Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

«Родовая Земля»                                                                          ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                       •  23
           № 2 (247), февраль 2025 г.

           Народная педагогика. Скороговорка





              В арсенале народной педаго-   «Непосвящённые   родители  го перехода от предыдущего эта-  определённой усталости органов
                                                                                                                        ти органов
                                                                                                                       олным рас-
           гики особое место занимают ско-  видят использование скороговор-  па урока к работе над скороговор-  речи; завершается полным рас-
           роговорки. Наблюдательность на-  ки на занятиях как элемент укра-  кой желательно выделить эти зву-  слаблением речевой моторики и
                                                                                                                       моторики и
           рода и его чуткость к языку стали  шательства занятия, а те возмож-  ки из слов, включённых в содер-  эмоциональным оживлением в
                                                                                                                       влением в
           причиной появления в речи и об-  ности, которые в них заключают-  жание этого фрагмента урока (это  классе.
           ретение популярности звуковых  ся, остаются в таком случае нере-  может быть словарная работа, ми-  В зависимости от содержа-
                                                                                                                        одержа-
           каламбуров, созвучных, но раз-  ализованными.               нутка чистописания и т.д.). Далее   ния скороговорки и целей
                                                                                                                        целей
           личных по смыслу слов (парони-   Выбор скороговорки для ис-  необходимо произнести эти звуки   данного урока можно реа-
                                                                                                                         реа-
           мов) в виде маленьких коротких  пользования на конкретном уро-  в составе слогов (например: жа,   лизовать её интонацион-
                                                                                                                        ион-
           текстов. Позже эти тексты-скоро-  ке определяется влиянием одного  жо, жу, жи...).        но-эмоциональные воз-
                                                                                                                       воз-
           говорки удачно вписались в сис-  или нескольких факторов:      Дети внимательно слушают   можности,   предложив ив
           тему народной педагогики.        а) наличием в ней объектив-  скороговорку и затем два раза   детям произнести од- д-
              Звуковые упражнения вели-  но трудного для детского произ-  медленно проговаривают её, вы-  ну и ту же скороговор- -
           кий русский педагог позапрош-  ношения звука или сочетания зву-  полняя требования учителя отчёт-  ку с чувством радости,  ,
           лого века Константин Дмитрие-  ков;                         ливо выговаривать каждый звук,   огорчения, восторга,
           вич Ушинский считал весьма по-   б) наличием звука, неправиль-  особое внимание при этом обра-  возмущения, удивле-
           лезными для развития внимания  ное произношение которого об-  щая на конечные слоги, нечёткое   ния и т.д.»
           и как средство подготовки детей  условлено диалектическими при-  произношение которых делает   В рамках концеп-
           к правильному письму. Среди та-  чинами, например, произноше-  речь неразборчивой.        ции «семейный досуг
           ких упражнений — работа со ско-  ние взрывного [г];            Затем скороговорка прогова-  без телевизора» мож-
           роговоркой. Скороговорка — на-   в) соответствие содержания  ривается в более быстром тем-  но наполнить семей-
           родно-поэтическая  миниатюра,  скороговорки материалу, пред-  пе, задаваемом учителем. Текст   ное времяпрепрово-
           шутка, в которой умышленно по-  назначенному для чтения или бе-  скороговорки с доски убирается,   ждение интересными
           добраны слова с труднопроизно-  седы на уроке;              и дети проговаривают в постоян-  и полезными заняти-
           симыми сочетаниями. К.Д. Ушин-   г) необходимостью отработ-  но убыстряющемся темпе четыре   ями: чтением, просмо-
           ский придавал работе со скоро-  ки различных типов интонации —  раза подряд, ещё быстрее — че-  тром диафильмов, об- -
           говоркой большое значение. Роль  минимальный текст скороговорки  тыре раза и ещё быстрее — во-  суждением увиденно- о-
           скороговорки в отработке чисто-  позволяет это сделать наиболее  семь раз.                го и услышанного, рисо- о-
           ты произношения, в обучении вы-  эффективно.                   В процессе отработки скоро-  ванием, семейными ми-
                                                                                                                       ми-
           разительному чтению, наконец, в   Работа над скороговоркой на  говорки соблюдаются условия от-
                                                                                                                       й на
           преодолении психологического  уроке начинается с чёткого, не-  чётливого произношения всех   ни-спектаклями, игрой на
                                                                                                                       умен-
           барьера, связанного с процессом  однократного произношения тех  звуков и соответствия темпу, за-  музыкальных инструмен-
                                                                                                                        рсами
           говорения перед классом велика.  звуков, которые являются в ско-  данному учителем. Работа над   тах, весёлыми конкурсами
                                                                                                                       ок.
              Вот что об этом писал  роговорке доминирующими. Для  скороговоркой в этом случае даст   по чтению скороговорок.
                                                                                                                       atisgood2
           К. Д. Ушинский.               более закономерного и плавно-  результат, если она доводится до   https://vk.com/whatisgood2
                 днажды моя мама спроси-                                                                                           дела игру во мне, и я продолжила
                 ла меня о моих самых луч-                                                                                         эту традицию. Но в детстве я с ума
                 ших воспоминаниях из дет-                                                                                         сходила от счастья, когда мама за-
           Оства, связанных с ней. И у                                                                                             бывалась, увлекалась и играла не
           меня они были! Например, вот: в                                                                                         со мной, сама с собой. Это было
           первом классе у нас были уроки                                                                                          чудесно и по-настоящему.
           труда и все должны были прино-                                                                                             Мы никогда не узнаем, что
           сить нитки мулине для вышивки,                                                                                          именно откликнется в наших де-
           иголки, тряпочки. Все носили их в                                                                                       тях, что именно они запомнят. На-
