Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
«Родовая Земля» ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО • 23
№ 2 (247), февраль 2025 г.
Народная педагогика. Скороговорка
В арсенале народной педаго- «Непосвящённые родители го перехода от предыдущего эта- определённой усталости органов
ти органов
олным рас-
гики особое место занимают ско- видят использование скороговор- па урока к работе над скороговор- речи; завершается полным рас-
роговорки. Наблюдательность на- ки на занятиях как элемент укра- кой желательно выделить эти зву- слаблением речевой моторики и
моторики и
рода и его чуткость к языку стали шательства занятия, а те возмож- ки из слов, включённых в содер- эмоциональным оживлением в
влением в
причиной появления в речи и об- ности, которые в них заключают- жание этого фрагмента урока (это классе.
ретение популярности звуковых ся, остаются в таком случае нере- может быть словарная работа, ми- В зависимости от содержа-
одержа-
каламбуров, созвучных, но раз- ализованными. нутка чистописания и т.д.). Далее ния скороговорки и целей
целей
личных по смыслу слов (парони- Выбор скороговорки для ис- необходимо произнести эти звуки данного урока можно реа-
реа-
мов) в виде маленьких коротких пользования на конкретном уро- в составе слогов (например: жа, лизовать её интонацион-
ион-
текстов. Позже эти тексты-скоро- ке определяется влиянием одного жо, жу, жи...). но-эмоциональные воз-
воз-
говорки удачно вписались в сис- или нескольких факторов: Дети внимательно слушают можности, предложив ив
тему народной педагогики. а) наличием в ней объектив- скороговорку и затем два раза детям произнести од- д-
Звуковые упражнения вели- но трудного для детского произ- медленно проговаривают её, вы- ну и ту же скороговор- -
кий русский педагог позапрош- ношения звука или сочетания зву- полняя требования учителя отчёт- ку с чувством радости, ,
лого века Константин Дмитрие- ков; ливо выговаривать каждый звук, огорчения, восторга,
вич Ушинский считал весьма по- б) наличием звука, неправиль- особое внимание при этом обра- возмущения, удивле-
лезными для развития внимания ное произношение которого об- щая на конечные слоги, нечёткое ния и т.д.»
и как средство подготовки детей условлено диалектическими при- произношение которых делает В рамках концеп-
к правильному письму. Среди та- чинами, например, произноше- речь неразборчивой. ции «семейный досуг
ких упражнений — работа со ско- ние взрывного [г]; Затем скороговорка прогова- без телевизора» мож-
роговоркой. Скороговорка — на- в) соответствие содержания ривается в более быстром тем- но наполнить семей-
родно-поэтическая миниатюра, скороговорки материалу, пред- пе, задаваемом учителем. Текст ное времяпрепрово-
шутка, в которой умышленно по- назначенному для чтения или бе- скороговорки с доски убирается, ждение интересными
добраны слова с труднопроизно- седы на уроке; и дети проговаривают в постоян- и полезными заняти-
симыми сочетаниями. К.Д. Ушин- г) необходимостью отработ- но убыстряющемся темпе четыре ями: чтением, просмо-
ский придавал работе со скоро- ки различных типов интонации — раза подряд, ещё быстрее — че- тром диафильмов, об- -
говоркой большое значение. Роль минимальный текст скороговорки тыре раза и ещё быстрее — во- суждением увиденно- о-
скороговорки в отработке чисто- позволяет это сделать наиболее семь раз. го и услышанного, рисо- о-
ты произношения, в обучении вы- эффективно. В процессе отработки скоро- ванием, семейными ми-
ми-
разительному чтению, наконец, в Работа над скороговоркой на говорки соблюдаются условия от-
й на
преодолении психологического уроке начинается с чёткого, не- чётливого произношения всех ни-спектаклями, игрой на
умен-
барьера, связанного с процессом однократного произношения тех звуков и соответствия темпу, за- музыкальных инструмен-
рсами
говорения перед классом велика. звуков, которые являются в ско- данному учителем. Работа над тах, весёлыми конкурсами
ок.
Вот что об этом писал роговорке доминирующими. Для скороговоркой в этом случае даст по чтению скороговорок.
atisgood2
К. Д. Ушинский. более закономерного и плавно- результат, если она доводится до https://vk.com/whatisgood2
днажды моя мама спроси- дела игру во мне, и я продолжила
ла меня о моих самых луч- эту традицию. Но в детстве я с ума
ших воспоминаниях из дет- сходила от счастья, когда мама за-
Оства, связанных с ней. И у бывалась, увлекалась и играла не
меня они были! Например, вот: в со мной, сама с собой. Это было
первом классе у нас были уроки чудесно и по-настоящему.
