Page 28 - Газета "Родовая Земля"
P. 28
28 • ИСТОКИ № 2 (247), февраль 2025 г.
«Родовая Земля»
многих местных женщин и до при-
хода русских.
О роли
О роли просторах между рекой Леной,
Аборигены тайги и тундры на
Охотским морем и Ледовитым
океаном тогда жили ещё в насто-
ящем каменном веке. И сознание
первобытного человека воспри-
женщин
женщин новидность охоты, поэтому даль-
нимало набеги на соседей как раз-
невосточным пленницам их но-
вые русские «хозяева», вероятно,
казались лишь более удачливыми
охотниками.
Вряд ли грубые первопроход-
в покорении цы были галантными кавалера-
ми, но харизматичными и силь-
ными они были точно. В итоге до-
бровольное или насильственное
в покорении сожительство русских мужчин и
местных женщин имело одно по-
Сибири
Сибири Первым последствием такого со-
истине стратегическое значение.
жительства становились даже не
общие дети, а... общий язык.
Захватчики и пленницы не-
избежно учились понимать друг
друга. Прежде всего местные де-
вушки, прожив ряд месяцев в рус-
ских зимовьях и острогах, в окру-
очти четыре века назад пер- чей, наряду с драгоценными меха- первопроходец Семён Дежнёв, от- го лишь «девочка» или «девушка».
вооткрыватели из России, ми соболей, становились и доче- крывший пролив между Амери- Для пленницы русских казаков это жении десятков казаков и их язы-
будь то архангельские помо- ри местных племён, кочевавших кой и Азией, был женат на якут- слово превратилось в личное имя, ка, учились понимать русские сло-
ры или «сибирские» и «ени- в тайге и тундре между рекой Ле- ской девушке Абакаяде. Роман- а как её звали на самом деле, мы ва. Тонкости филологии в данном
Псейские» казаки, пришли на ной, Ледовитым океаном и Охот- тическая легенда повествует, как никогда уже не узнаем. случае не требовались, даже не-
Дальний Восток без женщин. ским морем. она родила ему сына по имени Казачий десятник Пантелей сколько десятков простейших
Многолетние походы за ты- Но если добыча ясака была го- Любим и долгие годы ждала мужа Мокрошубов в письме якутскому терминов и фраз уже позволяли
сячи вёрст в неведомые земли, сударственным делом, то поиск из похода на Чукотку. воеводе так поясняет положение общаться.
сквозь дикую тайгу «встречь сол- женщин оставался делом сугу- Сохранившиеся документы в юкагирской девушки: «а та жёнка Но вспомним, что первопро-
нцу», были по сути малой войной бо личным. Вот почему количест- отличие от поэтичных сказаний ясырка, владеют ею многие люди, ходцам в поисках новых земель
— постоянным противоборст- во добытых первопроходцами со- содержат сведения куда более хто купит, тот и держит...». Тюрк- и меховой дани требовалось не
вом с силами природы и местны- болиных шкур и цены на них хо- прозаические. Так в марте 1651 го- ским словом «ясырка» называли только проходить тысячи вёрст
ми племенами. В таких условиях рошо известны из старинных до- да казачий десятник Пантелей Мо- тогда пленниц и рабынь, тюркское без каких-либо карт, но и общать-
первые русские женщины к восто- кументов, оставшихся от заседав- крошубов в послании якутскому слово «ясырь» служило обозначе- ся с множеством племён и родов,
ку от реки Лены появились спустя ших в Якутске воевод. Личные же воеводе, описывая состояние рус- нием пленных всех полов. говоривших на собственных язы-
многие годы и даже десятилетия истории и драмы в большинстве ского острога на реке Алазее, сре- Нетрудно догадаться, что ках и наречиях. И вот именно в та-
после того, как на эти земли впер- остались навсегда скрыты от нас ди прочего имущества и меховой именно пленницы, захваченные ких условиях невольно выучив-
вые пришли русские мужчины. во мраке былого... добычи упоминает «толмача юка- в стычках с окрестными племе- шие русский язык пленницы ста-
Как известно, мужскому по- Об этой стороне жизни перво- гирскую жонку именем Малья». нами, становились первыми жё- новились незаменимыми, позво-
лу сложно надолго оставаться без проходцев остались лишь обры- «Толмачами» на старорусском нами русских покорителей Даль- ляя казакам-первопроходцам
прекрасной половины человече- вочные сведения, легенды и ред- звали переводчиков, а «Малья» него Востока. Впрочем, в услови- совмещать приятное с полезным.
ства. Первопроходцы тут не были кие косвенные упоминания в ста- — это на самом деле юкагирское ях первобытной войны «всех про- Хорошо известно, что первым
исключением, поэтому их добы- ринных «грамотах». Например, слово «мар’иль», означающее все- тив всех» это была обычная судьба из русских людей повстречался
Косы новгородцев
От русского Средневековья в различных городах Ганзейского зита в их город Жильбера де Лан-
осталось сравнительно мало из- союза. нуа. И, как оказывается, не только
образительных источников, в Ганза имела тесные связи с задолго до, но и много позже.
