее, что вы можете себе причи-  гие мозги: данные томографов по-
           шей стране вывела на новый уро-  ных книг.                  восстанавливаются. Но это утвер-  нить.                     казывают, что некоторые его части
           вень исследовательскую работу,   Черниговская в одном из ин-  ждение — неправда. Всё зависит   • Единственное, чего мозг не  работают у них более активно, чем
           направленную на изучение спосо-  тервью сравнила мозг с губкой,  от того, заставляете ли вы мозг  умеет — это не учиться. Он учит-  у остальных людей. Каждого ма-
           бов познания и обработки инфор-  которая впитывает всю получен-  работать. Вам должно быть регу-  ся всё время. Вопрос только в том,  ленького ребёнка надо учить му-
           мации. Она по праву может счи-  ную извне информацию. А пото-  лярно сложно и трудно. Если не  что ему предлагают.      зыке, потому что это тонкая изы-
           таться новатором в науке. По её  му советовала читать только хо-  давать мышцам нагрузку, то они   • Мозг людей, знающих боль-  сканная настройка нейронной се-
           инициативе в 2000 году была от-  рошие книги, смотреть хорошие  атрофируются. С мозгом так же.  ше одного языка, имеет преиму-  ти. И не важно, станет он профес-
           крыта узкая специализация пси-  фильмы, слушать качественную   • Важно понимать, что наш  щество перед мозгом тех, кто зна-  сионалом при этом или нет.
           холингвистики на кафедре язы-  музыку и общаться с уравнове-  мозг постоянно меняется. И мы  ет всего один язык. Учить ино-  • Искусство — совершенно
           кознания филологического фа-  шенными умными людьми.        должны адаптироваться к этим из-  странную речь полезно. И это ещё  особый способ восприятия реаль-
           культета Санкт-Петербургского го-  Ниже приведены отрывки из  менениям.                   один способ отодвинуть болезнь  ности, не менее могущественный,
           сударственного университета.  интервью и цитаты Татьяны Чер-   • Мозг принимает решение за  Альцгеймера.                чем наука.
              Эта удивительная женщина  ниговской, которые раскрывают  30 секунд до того, как человек это   • То, чему вы научились, начи-  • Нужно к себе прислушивать-
           уже более 30 лет занимается из-  интересные факты и вдохновля-  решение осознаёт. Подобный про-  нает влиять на гены.   ся. Иногда стоит бросить дела и
           учением вопроса, как всё-таки ра-  ют на новые открытия — о себе и  межуток времени огромен для   • Открытие нельзя сделать по  поехать на отдых, погулять, рас-
           ботает человеческий мозг и что  о жизни.                    мозговой деятельности. Потому  плану. Но есть существенная до-  слабиться. Не стоит ждать, когда
           влияет на его функционирование.                             встаёт вопрос: кто принимает ре-  бавка: гениальные мысли прихо-  мозг тебе скажет, что я ничего не
           Она считает, что сугубо медицин-  О мозге                   шение — человек или его мозг?  дят только подготовленным умам.  помню. Привет, Альцгеймер.
           ский подход здесь недопустим. По-                              • Мозг помнит всё: мимо чего  Таблица Менделеева не просто   • Искусством надо занимать-
           мимо физико-биологических ис-    • Главное — это не то, что мы  вы прошли, что вы съели, что по-  приснилась ему, он долго до этого  ся для того, чтобы выделиться из
           следований, необходимо детально  знаем, а то, как мы используем на-  нюхали. Просто большинство дан-  работал над ней, мозг продолжал  толпы, стать самим собой.
           разбираться в психологии, лингви-  ши знания.               ных лежит в папке «другое».   мыслить, и просто «щёлкнуло» в          www.championat.com
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28