труда и все должны были прино- Мы никогда не узнаем, что
сить нитки мулине для вышивки, именно откликнется в наших де-
иголки, тряпочки. Все носили их в тях, что именно они запомнят. На-
неудобных пакетиках. А одна де- пример, лет в пять мой сын бре-
вочка (её мама вела в школе кру- дил медалью. Он видел медали у
жок «Умелые руки» и вечно масте- спортсменов, и ему до искр из глаз
рила что-то интересное) пришла с хотелось иметь такую же. Причём
чудесной коробочкой, сделанной его вообще не привлекала идея
из квадратного пакета от молока. победы в спорте, соревнования,
С крышечкой и застёжкой! Фанта- почёта или чего-нибудь в этом ро-
стика просто: в нашем детстве бы- де. Ему хотелось просто иметь ма-
ло мало красивых коробочек. териальную медаль. Тяжёлую, кру-
Вечером я в восторге расска- глую и блестящую. Я тогда очень
зывала об этой коробочке маме, много работала, буквально сутка-
а она — раз-раз и сделала мне ми напролёт, поэтому найти ме-
такую же, только даже удобнее и сто, где продаются настоящие ме-
продуманней! Для меня это бы- дали для настоящих соревнова-
ло одновременно чудом и торже- ний, съездить туда, добыть необ-
ством человеческого интеллек- ходимое оказалось настоящим
та. Это воспоминание и ощущение квестом. Я привезла эту медаль
Лучшие воспоминания учшие воспоминания
восторга до сих пор со мной. сыну, и у меня голова кружилась
— Коробочка?! — закричала Л от восторга: он мечтал о ней год!
тогда мама. — После всего, что я Он даже пошёл заниматься нена-
для тебя делала, ты запомнила ко- вистным спортом только ради ми-
робочку?! — и убежала плакать и фической возможности когда-ни-
из детстваз детства
обижаться. Видимо, она ту коро- будь обрести медаль.
бочку ценила не так высоко, как и И знаете что? Он вообще это-
оценила её я. го не помнит! Совсем. У него есть
Поэтому я не успела ей расска- какие-то счастливые воспомина-
зать о других счастливых воспо- ния из детства и ни одно из них
минаниях. не совпадает с моментами мо-
Например, как мы ехали с ней не одобряла её во мне. Ужасно их стараний. С теми момента-
в автобусе в противный дождли- бесилась, когда я увлекалась и иг- ми, когда я предпринимала спе-
вый и холодный день, она подо- рала без толку и смысла. Потом я циальные усилия, чтобы обеспе-
шла к водителю, улыбнулась и по- повторю этот же паттерн: приду к чить ребёнку счастливые воспо-
просила открыть двери на свето- психологу поговорить о своём че- минания детства.
форе, а не на остановке, и он от- тырёхлетнем сыне, буду долго и Я это не к тому, что не надо
крыл. А мы вышли прямо около подробно описывать все те ужас- предпринимать никаких усилий.
дома, а не далеко-далеко от него ные, безсмысленные и необъяс- А к тому, чтобы не надеяться полу-
на остановке. И тогда я узнала, что нимые вещи, которые он творит, чить от них какие-либо дивиден-
если ты милый и вежливый, то да- не поддающиеся никакой логи- ды в виде детской благодарности
же автобусы открывают для тебя ке. А строгий психолог выслуша- или хотя бы воспоминаний о них.
двери тогда, когда ты попросишь. ет всё это и внезапно расплывёт- Как бы вы не надрывались, они
А ещё узнала то, что просить — ся в улыбке: «Он играет!..» И я за- всё равно запомнят коробочку,
нормально. И что у любых правил дохнусь, как громом поражённая: которую вы сделали походя, ми-
есть исключения. мне вообще не приходило тако- моходом. Возможно, потому что
Ещё любила, когда мама забы- го в голову. Когда сын выливает в именно в этот момент вы были са-
валась и начинала увлечённо иг- ванну мой дорогой шампунь и де- ми собой, самым настоящим.
рать во что-то. Она, видимо, не за- лает целую ванну огромной плот-
думывалась об этой своей игро- ной пены, он просто играет! Ма- Алина ФАРКАШ
вой части личности и очень-очень ма не ценила игру в себе, ненави- https://vk.com/co_izhevsk