связи с чем мы довольно смутно Новгородом, ещё в конце XII в. в Серединой XV в. датируется
представляем себе, как в тот или Новгороде был устроен Немецкий вырезанное на деревянной па-
иной период Средних веков вы- двор, основанный немецкой ку- нели изображение новгородско-
глядели наши предки, как одева- печеской общиной Готланда. По- го купца (в руке он держит шкур-
лись, какое у них было защитное сле образования ганзейского со- ку пушного зверя), которая нахо-
и наступательное вооружение, ка- юза городов Немецкий двор стал дилась в церкви Девы Марии го-
кие причёски они носили. В связи центром ганзейской торговли в рода Любек (одного из крупней- городцкие посадники всe и тысяц- ет новгородца анфас. Ко времени
с чем большую роль приобретают Новгороде, превратившись в од- ших ганзейских городов). В отли-
зарубежные, прежде всего запад- ну из крупнейших контор Ганзы в чие от «штральзундских» новго- кые, купцы и житии людие, масте- падения Новгорода в 1478 г. его
ные изображения русских людей, Европе. родцев его борода заплетена не в ры всякие... плотники и гончары и жители носят бороду, а в косы за-
а также свидетельства иностран- След такого тесного взаимо- две, а в четыре косы, волосы нов- прочии» выходили на Шелонский плетают уже не бороду, а усы. Об
цев, побывавших на Руси. действия Ганзы и Новгорода мы городца из Любека заплетены не бой в 1471 г., где московская рать их причёске в этот период что-ли-
Именно такой любознатель- можем видеть в расположен- менее чем в две косы, как и у нов- Данилы Холмского и Фёдора Хро- бо определённое сказать сложно.
ный иностранец посетил Вели- ном на Севере Германии ганзей- городцев, изображённых на риж- мого разгромила украшенных ко- Интересно, что в уже упоми-
кий Новгород в 1413 г. Звали его ском городе Штральзунде. В ин- ской скамье. сичками новгородцев. наемой любекской церкви Девы
Жильбер де Ланнуа, он был васса- терьере штральзундской церкви Ещё одно изображение нов- Таким образом, благодаря со- Марии есть вырезанная из дере-
лом бургундского герцога и обла- Святого Николая находится уни- городца периода независимости хранившимся на Западе изобра- ва фигура русского купца, датиру-
дателем обширных владений, что кальный предмет — резная де- Новгородской республики мы мо- жениям и описаниям мы можем емая 1496 г. Его облик свидетель-
позволяло ему путешествовать от ревянная скамья, изготовленная жем видеть на главном алтаре Ма- гипотетически проследить изме- ствует о переменах, произошед-
Гранады до Иерусалима и Новго- в 1360–1370-е гг. в Риге. Скамью риацкого костёла города Кракова нение новгородской моды на при- ших в Новгороде после его присо-
рода. Жильбер де Ланнуа зимой пожертвовало церкви товарище- — средневековой столицы Поль- чёски и ношение бороды с XIV до единения Иваном III. Как известно,
1413–1414 гг. посещает Новгород ство штральзундских купцов, тор- ского королевства. Алтарь создан конца XV в. В XIV в. новгородцы новгородские бояре и купцы были
и Псков. говавших с Ригой. На четырёх рез- в 1477–1489 гг., то есть в период предстают перед нами с волосами, выселены из Великого Новгорода,
После посещение Новгорода ных дубовых панелях задней стен- утраты Новгородом независимо- заплетёнными в две косы, которые а на место «выведенных» волей
рыцарь оставил любопытное опи- ки скамьи вырезаны сцены из сти и включения его в состав Рус- ниспадают на грудь, борода у них великого князя пришли «на жи-
сание города и его жителей, в том жизни новгородцев той поры, на ского государства (окончательно также заплетена в две косы. В на- тье» выходцы из Московской Руси.
числе он остановил своё внима- этих изображениях они охотятся Новгород был подчинён Иваном чале XV в. Жильбер де Ланнуа от- Как результат этих процессов,
ние на внешности новгородцев: на белок, добывают мёд в лесах и III в 1478 г.). мечает у новгородцев только одну на любекской статуе 1496 г. мы
«Дамы имеют две косы из сво- занимаются торговлей. По фигуре новгородца, вы- косу, об оформлении бороды он, к видим купца уже без новгород-
их волос, свисающие за спиной, Удивителен облик изображён- резанной на Мариацком алта- сожалению, ничего не говорит. ских косичек, здесь перед нами
и мужчины одну косу». Так благо- ных новгородцев: волосы у них за- ре, можно представить, как вы- К середине XV века новгород- предстаёт, очевидно, московский
даря де Ланнуа мы получили не- плетены не в одну, как в записках глядели жители вечевой респу- цы заплетают бороду уже в четыре «гость» со ставшим хрестоматий-
большой штрих к внешности нов- Жильбера де Ланнуа, а как мини- блики в последние годы её суще- косы, а их волосы заплетены, как ным обликом русского человека
городцев: они заплетали волосы в мум, в две косы, кроме того, и бо- ствования. Причёска новгородца минимум, в две косы, но, возмож- — его волосы и борода средней
косу. Более полную картину нам рода у них также заплетена в две здесь скрыта шапкой, в две косы но, их число было бо льшим, ко- длины, а на голове лихо заломлен-
помогут представить изображе- косы. Получается, новгородцы за- заплетена не борода, а усы. Види- сы носили за спиной, а представ- ная русская шапка.
ния новгородцев, сохранившиеся плетали себе косы задолго до ви- мо, примерно в таком виде «ново- ленное изображение представля- https://vk.com/zloi_moscovit