           неудобных пакетиках. А одна де-                                                                                         пример, лет в пять мой сын бре-
           вочка (её мама вела в школе кру-                                                                                        дил медалью. Он видел медали у
           жок «Умелые руки» и вечно масте-                                                                                        спортсменов, и ему до искр из глаз
           рила что-то интересное) пришла с                                                                                        хотелось иметь такую же. Причём
           чудесной коробочкой, сделанной                                                                                          его вообще не привлекала идея
           из квадратного пакета от молока.                                                                                        победы в спорте, соревнования,
           С крышечкой и застёжкой! Фанта-                                                                                         почёта или чего-нибудь в этом ро-
           стика просто: в нашем детстве бы-                                                                                       де. Ему хотелось просто иметь ма-
           ло мало красивых коробочек.                                                                                             териальную медаль. Тяжёлую, кру-
              Вечером я в восторге расска-                                                                                         глую и блестящую. Я тогда очень
           зывала об этой коробочке маме,                                                                                          много работала, буквально сутка-
           а она — раз-раз и сделала мне                                                                                           ми напролёт, поэтому найти ме-
           такую же, только даже удобнее и                                                                                         сто, где продаются настоящие ме-
           продуманней! Для меня это бы-                                                                                           дали для настоящих соревнова-
           ло одновременно чудом и торже-                                                                                          ний, съездить туда, добыть необ-
           ством человеческого интеллек-                                                                                           ходимое оказалось настоящим
           та. Это воспоминание и ощущение                                                                                         квестом. Я привезла эту медаль
                                           Лучшие воспоминания учшие воспоминания
           восторга до сих пор со мной.                                                                                            сыну, и у меня голова кружилась
              — Коробочка?! — закричала    Л                                                                                       от восторга: он мечтал о ней год!
           тогда мама. — После всего, что я                                                                                        Он даже пошёл заниматься нена-
           для тебя делала, ты запомнила ко-                                                                                       вистным спортом только ради ми-
           робочку?! — и убежала плакать и                                                                                         фической возможности когда-ни-
                                                                                         из детстваз детства
           обижаться. Видимо, она ту коро-                                                                                         будь обрести медаль.
           бочку ценила не так высоко, как                                               и                                            И знаете что? Он вообще это-
           оценила её я.                                                                                                           го не помнит! Совсем. У него есть
              Поэтому я не успела ей расска-                                                                                       какие-то счастливые воспомина-
           зать о других счастливых воспо-                                                                                         ния из детства и ни одно из них
           минаниях.                                                                                                               не совпадает с моментами мо-
              Например, как мы ехали с ней                                                           не одобряла её во мне. Ужасно  их стараний. С теми момента-
           в автобусе в противный дождли-                                                            бесилась, когда я увлекалась и иг-  ми, когда я предпринимала спе-
           вый и холодный день, она подо-                                                            рала без толку и смысла. Потом я  циальные усилия, чтобы обеспе-
           шла к водителю, улыбнулась и по-                                                          повторю этот же паттерн: приду к  чить ребёнку счастливые воспо-
           просила открыть двери на свето-                                                           психологу поговорить о своём че-  минания детства.
           форе, а не на остановке, и он от-                                                         тырёхлетнем сыне, буду долго и   Я это не к тому, что не надо
           крыл. А мы вышли прямо около                                                              подробно описывать все те ужас-  предпринимать никаких усилий.
           дома, а не далеко-далеко от него                                                          ные, безсмысленные и необъяс-  А к тому, чтобы не надеяться полу-
           на остановке. И тогда я узнала, что                                                       нимые вещи, которые он творит,   чить от них какие-либо дивиден-
           если ты милый и вежливый, то да-                                                          не поддающиеся никакой логи-  ды в виде детской благодарности
           же автобусы открывают для тебя                                                            ке. А строгий психолог выслуша-  или хотя бы воспоминаний о них.
           двери тогда, когда ты попросишь.                                                          ет всё это и внезапно расплывёт-  Как бы вы не надрывались, они
           А ещё узнала то, что просить —                                                            ся в улыбке: «Он играет!..» И я за-  всё равно запомнят коробочку,
           нормально. И что у любых правил                                                           дохнусь, как громом поражённая:   которую вы сделали походя, ми-
           есть исключения.                                                                          мне вообще не приходило тако-  моходом. Возможно, потому что
              Ещё любила, когда мама забы-                                                           го в голову. Когда сын выливает в   именно в этот момент вы были са-
           валась и начинала увлечённо иг-                                                           ванну мой дорогой шампунь и де-  ми собой, самым настоящим.
           рать во что-то. Она, видимо, не за-                                                       лает целую ванну огромной плот-
           думывалась об этой своей игро-                                                            ной пены, он просто играет! Ма-              Алина ФАРКАШ
           вой части личности и очень-очень                                                          ма не ценила игру в себе, ненави-      https://vk.com/co_izhevsk
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28